Рассмотрены особенности мер применения обеспечительных мер производства по делам об административных правонарушениях, влекущих административный арест, административное выдворение. Рассмотрены такие обеспечительные меры как административное задержание и доставление при сокращенных сроках рассмотрения дел об административных правонарушениях. Внимание обращено на необходимость применения указанных обеспечительных мер для своевременного рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Автором предлагается решение имеющихся проблем путем внесения изменений в некоторые нормы КоАП РФ.
Ключевые слова: дело об административном правонарушении, производство по делу об административном правонарушении, административный арест, административное выдворение, сроки давности административной ответственности, сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях
Нормы административного права являются одним из средств, с помощью которых государство предупреждает и пресекает административные правонарушения, а в случае совершения административных правонарушений привлекает к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений [1].
Административное право выполняет несколько функций которые можно разделить на три группы:
– правоисполнительная функция;
– правотворческая функция;
– правоохранительная функция.
Правоохранительная функция обеспечивает соблюдение установленного порядка и защиту законных прав и интересов участников регулируемых отношений [2].
Нормами административного права регулируется также производство по делам об административных правонарушениях, что можно отнести к правоохранительной функции. Административное право регламентирует правила привлечения лиц к административной ответственности, назначение наказаний судами и другими уполномоченными органами.
Государство осуществляет свои функции через такие методы государственного управления как убеждение и принуждение. Метод убеждения стимулирует должное поведение участников управленческих правоотношений.
К методу принуждения относится привлечение лиц к административной ответственности, а также ряд других иных мер административного принуждения [3].
Законодатель для сохранения общественного порядка помимо административной ответственности предусматривает также и методы принуждения, к которым относится и административное принуждение.
Административному принуждению Мигачевым Ю. дано следующее определение: «это особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления» [4].
В настоящее время меры административного принуждения подразделяют на четыре группы:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности;
4) меры административно-процессуального обеспечения.
В рамках настоящей статьи рассмотрим меры административно — процессуального обеспечения, поскольку данные меры применяются уже при совершении административного правонарушения в целях привлечения лица к административной ответственности и назначении ему соответствующего административного наказания. Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называется процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Эти меры применяются в целях:
– пресечения административного правонарушения;
– установления личности правонарушителя;
– составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
– обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления [5].
Действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ в ст. 27.1. предусматривает, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности, залог за арестованное судно, помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения [6].
Среди указанных двенадцати мер пресечения доставление, задержание лица и привод имеют важное значение для обеспечения своевременного рассмотрения дела. Данные меры пресечения имеют особенно важное значение именно для рассмотрения дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрено наказание в виде административного ареста или выдворения за пределы РФ.
Важность этих мер при рассмотрении указанной категории административных дел связана с двумя нормами КоАП РФ, а именно с ч.3 ст.25.1., которая предусматривает обязательное участие лица, привлекаемого по делу об административной ответственности и ч.4 ст.29.6, согласно которой дело об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении.
Данные статьи обязывают суд рассмотреть дело об административном правонарушении в день поступления протокола в суд и с обязательным участием лица привлекаемого по делу, в связи с чем необходимо обязательно обеспечить явку привлекаемого лица в суд. В случае недоставления лица, привлекаемого по делу об административном правонарушении в суд, рассмотрение дела не всегда возможно. Невозможность связана с отсутствием лица привлекаемого по делу об административном правонарушении и в связи с невозможностью обеспечить его явку в суд в день поступления протокола. При таких обстоятельствах суды вынуждены обратно пересылать протоколы с другими материалами в орган, их составивший. Данная сложившаяся практика отмечена Куратовым А. А., который указывает, что обратная передача протокола в орган его составивший, действительно имеет место быть и приводит к затягиванию рассмотрения дела [7].
Между тем, законодателем в ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ закреплены сроки давности привлечения к административной ответственности. Согласно указанной статье постановление по делу не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административно правонарушении, рассматриваемому судьей, − трех месяцев), со дня совершения административного правонарушения. Затягивание рассмотрения дел об административных правонарушениях в большинстве случаев приводит к истечению сроков давности привлечения к административной ответственности и соответственно влечет прекращение дел об административных правонарушениях на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Для соблюдения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или выдворение в случае недоставления лица, привлекаемого к административной ответственности суд вынужден пересылать обратно протокол об административном правонарушении, мотивируя это пп.4 п.1 ст.29.4 КоАП РФ. Данный порядок возврата протокола отражен и в работе Емельянова В. М., где указано, что основными причинами, по которым судьями выносятся определения о возвращении дел, являются:
– отсутствие указания в протоколе об административном правонарушении места, времени, конкретных обстоятельств совершения правонарушения, противоправности деяния;
– истечение срока давности привлечения к административной ответственности;
– недоставление лица, привлекаемого к административной ответственности;
– отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи должностного лица, составившего протокол [8].
Между тем, в указанной норме такого основания как недоставление лица, привлекаемого по делу об административной ответственности, не имеется. Ввиду этого, суды на практике это обстоятельство классифицируют как неполноту представленных материалов. Возврат протокола в орган его составивший, судам обеспечивает соблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или административное выдворение.
Как видно из Постановления Верховного Суда РФ от 16.04.2014г. за № 7-АД13–8, суды имеют право отсылать обратно протокол об административном правонарушении ввиду недоставления лица, привлекаемого по делу об административном правонарушении, влекущем арест и невозможности рассмотрения дела в его отсутствие [9].
Президиумом Верховного Суда РФ также одобрена практика обратной пересылки протокола об административном правонарушении ввиду недоставления лица, привлекаемого по делу об административном правонарушении [10].
Между тем, сложившаяся практика соблюдения срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или выдворение не исключает истечения сокращенного срока давности привлечения к административной ответственности лица, привлекаемого по делу об административном правонарушении, который не был задержан и не доставлен в суд, а принудительный привод в день поступления протокола в суд не осуществлен. Данные наблюдения отражены в работе Л. Ю. Зуевой, где она указывает, что как показывает практика сотни тысяч правонарушителей уходят от ответственности [11].
Сокращенные сроки давности привлечения к административной ответственности Конституционный суд РФ считает целесообразным поскольку административные правонарушения характеризуются небольшой общественной опасностью и не наносят существенных последствий для общества [12]. Между тем, сокращенные сроки давности привлечения к административной ответственности, в случае недоставления лица, привлекаемого по делу об административной ответственности? приводит к безнаказанности виновных лиц. Лицо, привлекаемое по делу об административном правонарушении, зная о возможности ухода от ответственности по истечении трех месяцев в большинстве случаев уклоняется от явки в суд. При таких обстоятельствах исполнение меры процессуального обеспечения в виде административного задержания при составлении протокола об административном правонарушении являются гарантом своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечении лица к административной ответственности.
Из анализа данной практики следует вывод, что прекращение производства по делу об административном правонарушении приводит к безнаказанности лиц, привлекаемых по делам об административных правонарушениях, увеличению административных правонарушений, а для потерпевших по делам об административных правонарушениях — к лишению судебной защиты и восстановления их нарушенных прав.
Подводя итог, можно сказать, что ст.25.1 КоАП РФ, содержит диспозитивную норму о доставлении и задержании лица, привлекаемого по делу об административном правонарушении, т. е. сотрудник управомоченного органа при составлении протокола об административном правонарушении, может задерживать или не задерживать лицо, привлекаемое по административному делу.
Более того, в ст.27.3 КоАП РФ сказано, что административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно данной нормы задержание лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, остается на усмотрение должностного лица? составляющего протокол об административном правонарушении.
Помимо изложенного, уполномоченное должностное лицо должно выяснить имеются ли исключительные обстоятельства для задержания лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении. Законодателем не указаны исключительные обстоятельства, когда необходимо задержание лица для обеспечения своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. В статье 27.3 КоАП РФ не указан перечень исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости задержания лица, привлекаемого по делу об административном правонарушении для своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.
В своей работе А. Ю. Анохина также отмечает, что правоприменитель сам определяет задерживать лицо или нет [13].
Для исключения указанных противоречий следует внести изменения в нормы КоАП РФ о мерах пресечения, а именно:
В статью 27.3 КоАП РФ внести изменения об обязательном задержании лица, привлекаемого по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест или выдворение.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // www.consultant.ru.
- Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров Административное право РФ учебник 2-ое издание МГЮА им.О. Е. Кутафина Москва. Юрайт. 2017. с.27
- Ю. И. Ю.И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров Административное право РФ // учебник 4-ое издание. МГЮУ им.О. Е. Кутафина. Москва. Юрайт — 2014. с.519.
- Ю. И. Ю.И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров Административное право РФ // учебник 4-ое издание. МГЮУ им.О. Е. Кутафина. Москва. Юрайт — 2014. с.519.
- Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. СтариловАдминитсартивноеправо.учебник 2-ое издание. Норма. Москва, 2006. С.799
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ редакция от 3.04.2017г. // www.consultant.ru.
- Куратов А. А. Организация меры обеспечения по делам об административных правонарушениях в виде принудительного привода // Административное право и процесс. Издательская группа «Юрист». 2011 № 6 с.18−20.
- Емельянов В. М. Выявление и документирование административных правонарушений, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест //Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. № 2(7). 2016. С.43–4
- Постановление Верховного Суда РФ от 16.04.2014г. за № 7-АД13–8 http://www.consultant.ru
- Постановление Президиума ВС РФ от 29.12.2010г. // www.consultant.ru
- Зуева Л. Ю. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Зуева Л. Ю. М. 2014 с.3–4 Электрон.б-ки // http://www.library.customs-academy.ru.
- Постановление КС РФ № 9-П от 16.06.2009г. «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5, 30.7 КоАП РФ, пункта 1 ст.1070 и абз.3 ст.1100 ГК РФ и ст.60 ГПК РФ в связи с жалобами граждан М. Ю. Карелина, В. К. Рогожкина и М. В. Филандрова // Собрание законодательства РФ. 2009. № 27 с.3382 // http://www.consultant.ru
- А. Ю. Анохина Особенности юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных полиции по применению законодательства об административных правонарушениях // учебное пособие. Барнаул. 2015. С.19