В данной статье анализируется текущее состояние системы водоснабжения и водоотведения в г. Санкт-Петербурге. Выявляются проблемы в системе водоснабжения на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», комплексно учитывая технические, экономические, экологические и социальные аспекты.
Ключевые слова: водоснабжение и водоотведение, регулирование тарифов, водопотребление и энергетическая эффективность, экология и охрана водных ресурсов
Вода — это один из важнейших природных ресурсов, который является источником жизни для всех живых организмов.
Раньше природные ресурсы считались общенародными и бесплатными. Рыночные отношения стали развиваться в России в связи с тем, что многие из природных ресурсов признали дефицитными. В результате этого, на воду установили цены. Частные компании получили право управления, эксплуатации и даже владения общественными системами водоснабжения.
Ежегодно на Земле тратиться на водоснабжение около 5,2 тыс. м3 (рис.1) [1].
Рис. 1. Соотношение потребления водных ресурсов
Организацией, осуществляющей водоснабжение основной части потребителей Санкт-Петербурга, является ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», на долю которого приходится 97,2 % реализуемой воды. Водоснабжение остальных потребителей осуществляется 16 организациями, деятельность которых подлежит тарифному регулированию и состоит в основном в передаче потребителям воды, поставляемой ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» [2].
Согласно Федеральному закону № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» основными задачами в системе водоснабжения и водоотведения (ВиВ) являются:
– обеспечение абонентов питьевой водой и её водоотведение;
– привлечение инвестирования в сферу ВиВ;
– установление и регулирование экономически обоснованных тарифов системы водоснабжения;
– создание условий для возможного осуществления предпринимательской деятельности в сфере ВиВ;
– доступность всего населения к ВиВ;
– открытость деятельности организаций, осуществляющих работу в сфере водоснабжения и водоотведения, а также органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
За последние года резко ухудшилось техническое и финансовое состояние многих объектов коммунального хозяйства в Российской Федерации. Уменьшение финансирования из бюджетов разного уровня, отсутствие конкуренции и монополизация производства и сферы услуг в отраслях ЖКХ существенно тормозит экономическое развитие многих государственных предприятий, обеспечивающих население услугами, необходимых для создания нормальных условий граждан России.
Российская Федерация занимает первые места по протяженности водопроводных сетей, но около 60 % отечественных труб, обслуживающих бытовые нужды населения, официально признаны аварийными.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» несет высокую техническую и финансовую нагрузку, выполняя сложные задачи по предоставлению коммунальных услуг.
Инвестиции в коммунальную инфраструктуру ограничиваются в основном бюджетными источниками и осуществлялись в рамках целевых программ либо инвестиционных программ организаций коммунального комплекса за счет тарифной выручки. Необходимо отметить, что тарифы на питьевую воду с каждым годом неуклонно растут (рис.2) [3].
Рис. 2. Тарифы на питьевую воду
Оценивая перспективу на ближайшие несколько лет с учетом сегодняшней ситуации можно с достаточной уверенностью говорить о необходимости изменения концепции функционирования отрасли коммунальной инфраструктуры. Следует перейти от ожидания бюджетных денег к формированию устойчивых структур (моделей) государственно-частного партнерства [4, с.463–468].
Сфера ВиВ считается одной из самых энергоёмких и технологически сложных отраслей жилищно-коммунального хозяйства, поэтому государство уделяет особое внимание вопросам повышения энергетической и экологической эффективности водопроводно-канализационного комплекса. Одними из базовых документов в этом направлении стали Указ Президента от 04.06 2008 года № 889 «О повышении экологической и энергетической эффективности Российской экономики до 2020 года» и Федеральный Закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопросы энергоэффективности являются очень актуальными в данной сфере деятельности. Связано это с тем, что в тарифе предприятий водоснабжения и водоотведения доля электроэнергии составляет более 35 %, а приобретать её необходимо по рыночным (свободным) ценам в объеме 100 % [5]. Данная ситуация возникла после установления с 1 января 2011 года свободных тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ). Таким образом, ещё до принятия закона об энергоэффективности многие водоканалы крупных городов активно занимались снижением потребления электроэнергии, внедряя энергосберегающие технологии, и к моменту вступления в силу указанного документа уже достигли определённого предела. Поэтому дальнейшая реализация некоторыми предприятиями ВКХ закона не может быть выполнена, так как отсутствуют возможности для дальнейшего сокращения энергопотребления.
Согласно водному кодексу Российской Федерации, вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, использующимся и сохраняющимся в России как основа жизни и деятельности народов, обеспечивающая экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Водные ресурсы находятся в собственности государства.
В настоящее время в функционировании и организации системы водоснабжения существует ряд проблем. Согласно данным РОССТАТа в России около 8 % трубопроводов находится в предаварийном состоянии. Из этого следует, что в трубопроводах водоснабжения наблюдаются потери напора и снижение пропускной способности. В следствие этого санитарно-гигиенические показатели воды также ухудшаются.
В больших городах с плотной застройкой все чаще возникает проблема восстановления водопроводов систем водоснабжения. Решение данной проблемы в виде открытой перекладки труб способствует огромным капитальным затратам, а также длительным срокам строительства, нарушением движения транспортных средств и т. п.
Около 38 % водопроводов в России не имеет необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания воды, а также нарушаются режимы зон санитарной охраны. Около 21 % воды теряется в сетях жилищного фонда из-за коррозии и износа труб.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время 60–65 % существующей сети водоснабжения города находится в плохом состоянии, требует восстановления, ремонта и замены. Но в настоящее время из-за нехватки средств для установки дополнительного, необходимого оборудования, обработки воды и приобретения реагентов для существующих сооружений по обеззараживанию воды эти работы не проводятся, в связи, с чем можно сделать вывод, что Санкт-Петербург стоит перед очень серьезными экологическими и социальными проблемами.
Для решения данных задач необходимы инвестиции для ремонта существующих систем, поддержания водопроводов в соответствующем СНиП состоянии, развития экологически чистых технологий.
Государственное регулирование тарифов для субъектов естественных монополий как в целом по РФ, так и в г. Санкт-Петербурге в частности в условиях реформирования должно быть направлено на:
– обеспечение прозрачности деятельности компаний путем перехода на международные стандарты бухгалтерского учета по каждому виду деятельности. Проведение независимого аудита с целью определения реальных инвестиционных потребностей;
– сохранение в отрасли небольшого числа интегрированных компаний с высокой инвестиционной привлекательностью и способностью обновлять производственные фонды, что позволит поддержать технологические связи, во многом сохранить потенциал;
– базирование тарифного регулирования на объективном анализе издержек и инвестиционных потребностей и его координации с тарифным регулированием других естественных монополий, в частности с рентабельностью других отраслей промышленности.
Таким образом, на сегодняшний день существует немало проблем, связанных с функционированием системы водоснабжения. Действующая в стране система водоснабжения находится в чрезвычайно плохом состоянии.
Литература:
- Дёмина Л. А. Вода, вода, кругом вода (или коммунальное водоснабжение регионов России) // Энергия: экономика, техника, Ээкология. — 2010. — № 7. — С. 36–41.
- Цифры и факты // ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». URL: http://www.vodokanal.spb.ru/o_kompanii/cifry_i_fakty/ (дата обращения: 13.04.2017).
- Тарифы на питьевую воду, водоотведение и очистку сточных вод // Комитет по тарифам Санкт-Петербурга. URL: http://www.tarifspb.ru/tariffs/category/4/ (дата обращения: 13.04.2017).
- Мацкуляк И. Д. Экономика государственных и муниципальных предприятий. — М.: Издательство РАГС, 2010. — 694 с.
- Феофанов Ю. А., Адельшин А. Б., Нуруллин Ж. С. Пути экономии энергоресурсов в системах водоснабжения // Известия Казанского Государственного архитектурно-строительного университета. — 2012. — № 2. — С. 153–159.