В Постановлении Первого Президента Ислама Абдуганиевича Каримова Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года: «О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов», сделан акцент на необходимость внедрения передовых педагогических технологий и форм обучения.
Использование преподавателями интерактивных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей учащихся. Исследователи интерактивных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, то при интерактивном методе — до 90 %. Одним из эффективнейших методов интерактивного обучения является ролевая игра. Ведь в любом возрасте человеку интересны — ИГРЫ.
Ролевые игры иих функции — методический прием, относящийся к группе интерактивных способов обучения. Она мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Игра активизирует стремление студентов к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и студентом. Ролевые игры дают возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
В играх студенты овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов студентов. С точки зрения учащихся ролевая игра — это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры студентами не осознается. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
В учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующем: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Ролевая игра формирует у студентов способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии учащиеся лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма.
В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Преподаватель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому учащемуся, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.
Существует много разнообразных ролевых игр, но в зависимости от ситуации их также можно придумывать. Например, для закрепления темы «Кодирование информации» можно сыграть в Сыщиков.
Задание 1. Восстановите следующую информацию, переведя данные в 10-ичную систему счисления:
«1101 ноября этого года в городе Намангане, по улице Бит в доме 111 квартира 10101 было совершено громкое преступление. У юного 1001-летнего художника были украдены 10 картин. Пострадавший оценил стоимость похищенного в 100100 сум, сюда вошли стоимость за краски, цветные карандаши и альбом».
Задание 2. Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 1612191151. Как зовут девочку?
- Мадина;
- Гузаля;
- Наташа;
- Камилла;
- Оксана.
Задание 3. Перевести 2 Килобайта в биты.
Выполнивший задание первым является победителем. Игру можно усложнять в зависимости от уровня учащихся…
Таким образом, подводя итог можно сказать, что особенности интерактивных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности учащихся, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Абрамова И. Г. Активные методы обучения в системе повышения квалификации. – Санкт-Петербург 2000 г.
- Балаев А. А. Активные методы обучения — Профиздат. Москва 2004 г.
- Мильруд Р. П. Организация ролевых игр на уроке. М., 1987.