Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпоху. Наиболее востребованная область приложения в сфере профессионального образования — это развитие нравственной культуры будущих менеджеров в системе профессионального образования.
Ключевые слова: менеджер, нравственность, нравственная культура, дезорганизованность духовной жизни, нравственная личность, этические принципы, этические стандарты, этические нормы, самоконтроль, самовоспитание, самоопределение, самосознание, мотивация, рефлексия
В современной экономической науке господствует положение, согласно которому целью общества является достижение высоких темпов экономического развития, обуславливающих рост богатства нации; однако, осмысливая данную проблему, важно учитывать, что цель развития формируется нравственностью. И именно нравственность показывает, какую цель мы должны преследовать. Задачей науки является лишь нахождение средств для ее достижения. Реальность сегодняшней экономики зачастую неутешительна не только из-за слабого экономического роста страны, скорее всего, из-за потери доверия граждан к управленцам разного уровня: к предпринимателям, менеджерам, к государственным служащим. Слово «менеджер» часто ассоциируется с ловкостью, манипулированием, даже обманом, а слово «государственный чиновник» — с коррупцией, с двойными стандартами в морали.
Проблема развития этической культуры менеджера в системе профессионального образования актуальна в связи с необходимостью в обществе менеджеров нового поколения, обладающих высокой образованностью и высокой нравственной культурой.
Актуализация теоретического положения Протагора «Человек — мера всех вещей» создает особое видение тенденций и процессов сегодняшнего дня: в центр внимания поставлен человек с личными устремлениями, проблемами, достижениями. Познать себя как импульс, исходную точку бытия — вот современная установка сознания человека, исследовательский взгляд которого не обходит вниманием ни одной структуры человеческого существования. Это привело к ситуации, когда многоаспектное и вариативное человеческое бытие аналитическими процедурами расчленилось на множество его составляющих областей, которые определяют собственный предмет исследования, утрачивая при этом целостное видение способов человеческого самосуществования, поэтому возникает необходимость иного подхода к исследованию человеческой личности, такого, который презентует целостность личности в ее многообразной сущности.
Современность предъявляет особые требования к осмыслению этической культуры в качестве составляющей профессионализма руководителя любого ранга. Эффективность управления во всех сферах деятельности общества определяется в первую очередь знанием и соблюдением нравственных норм взаимоотношений между людьми. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Из-за особенностей организации нашего общества мы утрачиваем присущее нам духовное начало, нашу индивидуальность. Мы утрачиваем чувство родства даже с ближними, что приводит к жестокости общества в целом.
Духовная нищета, отказ от независимости своего мнения привели к тому, что большинство современных молодых людей утратили веру в истину. Сверхорганизованность общественной жизни привела к дезорганизованности духовной жизни. Все это привело к тому, что подорванными оказались отношения между людьми и обществом и в нравственном плане. Страх перед внутренним конфликтом в обществе заглушает побуждения размышлять с точки зрения нравственной личности.
В наше время существуют убеждения, что культура состоит преимущественно из научно-технических и художественных достижений и может обойтись без нравственности или ограничиться ее минимумом. Такое упрощенное мнение заслужило авторитет в обществе, поскольку его часто высказывали люди, которым по положению и научной грамотности полагалось бы быть более компетентными, а именно — управленцы. В результате перестали признаваться диктуемые логикой и этикой основные истины и убеждения. На первый план вышли идеи, взятые из опыта, ослабленные знанием. Отступление от разумных этических идеалов привело к уменьшению объективности человеческого сознания. Поэтому большинство современных людей, занимающих руководящие должности, трудно назвать трезвыми наблюдателями и расчетливыми управленцами, каковыми они сами себя считают. Они часто подвержены воздействию настроений и страстей, пробуждаемых обстоятельствами. Только склад мышления, обеспечивающий действия, основанный на разумении этических идеалов, способен породить целесообразное действие. Без плана и фундамента будущее окажется на зыбкой почве конкретных фактов, обстоятельств, характеризующихся хаотичностью и смешанностью. Только через основанные на разуме этические идеалы можно прийти к нормальным взаимоотношениям с действительностью. Только благодаря им человек и общество обретут власть над происходящим. Без этого людям не вырваться из власти событий, то есть этическое понятие культуры единственно правомочно.
Как у всякой науки, у этики имеется своя система категорий, то есть наиболее общих, ключевых понятий, в которых сознание фиксирует самые существенные, часто повторяющиеся связи и отношения в природе, обществе и сознании. Этика, будучи философской наукой, оперирует в первую очередь общефилософскими категориями, но ее сущность определяют ее собственные специфические категории: добро, зло, справедливость, совесть, смысл жизни, счастье. Их традиционно принято считать основными. Однако помимо основных существует масса других этических категорий: дружба, любовь, терпимость, зависть, корысть, слава, вежливость, тактичность, воспитанность, но все эти понятия связаны с основными категориями этики и проявляются как частные случаи.
Развитие общества неизбежно связано с разделением труда и появлением множества профессий. В каждой профессиональной деятельности, связанной со взаимодействием людей, появляются свои нравственные устои, моральные успехи и неудачи, возникают определенные противоречия, вырабатываются свои специфические способы их разрешения. В профессиональную деятельность человек приходит со своим собственным набором чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок. Среди многообразных нравственных ситуаций в профессиональных отношениях возникают наиболее часто повторяющиеся, типичные, которые определяют моральную атмосферу профессии. Это обуславливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения. Как только профессиональные отношения приобретают устойчивый характер, начинают формироваться особые нравственные установки, соответствующие характеру данного вида деятельности, возникает профессиональная мораль. Возникнув, она становится определенной духовной реальностью, обладающей относительной самостоятельностью. Она может превратиться в объект изучения, анализа, усвоения, становится своеобразной духовной силой, определяющей поведение представителя той или иной профессии. Общество предъявляет повышенные моральные требования к представителям тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с людьми. Главным принципом этих профессий выступает возможность «вторжения» в духовный мир человека, в его судьбу, что порождает особые ситуации, требующие повышенного нравственного внимания. Все это создает объективную основу для формирования и функционирования профессиональной этики [1].
В современных условиях этическая культура управленца — это этические принципы и нормы, выражающие в своей форме моральные требования к нравственной сущности менеджера, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношений с государством. Ведущими этическими принципами деятельности менеджера в нашей стране являются: принцип законности, этический принцип гуманизма, принцип беспристрастности и независимости, принцип ответственности, принцип справедливости.
Однако, как мы уже отмечали, высокие этические принципы очень часто превращаются в красивые слова, абстрактные, оторванные от конкретной жизни теоретические схемы. Обеспечить действенность, эффективность этических принципов, наполнить их конкретным содержанием способен лишь тот управленец, для которого этическая культура является неотъемлемой составляющей его профессионализма.
На сегодняшний день существуют веские доказательства в пользу того, что высокоэффективные компании являются этичными организациями. Корпорации, которым присуща высокая культура, обладают общими ценностями, способствующими этичному поведению. Однако этика является необходимым, но не достаточным условием высокой эффективности. Главным является формирование высокоэффективной культуры, ибо такая культура способствует не только нравственному поведению, но и долговременному выживанию компании [5].
Этические стандарты, принятые в организации, и реальная этическая практика создают организационный климат, способный мотивировать инновации, могут усилить эффективность профессиональной (в т. ч. и педагогической) деятельности [2]. И зрелым, и начинающим, и будущим менеджерам необходимо знать сущность деловой этики, уметь определять присущие организации этические нормы, вырабатывать этическую сензитивность, учитывать интересы всех субъектов управления и действовать в соответствии с этическими нормами на практике.
Таким образом, задача подготовки профессионалов для основных сфер человеческой деятельности приобретает особую актуальность. Но, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности, то есть профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры.
Формирование личности специалиста, обладающего знаниями и умениями, устойчивой мотивационной сферой, психологическими и социальными качествами, является конечной целью обучения. Коренные экономические, социальные, психологические изменения, происходящие в современном обществе, диктуют социальный заказ на специалиста высшего звена в области менеджмента, соответствующего требованиям общества, поэтому при проектировании процесса обучения студентов-менеджеров необходимо учитывать цели, интересы и потребности в учебной и профессиональной деятельности самих студентов.
Любой процесс обучения необходимо строить на основе следующих концептуальных положений: системности и последовательности, преемственности, личностно-ориентированного подхода, ориентации на непрерывное самосовершенствование обучаемого.
Принцип системности и последовательности — наиболее надежная методологическая основа в совершенствовании педагогической теории и практики. Он позволяет проанализировать, исследовать и развивать дисциплину как целостную, единую дидактическую систему со всеми присущими ей функциональными и структурными компонентами. Преемственность как дидактический принцип перекликается с принципом последовательности в обучении. Как известно, преемственность — это связь настоящего с прошлым и будущим. Она включает в себя целую совокупность понятий и в педагогике служит основанием для теоретического построения процесса усвоения новых понятий и способов действия в определенной логической последовательности [4]. В рамках личностно-ориентированной педагогики важным представляется знание об обучаемом, знание о том, сколько учебного материала он может воспринять и усвоить без ущерба для здоровья. Известно, что построение образовательного процесса на основании интересов, потребностей, способностей и возможностей обучаемых является более эффективным, чем навязывание взрослыми им установок и положений [3].
Современное производство постоянно развивается, и знания, полученные студентом, постепенно устаревают. В связи с этим перед преподавателями стоит проблема формирования у обучаемых желания учиться самостоятельно. Для этого необходимо формировать и развивать у студентов-менеджеров в процессе познавательной деятельности такие профессиональные и личностные качества как подход к решению задач с профессиональной точки зрения, ответственность, трудолюбие, стремление к достижению цели, гибкость мышления, любознательность, внимательность, наблюдательность. Кроме того, успешной профессиональной деятельности современного специалиста в области управления способствуют самоконтроль, рефлексия, самовоспитание, самоопределение и этическая грамотность.
Литература:
- Абчук В. «Директорский хлеб»: Занимательно об управлении / В.Абчук. — Л.: Лениздат, 1991. — 208 с.
- Aguilar F. J. Managing Corporate Etics. — N.Y. / Oxford University Press, 1994.
- Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 260 с.
- Кустов Ю. А. Преемственность в системе непрерывного образования: Учеб. пособие /Кустов Ю. А., Бахарев Н. П., Воронин В. Н. — Тольятти: ТолПИ, 1999. — 79 с.
- Schein Edgar H. Organizational Culture and Leadership. — San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1985. — 317 p.