Благодаря современным средствам коммуникации стало возможным на суд общественности представить собственную точку зрения. Разные структуры гражданского общества получили возможность пропагандировать собственные ценности и подходы. Гражданская активность преобрела новое значение для развития общества в целом. Хотя при наличии бюрократии большая часть информационных потоков находятся под жестким контролем, но и здесь структуры гражданского общества имеют возможность высказать свое мнение, даже если оно не совпадает с официальным. Это приводит к развитию свободомыслия и критического мышления, хотя процесс демократизации общества происходит с трудностями. Коммуникационный потенциал представляет из себя важнейший ресурс для всех структур гражданского общества.
В конце ХХ в. возросла необходимость защитить свободу индивида от ставшей чрезмерной опеки государства [1]. Именно государство стало той силой, которая угрожает общественному порядку. В бюрократических условиях уровень этатизма несравнимо высок. Это приводит к необходимости непрерывной модернизации функционирования структур гражданского общества, с целью сбалансирования взаимоотношений между государством и обществом. Эти структуры формируются и функционируют благодаря активности индивидов. Гражданская активность характеризует общество в смысле его саморегулирования и реакции на государственное регулирование. Поэтому необходимо учитывать типологию гражданской активности.
Социальная активность включает 4 типа:
- Иждивенческая — когда протестные проявления общества ограничивается жалобами и прошениями,
- Протестная — когда проходят пикеты, митинги, другие коллективные формы протестов,
- Имитационная — когда власть использует социум для рекламных или политических целей,
- Конструктивная — когда общество проявляет инициативность, пытается корректировать поведение властей [2].
Бюрократия ограничивает возможности проявления протестных и конструктивных типов. Находясь под активным контролем государства, гражданские обьединения общественного сектора чаще всего используется для пропаганды и продвижения желаемых точек зрения. То-есть, преобладают имитационные типы социальной активности. А очаги иждивенческих проявлений подавляются. Таким образом ограничиваются их возможности перерождения в протестные, тем более — конструктивные формы.
При активной деятельности структур гражданского общества в информационном пространстве возможности гражданской активности в социальной среде увеличиваются. Это приводит к большей возможности консолидации общества для решения общественно важных вопросов. Но бюрократия все равно пытается сохранить контроль над гражданскими процессамы, чем тормозит развитие сектора гражданского общества в целом.
С. Патрушев связывает гражданское участие с реализацией человеком собственных универсальных прав индивидуально или в сотрудничестве с другими индивидами. Целью деятельности является реализация этих прав в существующих условиях общественного порядка и государственного устройства.
Существуют следующие типы гражданского участия:
– индивидуальное — деятельность отдельных граждан для достижения собственных целей;
– коллективное — деятельность обьединений граждан и индивидов во имя решения целей общности;
– общественное — деятельность обьединений граждан и индивидов для решения целей общества;
– глобальное — формулировка и составление глобально значимых целей [2].
Бюрократия ограничивает возможности индивида не только существующими правовыми нормамы и законом, но и порядком, который устанавливается в общественных отношениях в русле взаимоотношений разных структур власти, то есть в логике интерпретирования ими разных законов (в бюрократическом хаосе в сфере законов). Соответственно гражданское участие в данном случае контролируется, направляется или пресекается властными центрами конкретного региона. В этом случае все акторы в обществе должны действовать с учетом общего плана функционирования, а «… индивиды должны выполнять свои задачи, сообразуясь со знанием о системе в целом» [3, с. 247].
При таких условиях, когда власть занимает верховную часть иерархии общества, а элита рекрутируется соответственно из властных позиций, гражданское общество поглощается верховной частью власти и представляется посредством бюрократии [3, с. 211]. В этом случае гражданское общество лишается своей важнейшей функции — принимать участие в процессе принятия решений. Если «обессиленное гражданское общество неспособно сопротивляться государственным планам» [4, с. 31], то бюрократическая власть получает свободу действия в сфере регулировки общественного порядка. При этом гражданское участие сталкивается с двумя препятствиями: произволом власти при принятии решений; произволом местных властных структур при интерпретации этих решений. А неорганизованность и подконтрольность структур гражданского общества не позволяет индивиду или группе эффективно защитить свои права. Таким образом, гражданское участие в условиях бюрократического господства не гарантирует индивиду или независимой группе представлять и защитить свои интересы в русле своих прав и свобод. Причем, ни один из видов гражданского участия в полной мере не функционально. Даже глобальное участие не позволяет проникать в сферу общественных взаимоотношений.
Другим типом гражданской активности является гражданское действие. Оно предполагает целенаправленную деятельность для формирования соответствующих условий в целях преодоления ограничений гражданского участия. И включает ряд функций (борьба за изменения институционального устройства; за признание новых или старых ценностей; включение в процесс выработки решений; выявление и устранение злоупотреблений из-за своевольной интерпретации законов и правовых норм и т. д.).
В бюрократическом государстве гражданское действие осложнено мощным противостоянием со стороны как властей и муниципальных представителей, так и контролируемых секторов общества. Такими секторами являются отставники силовых структур, отдельные представители преступного мира, районные «авторитеты», а также финансируемые структуры, внедренные в гражданское общество. Точка зрения этих секторов общества часто становится решающей в процессе формирования повестки дня гражданского общества. В результате гражданское действие зачастую направляется в прогнозируемое бюрократическим аппаратом русло. Бюрократия заранее пересекает возможные реальные опасности для себя со стороны гражданского общества.
Можно утверждать, что при господстве бюрократии, наряду с ограниченными возможностями гражданского участия, еще более искажено поле для гражданского действия. Влияние последнего ослабляется также селективным применением и исполнением законов [5]. Если в одном случае правовая норма не соответствует справедливости, что приводит к возмущению и создает предпосылки гражданского действия, то при другой интерпретации она может восприниматься иначе. Этот факт препятствует разработке единой стратегии борьбы за изменения в конкретной сфере.
Однако распространение гражданского действия существенно важна для развития общества. Этим распространяются ценности и нормы гражданского участия, преодолевается гражданская пассивность, фрагментация и снижается вероятность маргинальности [5].
Бюрократия не способствует развитию в обществе гражданского самосознания. В результате этого политический кризис мобильности увеличивает маргинальность и отчуждение целых слоев общества. Это приводит к увеличению миграций, преступности, террористических актов и т. д. В отдельных случаях борьба за преодоления ограничений гражданской активности перерастает в «цветные революции».
Таким образом, бюрократическое правление искажает формы проявления гражданской активности в информационном пространстве. Это приводит к заранее программированным видам гражданского действия, чем бюрократия страхует себя от неожиданных всплесков недовольства в обществе. В результате тормозится развитие гражданского общества, а представительная функция в обществе кристаллизуется в соответствии с властными интересами. Для этой цели используются как внедренные структуры, так и разные индивиды в обществе из разных сфер, которые для бюрократического аппарата являются целевой группой влияния.
Бюрократическое государство поглощает гражданское общество и устраняет возможности деятельности последнего в обход государственных органов. Обеспечение политической подотчетности — одна из коренных функций гражданского общества [6]. Тогда как поглощенность бюрократическим аппаратом приводит к потере ответственности за принятие политических решений. Государство освобождает себя от непредвиденных форм общественного недовольства принятыми решениями. Таким образом оно исключает учет и анализ общественного мнения на стадиях подготовки и принятия политических решений. Это приводит к принятию нелегитимных решений, которые внедряются в общество на стадии исполнения. На этой стадии пропаганда подвластными структурами и индивидами часто обеспечивает осуществление решения, хотя большинство общества может быть против принятого решения. Гражданское действие в таких условиях не в силах обеспечивать ответственность должностных лиц или органов в случае негативных последствий. Функция гражданского общества становится невыполнимой, а само оно медленно развивается и вяло способствует распространению демократических ценностей в обществе.
Литература:
- Левин И., Гражданское общество на западе и в России http://www.civisbook.ru/files/File/Levin_1996_5.pdf
- Храмцова Л., НКО и развитие социальной активности граждан http://www.civisbook.ru/files/File/Hramzova_Tetr_59–2.pdf
- Макаренко В., Русская власть и бюрократическое государство, часть 1: монография, Ростов-на-Дону: Март, 2013.
- Камкия Б., Политический контекст и проблема бюрократии: концептологический анализ, Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015.
- С. Патрушев, Гражданская активность: институциональный подход. Перспективы исследования http://www.civisbook.ru/files/File/Patrushev_2009_6.pdf
- Zharkevich I., The Role of Civil Society in Promoting Political Accountability in Fragile States: the case of Tajikistan http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un-dpadm/unpan 043712.pdf