Параллельно развитию общества эволюционировала и система экономических отношений и, в частности, ключевой их элемент — конкуренция, ее способы, методы. Как известно всем присутствующим, проблема конкурентных отношений затрагивается еще в трудах Адама Смита. С течением времени конкурентные технологии менялись, а также способствовали экономическому росту.
Проведённое исследование позволило нам обозначить 7 этапов развития конкурентных отношений:
1 этап.
Временные рамки данного этапа ограничиваются концом 19 века. Для предпринимательской среды этого периода характерно промышленное производство «традиционных» товаров, удовлетворяющих повседневный спрос.
Также основными характеристиками этого периода являются формирование и расширение объемов физического капитала, обеспечение качества продукции, а также поиск цены спроса. В указанных условиях промышленно произведённый продукт был способен «продать себя сам», поэтому компании основное внимание уделяли только наращиванию объемов производства. Также для тех лет были характерны нехватка производственных мощностей и активный потребительский спрос. Легко понять, что в таких условиях приоритетными были виды деятельности, связанные с промышленным производством.
2 этап.
Берет свое начало в конце 19 века и длится до 1920-х гг. Второй период характеризуется смещением конкурентного поведения экономических агентов в сторону оптимизации издержек. Спрос насыщается, а конкуренция, в свою очередь, обостряется. Для этого периода характерна приоритетная реализация методов ценовой конкуренции.
Производители используют экстенсивные методы минимизации издержек и понижают цену. Рассмотренные периоды характеризуется высокой степенью конкуренции в условиях незначительной дифференциации продукта, процессов монополизации. Доминирующей сферой экономической деятельности населения является выступает промышленность. Вследствие однородности продукции производители привлекали покупателей только с помощью изменения цены и оптимизации издержек.
3 этап.
Охватывает период 1920-е — 1940-е гг. Основной характеристикой данного этапа является акцентирование внимания на сбыте, продаже произведенной продукции в условиях насыщения потребительского спроса. Метод и технологии конкурентной борьбы соответственно были направлены на максимизацию продаж. В этот период доминирует промышленное крупномасштабное производство, осуществляется активный поиск потребителей и продвижение продукта. Производителям приходилось думать о более эффективных способах сбыта производимой продукции, благодаря чему происходит зарождение рекламы. Это было время великих открытий, и на рынке появлялись совершенно непривычные потребителям товары, в необходимости которых население ещё требовалось убедить. Особенностью конкуренции на этом этапе являлось то, что она действительно могла называться рыночной. Она осуществлялась после непосредственно производства продукции и базировалась на принципе «выталкивание». «Погоня» за потребителем приводит к учёту его мнения в дизайне, размере, цвете продукта. Это приводит к зарождению и развитию процесса сегментации рынков.
Именно на этом этапе, в 1933 году зарождается теория «монополистической конкуренции» Э.Чемберлина. Она говорит о том, что процесс дифференциации товаров порождается разнообразием вкусов потребителей. Вместе с тем иногда дифференциация товаров основана на наделении товара такими свойствами, которые являются несущественными или даже мнимыми (иногда и просто воображаемыми). В этих целях производитель изменяет цвет товара, упаковку и другие, не имеющие для покупателя реального значения качества. [1]
4 этап.
Длительность 4 этапа эволюции конкурентных технологий составляет примерно 10 лет (1940-е — 1950-е). Он характеризуется автоматизацией производства, сегментацией рынка, созданием товаров в соответствии с запросами покупателя. Так как потребность населения в товарах начала расти, «выживали» лишь те компании, которые умели учитывать потребительский спрос и ориентироваться на него. На этом этапе происходит активный поиск конкурентных преимуществ, что окончательно оформляет и закрепляет сегментационную структуру рынков по полу, возрасту, социальному статусу и пр. Маркетологи ориентируются на потребительские запросы с целью ориентации инженеров, разрабатывающих продукты, на удовлетворение этих запросов. Ориентация на потребителя в рамках концепции «Управление качеством» позволяла быстро достичь финансового успеха, потребители с большой охотой принимали новые продукты.
5 этап.
Длился с 1950-х по 1980-е гг. Для него характерны стимулирование спроса, разработка новых инновационных и эргономичных продуктов, интенсивные методы минимизации издержек, реклама. Именно в этот период производители используют неценовые методы конкуренции, т. е. применяют новые технологии в производстве, повышают качество и ассортимент продукции, за счет которого достигается сохранение достигнутых позиций.
Научно-техническая революция перемещает конкурентную борьбу в область науки и техники. Постоянное, непрерывное совершенствования стало неотъемлемым условием конкуренции. Изобретение или принципиально новый товар может вознести фирму на вершину успеха, но аналогичное изобретение конкурентов может перечеркнуть многолетние усилия фирмы. Это обусловливало необходимость наличия значительных финансовых ресурсов. В это время в сфере промышленного производства доминирует крупный бизнес.
На этом этапе появляется изречение «предложение порождает спрос». Производители создают принципиально новый товар и убеждают покупателя в его необходимости.
6 этап.
Охватывает 1980-е — 2000-е гг. Конкурентная среда характеризуется резким сокращением жизненного цикла продукта и ускорением темпов морального износа, развитием малого и среднего бизнеса в промышленности.
В этот период конкуренция основывается на развитии узнаваемого бренда и формировании приверженности покупателей определенной торговой марке. Происходит стимулирование лояльности покупателей, постоянное совершенствование продукта, создание конкурентных преимуществ направлено на статусные группы. Если на начальных этапах развития конкуренции понижение цены приводило к привлечению большего числа покупателей, то на этом этапе снижение цены может оттолкнуть потребителей, а повышение цены — привлечь. Это происходит за счет увеличения роли престижа в потреблении, закрепляется так называемое «статусное потребление». Ценовая дискриминация уже не требует территориального разделения рынка.
В производстве происходит оптимизация использования всех видов экономических ресурсов с целью максимизации эффективности их отдачи: считается что даже 5 % прироста рентабельности это достаточно много. Пример — тайм-менеджмент (timemanagement), т. е. управленческая технологии организации времени и повышения эффективности его использования. [2]
7 этап.
Берет свое начало с начала 2000-х годов и длится по сей день. Данный этап связан с глобализацией мировой экономики. Возрастает роль мелкосерийного производства. Скидки, распродажи, конгломерация, объединения торговых марок в общем продукте, квазиконкуренция, опционность характеристик приобретаемого товара для покупателя, интернет-коммерция. Все это характеризует современный этап конкурентной среды. Магазины активно предлагают различные акции, распродажи, подарки, организовывают благотворительные акции и другие программы реализации социальной ответственности бизнеса. Формирование приверженности потребителей переходит на социально-этический уровень.
Большую популярность приобретают союзы производителей, объединения торговых марок в общем продукте. Современный маркетинг понимает объединение брендов как кобрендинг («совместный брендинг»). Подразумевается согласованное продвижение торговых марок. Кобрендинг повышает лояльность клиентов, снижает предрасположенность к переходу к третьим торговым маркам, обеспечивает потенциал продаж, а также уменьшает операционные риски и гарантирует высокие и стабильные доходы в будущем. [3]
Получает развитие квазиконкуренция (квази — от греческого» как-бы), базирующееся на кобрендинге и расширении такого явления как административная монополия. Примером квазиконкуренции может служить GeneralMotors— крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2008 года на протяжении 77 лет крупнейший производитель автомобилей в мире. В настоящее время GeneralMotors принадлежат автомобильные марки: Alpheon, Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Opel и Vauxhall. [4]
Широкую распространенность в этот период приобретает т. н. «индивидуализация производства». Происходит переход от сегментации рынка к изготовлению товаров под заказ, под требования и запросы конкретного потребителя.
Таким образом, анализируя эволюцию конкурентных отношений, можно сказать о том, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
Литература:
- Татарников Е. А. История экономических учений, 2010;
- Управление временем, Материал из Википедии — свободной энциклопедии, URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A3 %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5_ %D0 %B2 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B5 %D0 %BC;
- Кобрендинг против кризиса, PR2B Group (Пиартуби Групп), URL: http://www.pr2b.ru/branding/cobranding;
- General Motors — крупнейшая мировая автомобильная корпорация, EKportal.ru — Информационный сайт по экономике, URL: http://www.ekportal.ru/page-id-2948.html