Исследование посвящено изучению современных тенденций ограничения внешнеторговой деятельности, особенностей нетарифного регулирования в области Интернет-торговли в России; путей устранения проблем.
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, Интернет-торговля, нетарифное регулирование
The study examines the current trends in the restriction of foreign trade activities, features of non-tariff regulation in the field of Internet Commerce in Russia and ways of their elimination.
Key words: foreign trade, online trade, non-tariff regulation
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, — мировое хозяйство.
Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.
Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово — политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20 %, столько же — налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше — технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС.
В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин). Обратим внимание, что и в Таможенном кодексе РФ, и в Законе "О таможенном тарифе» не дается определение нетарифного регулирования; мы находим там лишь понятие мер экономической политики.
Современные тенденции и процессы развития мировой макроэкономической системы диктуют необходимость наличия в арсенале правительства любой страны самых разнообразных инструментов государственного влияния на импортно-экспортные потоковые механизмы. К числу таких скрытых инструментальных средств, безусловно, стоит отнести и нетарифные методы регулирования внешней торговли, которые служат не только экономическим целям, но порой дают возможность решать серьезные геополитические задачи. Широкий и гибкий набор средств данной направленности, кроме всего прочего, является непременным условием осуществления активной, целостной и последовательной таможенной политики, которая способствует увеличению объемов импортно-экспортных потоков и расширению товарной номенклатуры, а также повышению результативности международных торговых операций.
Нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Нетарифные методы регулирования международной торговли, как правило, не зависят от положений каких-либо соглашений между странами и не являются официальными обязательствами. Следовательно, их порядок, объемы и методики могут быть полностью регламентированы национальным законодательством, что предоставляет правительству широкий простор для юридических и экономических маневров. Кроме того, такие ограничивающие средства позволяют полностью учитывать не только интересы державы, но и общую внешнеэкономическую ситуацию, сложившуюся в тот или иной исторический момент на мировом рынке. В зависимости от этого появляется возможность варьировать данные методики, что не всегда позволяют сделать тарифные методы регулирования внешней торговли, которые зачастую устанавливаются различными межгосударственными договорами. И наконец, применение нетарифных ограничений не влечет за собой дополнительного налогового бремени для российских субъектов ВЭД, что также стимулирует и оживляет национальную экономику.
Методами регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями можно выделить семь основных групп, относящихся к нетарифным методам (Рис.1).
Рис. 1. Методы регулирования
Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные тарифные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Наиболее часто используемым паратарифным методам относят, прежде всего, акцизы и налоги на добавленную стоимость.
контроля цен представляют собой действия против искусственного занижения цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам — экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).
Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).
Методы количественного связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.
лицензирование состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа — лицензии. С введением автоматического лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение ограничений в случае необходимости.
Монополистические меры.В различные периоды времени отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет государственную компанию.
Технические барьеры устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.
Импортные представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.
Оперативное регулирование дает возможность Правительству Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли, Федеральной таможенной службе Российской Федерации приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.
В Интернет — торговле существует явление, называемое трансграничной торговлей, когда товары приобретаются в зарубежном интернет-магазине напрямую физическим лицом, находящимся на территории РФ. Регулируется эта деятельность у нас вообще. Объем транспортной торговли последние несколько лет постоянно растет, причем темпами, опережающие рост локального рынка в 2–3 раза ежегодно: средний совокупный рост составил более 75 % за восемь лет, начиная с 2008 г. Как выглядит ситуация на сегодняшний день? Общий объем Интернет-торговли в РФ по итогам 2015 г., составил 760 млрд руб. в 2010 г., когда этот рынок только начинал развиваться, он составил около 260 млрд руб. Но что примечательно: 8 % из этого общего объема в 2010 г. составляла трансграничная торговля, примерно такая же планка трансграничной торговли во всех развитых странах. Как правило, дальше этот сегмент не увеличивается, а развивается в рамках рынка е-commerce в целом. У нас наблюдается иная ситуация: доля трансграничной торговли постоянно увеличивается, и к концу 2015 г. она достигла трети всего объема е-commerce, вместе с тем доля локального рынка сокращается.
Владимир Путин, выступая на саммите БРИКС, который проходит в Индии, заявил о том, что странам, входящим в объединение, необходимо выработать единые чёткие правила проведения электронной торговли. Речь идёт не только о деятельности интернет-магазинов, но и о бизнес-проектах в целом (например, многие сделки между странами БРИКС совершаются просто через интернет).
В настоящее время в Российской Федерации сформировалось четко определенное понятие мер нетарифного регулирования, существующее наряду с понятием запретов и ограничений экономического и неэкономического характера.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса особо возрастает роль «точно наводящихся" нетарифных мер торговой политики, позволяющих бороться не просто с проникновением иностранных товаров на российскую территорию, а с конкретными случаями нарушений правил честной конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутренних российских рынках. Защитные меры (антидемпинговые, компенсационные и специальные) позволяют в условиях мирового кризиса, не впадая в эйфорию государственного протекционизма и не повторяя ошибок Великой депрессии 1930-х гг., четко и надёжно отстаивать национальные экономические интересы.
Применение нетарифных ограничений экономического характера в кризисной ситуации представляется более эффективным и оправданным, чем использование административных мер государственного регулирования внешней торговли.
В целом, сравнивая российскую модель нетарифного регулирования, например, с американской либо европейской, можно отметить, что, несмотря на относительно короткий срок ее существования и функционирования, она отвечает основным стандартам, которые существуют в современных развитых государствах. Что позволяет Правительству РФ эффективно применять систему нетарифных мер, которые направлены на поддержку национальной экономики, с одной стороны, и выполнение международных обязательств — с другой.
Литература:
- Дюмулен. И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Москва 2011.
- Журнал. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. № 7/2016
- Журнал. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. № 3/2016
- Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. Москва. Юрай 2015.
- Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.ЮНИТИ-ДАНА. — 2007.
- Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
- Трошкина Т. Н. Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации // Реформы и право. 2010.
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (действующая редакция, 2016).
- http: //www.wto.ru/ (Россия и ВТО)