Статья посвящена современным тенденциям в обучении иностранным языкам. Автор предлагает материалы, посвященные преимущественно проблемам и их решениям относительно указанных тенденций и технологий в обучении иностранным языкам.
Ключевые слова: технология, культура, метод, кейс-технология, веб-квест, мультимедиа, процесс обучения
В условиях развития поликультурного интерактивного общества возрастает роль современных языков международного общения. В первую очередь, это связано с расширением международных экономических, торговых и производственных отношений, возрастающими потребностями в специалистах со знанием иностранного языка. В мировом образовательном пространстве основной целью сегодня является создание условий для развития многоязычия и формирование межкультурной компетенции, что обеспечит возможность эффективной коммуникации на современных языках международного общения. Современные интеграционные процессы в мире и развитие международного сотрудничества делают владение иностранными языками личностно значимым. Осознание обучаемым востребованности иностранного языка в современном мире, его роли на рынке труда способствует повышению мотивации к его изучению.
Поэтому обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Учебный процесс должен активизировать имеющиеся у каждого обучаемого интеллектуальные способности, знания и речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные качества. Поэтому важно строить учебный процесс таким образом, чтобы обучаемый, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и имел возможность реализовать собственные намерения.
Приступая к формированию социокультурной компетенции, учителя английского языка должны определиться с понятием «культура». Что в настоящее время следующие понятия становятся составляющими понятия «культуры»:
- способы социализации;
- темы разговора;
- зрительный контакт;
- личное пространство;
- определение времени;
- значение семьи и дружбы;
- роль мужчины и женщины в обществе;
- развитие социальной грамотности, однако, следует помнить, что встречаются друг с другом не культуры, а люди.
В рамках одной культуры может быть много различий, как в двух разных культурах. Существуют различные социальные группы, например, докторов, студентов, музыкантов, Ньюйоркцев, москвичей, которые имеют свою особенную идентификацию. Важно то, что такие группы могут пересекать культуры.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении современных технологий в образовательном процессе. Говоря о современных технологиях, не всегда надо иметь в виду именно о технике или программном обеспечении. Кроме этого, в процессе обучения существуют формы и методы преподавания и обучения, индивидуальных подход к процессу обучения.
Цивилизация 21-го века принесла нам колоссальные возможности во всех сферах деятельности, в частности и обучении иностранным языкам. Если учесть тот факт, что обучаемые в основном дети или подростки до 24–26 лет, то нам следует помнить, что в этом возрасте им частенько бывает скучно от нудных лекций и конспектов во время очередного урока. Тут, надо помнить, что выход из этой ситуации будет являться новые методы и формы обучения, которые считаются новыми и не знакомыми обучаемому ученику. Когда ученик осведомлен о том, что это новый метод обучений, он будет относиться по-другому и слушать внимательнее, самое главное будет стараться участвовать в процессе обучения.
Чтобы обучаемый участвовал в процессе обучения, а не сидел просто, думая о своем, целесообразно будет применение «кейс-технологии».
«Кейс-технология» — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Данная технология стимулирует ученика на активное участие во время занятий. Более того, этот метод считается очень интересным и активным, что повлияет на обучаемого положительно, и ученик не уснет во время занятий.
Следует понимать, что один и тот же метод не всегда будет эффективен, так как, изучение того или иного иностранного языка это большой объем информации, и в различных формах и отраслях. Еще один метод обучении которое я хочу раскрыть в данной статье, это «Веб-квест».
«Веб-квест» — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Это означает, что учитель, составляя задания, подбирает информацию в интернете, где можно найти необходимые материалы, давая учащимся соответствующие гиперссылки. Все это сохраняется на каком-либо веб-ресурсе, оформленном и структурированном как веб-квест. Учащиеся в группах или индивидуально выполняют предложенные задания веб-квеста, по завершении которого представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
Во всех технологиях можно применить мультимедийные технологии для того, чтобы урок провести более интересным и развлекательным. В данный период нашей жизни, актуально применять разные видео уроки и видеокурсы, для того чтобы можно было самостоятельно изучать вне проведенного урока.
Конечно же, в этом есть большие плюсы в обучении, но идеальным всё не бывает. Есть и негативные стороны этих методов. Например, обучаемый становится ленивым, сам не осознавая этого. Мозг перестает функционировать и работать так, когда мы пишем или напрягаем свой разум. Так же, новые тенденции с применениями технических и мультимедийных средств, портит зрение обучаемого. Иногда мы можем столкнуться проблемой с финансовой точки зрение. Ведь бесплатно, техникой никто вас не обеспечит. Да, бывают и такие проблемы. Технические неполадки могут сугубо прервать урок, когда преподаватель готовился именно на платформе применений техники и программных обеспечений.
Конечно, из каждой ситуаций можно найти выход и решить проблемы, возникающие при обучениях. Если взять проблему, «ленивость» мозга при использовании мультимедийных средств, то в этом случае разум человека расслаблен и знания обучаемый получает с помощью визуального контакта, то есть он только слушает и видит. Для того чтобы, решить данную проблему можно использовать выше указанные методы, которые были перечислены, но это не самое главное. Раз мы применили много усилии чтобы «донести» информацию обучаемому, мы обязаны сделать это так чтобы ученик навсегда запомнил этот урок, фрагмент и т. д. (можно сказать впечатлить обучаемого каждый раз, снова и снова).