В статье рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, охарактеризованы основные методы и средства, способствующие их формированию и развитию в образовательном процессе современной начальной школы.
Ключевые слова: младшие школьники, регулятивные универсальные учебные действия, начальная школа, кейс-технология, дебаты, исследовательская деятельность, метод проектов
The article considers the problem of forming a regulatory universal educational actions of children of primary school age, describes the main methods and tools contributing to their formation and development in the educational process of modern elementary school.
Keywords: junior schoolchildren,regulatory universal educational actions, primary school, case-technology, debates, research activities, project method
Новая парадигма образования, которая нашла отражение в ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования) направлена на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании младших школьников. А. Г. Асмолов считает, что знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [1].
Актуальным становится формирование универсальных учебных действий, помогающих школьникам научиться самостоятельно добывать знания. Регулятивные универсальные учебные действия помогают учащимся в организации их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Педагог при этом помогает учащимся научиться понимать задачи, составлять план их решения, контролировать, корректировать и оценивать свои действия. Опираясь на анализ опыта работы учителей начальных классов, приведём примеры методов и средств, способствующих эффективному формированию каждого из этих компонентов [1].
В настоящее время педагогами активно используется кейс-технология или анализ конкретных ситуаций, case в переводе с английского означает «случай», «ситуация» [2]. Суть данной технологии состоит в том, что учителем специально разрабатываются конкретные жизненные ситуации, которые впоследствии будут разбираться учащимися. Разбор и решение конкретных ситуаций развивает способность к анализу и синтезу жизненных проблем, формированию определения своего отношения к ним. Младшие школьники учатся добывать и классифицировать информацию, применять уже имеющиеся знания, отличать главное от второстепенного, восполнять пробелы в знаниях, реализовывать свои творческие способности, вести дискуссию, следить за ходом работы и при необходимости корректировать ее, составлять и представлять отчёт для экспертизы на общей дискуссии [2].
Нетрадиционным способом формирования регулятивных универсальных учебных действий для младших школьников являются дебаты. Учитель предварительно даёт детям задание подготовиться к предстоящей дискуссии, указывает учащимся нужное направление работы, консультирует, подталкивает к пониманию того, что для успешного выступления необходимо хорошо разбираться в теме проблемного вопроса. Школьники в свою очередь активно готовятся, ведут поиск необходимой информации, структурируют её, выделяя важные аргументы, прогнозируют проблемные вопросы и ответы на них, мобилизуют свои силы, готовясь к выступлению, понимают, что необходимо следить и регулировать свою деятельность и речь, следить за ходом мыслей оппонента. Дебаты позволяют учащимся вырабатывать самостоятельность оценок, нравственную и мировоззренческую позицию и поведенческие установки, развивать волю, память, мышление, умение сопоставлять, сравнивать и анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать информацию и анализировать её источники, обосновывать правильность выводов, оценок, используя различные способы доказательства и достоверные исторические факты, собирать доказательную базу и грамотно её использовать [2]. Учащиеся осознают противоречия, трудности, связанные с обсуждаемой проблемой, происходит актуализация ранее полученных знаний и творческое переосмысление возможностей их применения. Всё это является компонентами регулятивных универсальных учебных действий.
Среди традиционных видов работы, направленных на формирование умений регулировать собственную деятельность, можно отметить анализ текста перед написанием изложения. Учащиеся предварительно составляют план, по которому затем будут работать. Можно предложить детям составить кроссворд по ранее пройденному материалу, в процессе своей работы ребята будут не только повторять полученную ранее информацию, осуществляя поиск вопросов, но и определять их последовательность, учитывать расстановку вопросов и «клеточек» для ответов на них. Также учащиеся контролируют свою деятельность, сравнивая полученный результат с запланированным, при необходимости вносят в него коррективы.
Целесообразно, для лучшего усвоения информации учащимися, чтобы учитель на начальном этапе обучения может научить детей структурировать её в виде смех, таблиц и рисунков, затем ученики сами смогут оперировать полученными знаниями и легче усваивать материал. Задания, побуждающие к представлению материала в схематическом виде, побуждают учащихся к планированию, контролю и оценке своей деятельности, внесению изменений в ходе работы и сравнению итога с эталоном. Также педагог может сам предоставить ученикам схему, например «Найди клад», она имеет инструкции, чёткие указания того, что необходимо сделать, творческие задания. Такие упражнения могут показать пример того, как необходимо действовать, т. е. в каком алгоритме, чтобы решить некоторые проблему.
Исследовательская деятельность, а именно проведение опытов и экспериментов, является одним из основных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий. В процессе работы ребёнок под руководством учителя или родителей планирует свою деятельность и её результат, корректирует свои действия, осуществляет поиск необходимой информации, анализирует различную литературу, отбирает возможные варианты решения поставленной задачи, сравнивает разнообразные явления и факты, проводит самоконтроль, осуществляет оценку и презентацию полученного результата [2].
Также регулятивные универсальные учебные действия можно развивать вне урока, посредством конкурсов, например, по шахматам или шашкам, ведь в процессе игры ребёнок строит мысленный образ игрового поля, продумывает свои ходы и действия соперника, оценивает свою деятельность и корректирует её. Создание клубов по интересам не только объединяет детей с одинаковыми стремлениями, но и способствует лучшему прорабатыванию, осмыслению определённых проблем. Участвуя в них, ребята учатся создавать модели, ставят спектакли, организовывают выставки, и вся это деятельность имеет свой определённый порядок, осуществляется по заранее проработанному плану, что способствует формированию у младших школьников представлений об организации различных видов деятельности.
Таким образом, среди способов формирования регулятивных универсальных учебных действий, можно выделить такие как: создание проектов, кейс-технология, дебаты, анализ текста, составление кроссвордов, работа со схемами, таблицами и картами, исследовательская деятельность (опыты и эксперименты), конкурсы, клубы по интересам, концерты и выставки. Но не стоит забывать о творчестве самого педагога, ведь во многом именно от него зависит, как будет проходить учебный процесс, какие средства будут применяться для повышения его качества.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — (Стандарты второго поколения).
2. Инновационные образовательные технологии в преподавании предмета как средство достижения нового образовательного результата: [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://sites.google.com/site/innovobraz/vvedenie (Дата обращения: 16.03.2017).