Учебник как средство организации самостоятельной работы младших школьников на уроках окружающего мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 1682 раза

Библиографическое описание:

Чертков, П. В. Учебник как средство организации самостоятельной работы младших школьников на уроках окружающего мира / П. В. Чертков, В. В. Поддубная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 659-662. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42319/ (дата обращения: 16.11.2024).



Самым важным этапом обучения является начальная школа. Ведь именно на этом этапе происходит формирование отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, что в дальнейшем способствует становлению личности, генерированию экологической культуры.

Одним из самых главных и самых важных методов обучения является работа с книгами. Преимущество данного метода заключается в возможности для младшего школьника неоднократно подвергать обработке учебный материал в доступном ему темпе и в любое удобное для него время.

Для легкого усваивания ребёнком материала, учебник должен быть краток, лаконичен, быть конкретным, но в то же время содержать в себе необходимый обобщённый материал и большой объём фактического материала с учётом возрастных особенностей и психических процессов, таких как восприятие и мышление памяти.

К сожалению, в начальной школе работа с книгой в начальной школе занимает незначительное место, так как педагоги пытаются привлечь внимание школьников более яркими и запоминающимися способами, прибегая к интерактивным доскам, красочным презентациям, использованием других различных информационных технологий. Всё это привело к тому, что книга стала скучной, неинтересной, однообразной и никому ненужной, она оказалась вытесненной другими методами обучения. А в результате что? Дети читают мало, читают плохо, не хотят читать, да и всё реже понимают прочитанный материал. Проблемы такого рода имеет более одной третьей части школы.

Также можно назвать и другие причины, которые способствуют отучению нормально читать и понимать прочитанное: телевидение, которое не требует умственного напряжения, компьютерные игры, интернет, распространение комиксов и других различных журналов с картинками.

Самостоятельная работа является не самоцелью, а средством борьбы за полные и прочные знания школьников, средством формирования и развития у учащихся активности и самостоятельности как личностных качеств, развития их умственных способностей.

Самостоятельностью называется одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой определённые цели и в умении добиваться их достижения своими собственными силами.

ФГОС второго поколения предъявляет особые требования к организации самостоятельных работ обучающихся в начальной школе. Ямалтдинова Д. Г. считает, что самостоятельная работа учащихся — необходимое условие развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Ребёнок, который в первый раз приходит в школу, не может ещё самостоятельно ставить цели своей деятельности, тем более планировать свои действия, контролировать их осуществление, сопоставлять полученный результат с ранее поставленной целью.

В процессе обучения ребёнок должен достичь определённого достаточно высокого уровня самостоятельности, который открывает возможность справляться с разными заданиями, черпать новое в процессе решения учебных задач.

При формировании и развитии самостоятельности ребёнок овладеваетнавыками самостоятельной работы, которые позволяют младшему школьнику своими силами черпать знания на протяжении всего времени обучения, как в школе, так и за её пределами.

Большая часть учебных пособий ещё не в полной мере способствуют успешному развитию познавательной активности учащихся, формированию и развитию их самостоятельности, что вызывает затруднение в деятельности педагогов в организации самостоятельной работе на уроках окружающего мира в учебном процессе.

В этих пособиях дано содержание учебного материала с недостаточным количеством заданий, которые требуют от учеников самостоятельного наблюдения примеров, поиск сходств и различий между сопоставляемыми явлениями. Правила, законы и выводы в большинстве случаев даются в готовом виде и требуют только заучивания.

При исследовании психолого-педагогической и методической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования самостоятельной деятельности школьников и плохой разработанностью представленной проблемы, в частности это относится к отсутствию в методическом материале окружающего мира обобщённого подхода и рекомендаций по организации системы самостоятельных работ и программой, которая предусмотрена для изучения предмета «Окружающий мир».

Обнаруженное противоречие позволило выделить проблему исследования: изучение вариантов развития самостоятельности в процессе проведения самостоятельной работы при исследовании дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе.

Задача школы заключается в том, чтобы давать определённый минимум знаний — фактов, положений, научных истин, технических истин, политических и эстетических. Но самая главная задача школы состоит в том, чтобы научить младшего школьника овладеть методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Для достижения этих целей нужно учить детей самостоятельности.

Для положительных результатов нужно, чтобы самостоятельная работа помогала школьникам усваивать знания и приобретать умения, содействовала развитию способностей детей. Для этого учителю необходимо соблюдать определённые условия, выработанные практикой обучения.

  1. Чтобы они имели знания и умения, требующиеся для самостоятельного пользования.
  2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, обучающего их соответствующим приёмам и порядку действий.
  3. Работа, которая не требует никакого умственного напряжения от школьников, которая не рассчитана на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной, следовательно, не будет развивающего значения.
  4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.
  5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель даёт особые, индивидуальные задания.

Всем людям необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе. Во-первых, это обучение детей на уроках правильным, рациональным приёмам самостоятельной работы. Во-вторых, нужно следить, чтобы у школьников не было перегрузки, которая может быть вызвана этими заданиями. И, в-третьих, следует использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Самостоятельная работа учащихся должна входить органической частью во все звенья процесса обучения. Таким образом, она будет достаточно эффективной как в отношении усвоения учащимися знаний, так и в отношении их способностей, если она организована в системе уроков.

Сегодня существует четыре приёма работы с учебником. Во-первых, введение приема — объяснение его значения, знакомство с его составом, основными действиями и представление образца исполнения. Во-вторых, усвоение — выполнение нескольких заданий при использовании приёма с постоянным контролем учителя, а также задания на воспроизведение последовательности операций приёма. В-третьих, закрепление, которое заключается в применении детьми приёма самостоятельно от лёгкого к сложному. В-четвёртых, пост-закрепление — самостоятельная работа дома, с необходимостью начинать её с воспроизведения полученных на уроке знаний и умений.

В большинстве случаев, младшие школьники выполняют требования учителя без возражений, не пытаются спорить, как это бывает в подростковом возрасте. Они наивны, доверчиво относятся к оценкам и поучениям учителя, берут с него пример во многом. То есть, дано задание на уроке — нужно сделать на уроке, и школьники его выполняют беспрекословно, не думая даже над назначением своей работы. В таком возрасте детям интересно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, и делают они это быстро, «впитывают как губки». Всё новое, такое как принесённая учителем книжка с картинками и наглядный материал, вызывает у детей незамедлительную реакцию.

Повышенная активность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как дети быстро поднимают руку, с нетерпением выслушивают ответ другого ученика, стремятся сами отвечать. Для того, чтобы выявить возможности каждого ребенка учителю нужно регулярно проводить самостоятельные работы, по результатам которых, он может наблюдать за успеваемостью учеников.

Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир — факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление. При любой возможности школьники подбегают ближе к объекту интереса, стараются взять малознакомый предмет в руки, заостряют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают о том, что они увидели, упоминают массу подробностей, которые малопонятны постороннему, но, безусловно, значительных для них самих. Но в тоже время, в этом возрасте у детей нет стремления понять в чём заключается сущность явлений. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Например, когда он пересказывает текст или отвечает на вопрос по нему, школьник часто повторяет, будто заученные отдельные фразы и абзацы. Даже при просьбе пересказать своими словами или кратко изложить суть прочитанного материала.

Наиболее удобное средство работы с дифференцированными заданиями уже давно известно — это карточки. С ними школьники успешно работают на уроках математики и русского языка, а вот в практике уроков естествознания они странным образом обойдены вниманием. А именно набор карточек по теме поможет осуществлению индивидуального подхода к ученику. Наиболее рационально компоновать варианты карточек к каждому уроку, к каждому понятию.

Дифференцированные задания на карточках успешно используются, если нужно подвести ученика к формулированию какого-то положения, то есть провести обобщение. Причём, если учитывать, что часть учеников уже умеют обобщать, то для других — это трудная, но выполнимая задача, а третьи смогут её выполнить только при определённой помощи. Следовательно, существует несколько форм работы. На протяжении урока педагог прибегает к таким формам работы как: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Фронтальная форма работы в педагогической практике представляет собой изучение нового материала, где педагог обращается ко всему классу и у него есть возможность включить только элементы для учеников, которые менее продуктивны, а для способных детей усвоить материал на этапе первичного восприятия, самостоятельная работа будет включать первое задание без слов для справок.

Самостоятельность в процессе обучения на уроках окружающего мира в младшем школьном возрасте может проявляться в умении ребёнка вступать в инициативные отношения с учителем. При предоставлении учащимся возможности для самостоятельного наблюдения, сравнения, анализа, обобщения изучаемых объектов и явлений, то у них глубже и ярче проявляются интересы, стремление самостоятельно выяснять причину данного явления, устанавливать взаимосвязь явлений.

Принимая во внимание особенности младшего школьного возраста, педагог сможет максимально правильно вводить в обучение самостоятельную работу. Для повышения у детей интереса к самостоятельной работе следует предлагать разные задания. Вследствие чего ребёнок в ходе выполнения работ самостоятельно повысит свой уровень знаний.

Главное не забывать, что книга — друг и товарищ, на которого можно положиться, а прибегнуть к её помощи можно в любое удобное время.

Литература:

  1. Ямалтдинова, Д. Г.. Организация самостоятельной деятельности учащихся/ Д. Г. Ямалтдинова// Начальная школа. — 2008.- № 2.- С.8–9.
  2. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений / (В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.) под ред. Загвязинского, Закировой. — М.: Академия, 2008.
  3. Зуев Д. Д. Школьный учебник. — М: Просвещение, 1976.
  4. Козина Е. Ф., Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, младший школьник, начальная школа, задание, младший школьный возраст, окружающий мир, ребенок, урок, школьник, самостоятельное наблюдение.


Похожие статьи

Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью учащихся на уроках биологии

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку

Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках

Похожие статьи

Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью учащихся на уроках биологии

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку

Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках

Задать вопрос