В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с аутизмом. Описаны методики диагностики: «Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхарда»; Опросник для родителей «Характеристика проприоцептивной дисфункции» Кэрол Сток Крановиц; Модифицированный блок заданий для диагностики проприоцептивных нарушений Д. Айрис. На основе данных методик представлен анализ полученных результатов.
Ключевые слова:расстройства аутистического спектра, схема тела, проприоцептивная дисфункция, сенсомоторное развитие
Наша схема тела, подобно атласу мира, состоит из «карт» каждой части тела. Двигаясь и делая что-либо, ребенок отправляет на хранение бесчисленные единицы сенсорной информации, подобно путешественникам, зарисовывающим каждый впервые увиденный клочок земли. Чем больше вариантов движения выполняет ребенок, тем точнее будет его «карта». Мозг обращается к схеме тела для планирования движения приблизительно так же, как мы намечаем маршрут по карте. Чем точнее карты, тем легче направлять непривычные движения.
Ребенок с нарушением схемы тела не умеет правильно планировать движения, поэтому нередко тратит на это огромные усилия. Пытаясь приобрести навыки в какой-либо игре или виде спорта, он вынужден каждый раз заново планировать действия.
Нарушение формирования схемы тела делает ребенка неловким и неуклюжим в рамках крупной моторики: возникают проблемы с передвижением на снарядах спортивной площадки, с бегом и прыжками.
Аутичный ребенок не способен организовать телесные ощущения. Он путается, пытаясь упорядочить все те ощущения, которые мы получаем в присутствии множества людей или вещей. Ребенок не справляется с модуляцией множественных ощущений и испытывает перегрузку. Его нервная система уязвима для стрессов в ситуациях, привычных другим людям. Схема тела у аутичного ребенка практически не развита, поэтому они плохо осознают свое физическое бытие. У них наблюдается кризис идентичности. Нарушения в схеме собственного тела препятствует развитию личности. Страдает не только его осознание себя, но и отношения с окружающей средой. Таким образом, формирование схемы тела через развитие проприоцептивной системы является базой для формирования идентичности ребенка, основой связи его личности и окружающего мира.
Базу нашего исследования составили 12 детей с диагнозом расстройства аутистического спектра в возрасте от 3 до 4,5 лет, а также их родители.
Для проведения диагностической процедуры с детьми использовались: модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей от 3 до 5 лет предложенная Эрнстом Й. Кипхардом [6, с. 13]; опросник для родителей «Характеристика проприоцептивной дисфункции» Кэрол Сток Крановиц [9, с 194]; избранные тестовые задания для определения нарушений в схеме собственного тела в работе Джейн Айрис «Ребенок и сенсорная интеграция» [1, с 137].
Опишем методики, используемые в диагностике.
Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхарда.
Цель методики: диагностика уровня моторного развития ребенка дошкольного возраста.
Задачи методики:
– Определить проблемные зоны моторного развития ребенка;
– Определить возрастной диапазон, в который попадает ребенок по своему моторному развитию.
Методика предназначена для испытуемых в возрасте от 3 до 5 лет.
Содержание методики. Методика представляет собой таблицу из списка ключевых характеристик, расположенных по степени возрастания сложности. При наблюдении за ребенком данные заносятся следующим образом:
– ребенок справляется с заданием;
– справляется с заданием наполовину;
– ребенок с заданием не справляется.
Полученные данные подсчитываются и выводятся в процентах, как отдельно по каждому ребенку, так в целом по группе детей: полностью справился, справился наполовину, не справился.
Опросник для родителей «Характеристика проприоцептивной дисфункции» Кэрол Сток Крановиц.
Цель методики: определить наличие проприоцептивной дисфункции.
Задачи методики:
– Выявить уровень нарушений в отдельных параметрах проприоцептивной дисфункции;
– Провести сравнение между параметрами для выявления доминирующих нарушений.
Методика предназначена для испытуемых в возрасте от 3 до 9 лет.
Содержание методики
Методика представляет собой опросник, разделенный на блоки: проприоцептивная сверхчувствительность, недостаточная проприоцептивная чувствительность, поиск ощущений, диспраксия и плохое различение чувства тела, трудность в градуировании движений, постуральные нарушения, эмоционально-телесный дискомфорт.
Каждый из предложенных блоков включает в себя ряд вопросов, помогающих оценить уровень нарушений ребенка в данном блоке. В случае если по результатам опроса ребенок набирает более 50 % положительных утверждений в каждом блоке, мы говорим о наличии у него данного нарушения.
Модифицированный блок заданий для диагностики проприоцептивных нарушений Д. Айрис.
Цель методики: определить наличие проприоцептивных нарушений.
Задачи методики:
– Опредедлить уровень проприоцептивных нарушений.
– Определить модальность (гипер-; гипо) проприоцептивных нарушений ребенка с РАС.
Методика предназначена для испытуемых в возрасте от 3 до 9 лет.
Содержание методики.Методика представляет собой блок заданий, предназначенных для выполнения ребенком с РАС. Специалист оценивает уровень выполнения заданий ребенком.
Диагностика проводится в двух направлениях: количественном — подсчитывается процент выполненных и не выполненных заданий, а так же в качественном — определяется модальность проприоцептивных нарушений (гипертонус либо гипотонус)
Диагностика проводилась в сентябре 2016 года. По результатам диагностики можно сделать следующие выводы.
«Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхарда»:
- 58 % детей не справляются с предложенными заданиями. В их психосоматической характеристике можно отметить следующее: ослабленный контроль над своим телом и движениями, ребенок не ловок, ему сложно держать равновесие, испытывает трудности в работе вестибулярной системы, прыжки даются ему с трудом, подвижные игры носят нецеленаправленный характер, часто возникает ощущение, что руки и ноги «не слушают» его.
- 42 % процента детей справляются с предложенными заданиями частично. Данные испытуемые чуть лучше контролируют работу рук и ног, они могут подражать действиям взрослых, но часто сами допускают ошибки в целенаправленности действий, для удачных прыжков, бросков, контроля, требуется организующая и направляющая помощь взрослого.
Карта наблюдений показывает, что у всех испытуемых имеются нарушения сенсомоторного развития в той или иной степени. Таким образом, полученные данные дают нам понимание направлений в коррекционно-развивающей работе.
Опросник для родителей «Характеристика проприоцептивной дисфункции» Кэрол Сток Крановиц:
- 7 % детей характеризуются проприоцептивной сверхчувствительностью: предпочитают не двигаться, вялы и лабильны, любое физическое упражнение вызывает у них протест,
- 13 % детей характеризуются недостаточной проприоцептивной чувствительностью: имеют высокий тонус, крайне напряжены, создается ощущение что все тело натянуто как струна, крайне неловки в движениях и действиях.
- 21 % детей характеризуются слабым контролем, имеются трудности при планировании движений, имеют трудности при принятии определенных поз тела, а так же о положении тела относительно окружащих предметов.
- 14 % процентов детей наблюдаются трудности в градуировании движений. Данные дети не могут рассчитать мышечную силу при выполнении отдельных действий: либо слишком слабы, либо наоборот напористы.
Таким образом данный опросник показывают, что родители наблюдают у своих детей в основном недостаточность проприоцептивных ощущений, а так же трудность в градуировании движений. Т. е. у всех 12 испытуемых мы наблюдаем те или иные нарушения обработки проприоцептивной информации.
Модифицированный блок заданий для диагностики проприоцептивных нарушений Д. Айрис:
№ |
Задание |
Результат |
|
1 |
«Качели». Оценка удержания головы в позе эмбриона при раскачивании |
87 % детей не удерживают головы, шея вялая; 13 % удерживают голову, шея сильно напряжена. |
|
2 |
«Канаты» Удержание в руках канатов, при перетягивании. |
90 % детей не могут удержать канат, кисти рук вялые; 10 % детей сжимают канат крепко, однако позу при перетягивании не удерживают. |
|
3 |
«Ползание». |
На четвереньках. Оценка удержания рук и ног при передвижении. |
83 % детей при ползании сгибают руки, спина впалая, плохая координация рука-нога при передвижении; 17 % детей напрягают руки при ползании, не сгибают их, спина выгнута, плохая координация рука-нога при передвижении. |
По-пластунски. Оценка силы толчка ногами при передвижении |
78 % детей с трудом отталкиваются ногой, не чувствуют силу толчка, с трудом передвигают тело; 22 % детей отталкиваются ногой, но не могут расчитать силу толчка, с большим трудом сгибают ногу в суставе при передвижении. |
||
4 |
Поднимание рук и ног перпендикулярно туловищу в положении лежа. Оценка мышечно-суставного чувства в конечностях. |
80 % детей не могут удержать ровно руку и ногу в течении 3 сек., конечности вялые, сразу же после поднятия сгибаются в суставе; 20 % детей удерживают конечности ровно, однако в суставах гипертонус, сгибы даются сложно. |
|
5 |
Удержание баланса на кочке. Оценка ощущения собственного тела. |
95 % детей не могут удержать баланс на кочке, падают, не могут скоординировать части тела; 5 % детей удерживают баланс в течении 3 секунд. |
|
Таким образом, у подавляющего большинства испытуемых имеются серьезные нарушения, как в проприоцептивной системе, так и в ориентировке в схеме собственного тела. Дети с РАС часто не могут скоординировать движения для выполнения действий, страдает целенаправленная деятельность. Все это приводит к тому, что ребенок не осознает свою телесность, не сформирован фундамент самосознания. Родители такого ребенка, по результатам опроса так же не до конца понимают суть проблемы, способы ее решения. Поэтому необходима комплексная коррекционно-просветительская работа по рассматриваемому нами вопросу.
Литература:
- Айрис Энн Джин “Ребенок и сенсорная интеграция”. — Тервинф, 2016 Серия “Особый ребенок”, 272 с
- Арина Г.А, Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С.222–235.
- Арина Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. — // В Сб. Психология телесности между душой и телом. — Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007, — Сс. 222–235.
- Воробьев М. З. Психосоматика в культуре личности и социума (теоретическое обоснование роли и места) // Ломоносов. 2000.4.11.
- Дорожевец А. Н., Соколова Е. Т. Исследование образа физического я: некоторые результаты и размышления.//Телесность человека: Междисциплинарные исследования/ Под ред. В. В. Николаевой, П. Д. Тищенко. М., 1993г.
- Кипхард Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От 3-х до 5-ти лет / Эрнст Й. Кипхард; [пер. с нем. Л. В. Хариной]. — Изд. 4-е. — М.: Тервинф, 2016–112 с.
- Кислинг Улла Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под. ред. Е. В. Клочковой; . — М.: Тервинф, 2010. — 240 с.
- Коновалов В. Ю. Психосоматический аспект детского развития, его закономерности и этапы.// Практическая психология и логопедия, 2005, № 5–6, С 4–9.
- Крановиц К. С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справится с нарушениями обработки сенсорной информации / Кэрол Сток Крановиц; Пер. с англ. — 1-е изд.СПб: Издательство «Редактор», 2012–396 с.
- Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности.// Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119–126.
- Поляков Ю. Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. № 2, С3–8
- Тхостов А. Ш. “Психология телесности”. — М.: Смысл, 2002. — 287 с.
- Феррари П. Детский аутизм / П. Феррари; пер. с фр. О. Власовой. — М.: РОО «Образование и здоровье», 2006. — 127 с.
- Fishеr S. Bоdу ехреriеnсе in fаntаsу аnd bеhаviоr. N.У., 1970.
- Hеibеrg А. N. Аlехitimithуmiс сhаrасtеristiсs аnd sоmаtiс illnеss // Рsусhоthеr. Рsусhоsоm., 1980, V. 34
- Mаhlеr M., Рinе F., Bеrgmаn А. Thе mоthеr's rеасtiоn tо hеr tоddlеr's drivе fоr individuаtiоn. // Еd. Аntоnу J. Е., Bеnеdеk T. Раrеnthооd: its рsусhоlоgу аnd рsусhораthоlоgу. Littlе Brоwn, NУ., 1970.