Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы. Работа квалифицированного тренера необходима для развития любого вида спорта — это очевидный факт. Тренер, работающий в спортивной школе, играет ключевую роль в выявлении, мотивации и развитии спортсменов, которые затем в результате долгой спортивной карьеры достигают своего потенциала 1, с.3.
Один из великих сказал, что «мы стоим на плечах гигантов». Это означает — следуем за теми пионерами и лидерами, которые были до нас. Такие гиганты — это тренеры, ученые, исследователи и спортсмены, которые добивались высоких результатов 5,с.16.
Работая тренером, специалист всегда должен пытаться понять, почему во время тренировочного процесса он делает что-то так, а не иначе. Он интуитивно экспериментирует (не во вред спортсменам) — в поисках как немедленных, так и долгосрочных результатов. Затем пытается найти объяснения этим результатам, если они были.
Одна из наиболее общих и распространенных проблем состоит в том, что тренеры, работающие с новичками, пытаются во многом подражать работе своих коллег, тренирующих высококвалифицированных спортсменов. На самом деле лучший тренер не тот, кто слепо копирует именитых наставников, а тот, кто работает творчески, учитывая особенности своих воспитанников. Тот, кто тренирует юных спортсменов, не должен забывать, что профессия тренера — это огромная ответственность. Тренер-педагог имеет много возможностей для воспитания спортсмена как личности. От поступков тренера во многом зависит судьба молодого спортсмена.
Среди разнообразных методов воспитания особое значение имеет личный пример тренера, ибо все остальные могут быть эффективны в случае, если тренер-преподаватель пользуется авторитетом.
Необходимо, чтобы тренер пользовался авторитетом. Конечно, не каждый тренер сразу может приобрести авторитет, но нельзя забывать, что авторитет специалиста, даже молодого, во многом зависит от того, как он себя ведет. Опытным тренерам, работающим со сборными, следует внимательнее относиться к мнению тренеров клубных команд. Игнорирование указаний постоянного тренера часто приводит к тому, что спортсмен, приезжая со сбора, заявляет о бесполезности занятий 3, с. 152.
Не способствуют созданию и сохранению авторитета частые и порой необоснованные перестановки тренеров при неудачах команд. Конечно, нельзя отрицать, что смена руководства в момент, когда команда находится в кризисном положении и конфликтует с тренером, иногда является своеобразным социально психологическим допингом: несколько игр после этого могут пройти успешно. Но никакой допинг не создаст фундамента для стабильности. Всплеск эмоций проходит, и команда снова вступает в полосу неудач, так как причина спад» остается.
Молодые тренеры часто пытаются ускорить процесс создания своего авторитета, вступая на ложный путь. А. С. Макаренко описал несколько разновидностей псевдоавторитета (таблица 1).
Таблица 1
Разновидности псевдоавторитета поА.С.Макаренко
Название разновидности псевдоавторитета |
Характеристика разновидности псевдоавторитета |
Псевдоавторитет подавления |
В основе псевдоавторитета подавления лежит боязнь. Такие тренеры забывают, что воспитание не сводится к молчаливому послушанию учеников. |
Псевдоавторитет расстояния |
Характеризуется меньшим общением тренера со своими учениками. Такие тренеры не учитывают, что их успех или неудача являются общими со спортсменами. |
Псевдоавторитет дружбы |
Возникает в том случае, когда тренер позволяет спортсменам обращаться к себе как к приятелю, низводит взаимоотношения со спортсменами до панибратства. |
Существуют тренеры, характеризующиеся отсутствием знания методики организации и руководства. Вследствие этих недостатков появляются просчеты в обучении спортсменов, ошибочные оценки, что ведет к потере авторитета тренера в коллективе.
Для примера можно привести молодых неопытных тренеров. Замечено, что для этой категории очень сложно абстрагироваться от «недавнего прошлого» и утвердиться в роли руководителя, требовательного и достаточно жесткого, как того требует современный спортивный уровень 4.
Встречаются тренеры, которые вместе с ними проводят свободное время. Отношения между тренером и коллективом представляются не конфликтными, а, напротив, товарищескими, отсутствие авторитета и уважения отразится неблагоприятно во время соревнований, поскольку спортсмен уже не верит в возможности своего тренера.
Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям.
При анализе совокупности педагогических средств их условно можно выделить три компонента подготовки:
Первый компонент — система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные 3, с.78.
В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый — связан со стремлением спортсменов стартовать, возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй — предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход — соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовительные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготовки. Задача, достигнуть высокий результат в них не ставится — вся система подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным 6, с.69.
Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе их подготовки.
Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и психологической подготовки.
Соревнования возникают, когда у человека появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Более полноценным является вариант, когда все соперники осознают соревновательность своих действий и одновременно имеют установку на выигрыш друг у друга. Особый статус имеет «рекордный» вариант соревновательного проявления, когда спортсмен имеет установку «сделать что-то лучше всех» в прошлом, настоящем и будущем.
Соревнование как неотъемлемый атрибут спорта имеет свои специфические особенности, отличающие от других элементов спорта. На основе анализа многочисленных исследований можно считать, что главными особенностями спортивных соревнований являются.
1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;
2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;
3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;
4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;
5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;
6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;
Цель спортивной тренировки: развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.
Основные задачи спортивной тренировки: развитие психических и физических качеств (общих и специальных), приобретение практических и теоретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т. д.
Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физической культуры.
При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и подготовки спортсменов пользуются следующими понятиями:
а) тренированность: степень биологической приспособленности организма к определенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС); выделяют общую и специальную тренированность;
б) подготовленность: это понятие более емкое, чем тренированность: физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленность;
в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортивным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена 53 с.108.
Третий компонент — система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.
Только объединенные в целостную систему все перечисленные компоненты могут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тренер) должен искать новое, свое.
Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу. Само по себе соревнование свойственно не только спорту, но и другим видам человеческой деятельности. Однако исключение состязательного момента из этих видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свой смысл и свою специфику 2,с.78.
На современном этапе, обретение тренером собственного стиля общения со спортсменами, остается нерешенной проблема. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности тренера создаёт атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая во многом определяет результативность учебно- тренировочной и воспитательной деятельности, повышает эффективность такой важнейшей функции педагогического общения тренера, как передача информации. Таким образом, воспитание спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера, задачей, которая должна решаться на всех этапах спортивной подготовки от новичка до тренировки высококвалифицированного спортсмена.
Литература:
- Профессиональная компетенция тренера спортивной школы Электронный ресурс Режим доступа: http://school-grace.ru/index.php/zaslugi/73-professionalnye-kompetentsii-trenera-sportivnoj-shkoly
- Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288с.
- Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта, М., 1985
- Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 375 с
- Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология, М., Высш. шк., 1989
- Кан — Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество, М., 1990