Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Написанное много лет назад, это стихотворение сохраняет свою актуальность и поныне. Меняются поколения, но учитель до сих пор играет огромную роль в становлении ребенка. Конечно, современные ФГОС вырабатывают инновационные методы, появляется все больше возможностей для предоставления информации, но самым главным звеном в образовательном процессе был и будет учитель.
Педагогическая деятельность сложна и многообразна. В ней неизбежны трудности, а подчас и разочарования. Только по прошествии нескольких лет ко мне пришло понимание, что плакать от собственной боли не трудно, трудней плакать от боли за других, что истинный педагог начинается тогда, когда в центре всех событий он видит ребенка, а не себя. Руководствуясь принципом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Самый лучший педагог тот, который живет своими мыслями и чувствами других», смотрю на каждого ученика как на отдельную личность со своими особенностями и предпочтениями, а так же со своими проблемами и трудностями.
По истечении нескольких лет, ко мне пришло осознание того, что педагогом родиться нельзя, им надо стать в процессе деятельности, самовоспитания и самообразования. Еще Антон Семенович Макаренко утверждал, что «…в педагогической деятельности главное не только талант, но и мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании».
Да…, профессия учителя особенная, не сравнимая ни с каким другим делом. Многие думают, что наша обязанность это воспитать детей, а дело у всех нас только одно: делать жизнь, делать так, чтобы она была цельным, разумным, хорошим делом.
Ведь мы связаны с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни — с Детьми. От нас, от нашего умения, мастерства и мудрости зависит будущее ребенка, его место и роль в жизни. Конечный результат педагогического труда мы увидим не сегодня, и не завтра, а через продолжительное время. Чешский педагог Ян Амос Коменский образно сравнивал труд учителя с трудом садовника, архитектора, полководца. В своей работе я выступаю по отношению к детям в роли советчика, вдохновителя, наставника. В разных ситуациях, в разных видах деятельности эти роли, безусловно, меняются: я могу быть актером, исследователем, организатором и даже родителем. Все это свидельствует о том, что профессия учителя комплексная и многоплановая.
Попытка рефлексировать над тем, каков, на мой взгляд, должен быть настоящий учитель далась нелегко — это рассуждение о себе, о своей жизни, о методах воспитания и обучения детей. Приходящий в класс ребенок — полноценная личность, личность от природы жаждущая знаний, и только от учителя зависит, сможет ли он подать информацию так, что эта жажда знаний не угаснет, а разовьется в полноценный поиск, стремление к знанию.
Об этом написана не одна книга, и все равно учитель не создается по книгам — это призвание, создаваемое годами. История не знает прославившегося в 20 лет педагога. Эта титаническая работа — дело всей жизни. И учитель должен пройти большую школу жизни, чтобы найти себя в профессии и найти своих учеников. А для этого нужен не один год.
Каждый человек, который рассуждает над вечными вопросами, априори философ. Однако, учитель становится философом вдвойне. Связано это с рем, что, помимо сложнейших вопросов вроде «Кто мы?» и «Куда мы идем», учитель ставит перед собой еще один, не менее сложный — «Как развить, не разрушив то, что заложено от природы». Ведь этот вопрос — один из самых важных. Недостаточно дать знание, нужно еще и провести человека своим путем.
И я не ошибусь, если скажу, что именно учитель ведет по ступенькам взросления врача, рабочего, космонавта, воина. Но для этого учитель должен быть «хорошим». Я часто вынуждена задавать себе вопрос о том, какого учителя можно назвать хорошим по современным меркам. Ведь время накладывает свой отпечаток и на преподавание.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. А это значит, что меняется требование и к учителю.
«Учитель — первый, кто зажигает свою свечу от свечи философа, социолога и исследователя», и его задача передать этот свет своим ученикам. Это старое, как мир правило, сохраняет свое значение до сих пор.
Каждый день, приходя в школу, прекрасно понимаю, что я общаюсь с детьми 21 века, и таким ученикам будет скучно получать готовые формулы знаний и проверенные жизненные истины. Им хочется видеть во мне современного учителя — новатора, исследователя, постоянно находящегося в поиске чего-то нового и неизведанного, готового не только учить их, но и самому постоянно учиться. Ведь сегодняшние наши ученики — это будущие взрослые.
И от того, насколько успешна и интересна им ученическая жизнь сегодня, зависит их взрослая жизнь завтра. А самое главное, чтобы она стала для них успешной: с интересной и увлекательной работой, с полноценной и крепкой семьей, с умными и счастливыми детьми. Заметьте, с детьми сегодняшних наших учеников. Вот почему так важно учить детей жизни сегодня, когда они сами находятся в школе, чтобы следующее поколение были успешными и счастливыми. Это и есть основная и главная миссия педагога. Это и есть основной закон жизни!
А потому, заглядывая в глаза детей, я должна ответить себе на вопрос — чем живет современное поколение, что им интересно, какие проблемы для него важны. А проблем у этого поколения немало. Даже в таком юном возрасте. Эти дети воспитываются в век потребительства, когда материальные ценности заменяют духовное, когда о человеке судят не по его характеру или достижениям, а по брендовой одежде или последней марке айфона. В этом мире очень мало места для душевной теплоты, искренней дружбы и понимания. А так хочется, чтобы дети смогли вынести из детства нетронутое чистое чувство дружбы, погрузились на уроках в чувство умиротворения, попытались стать мечтателями и романтиками.
Этому помогает эмпатия как одно из важнейших требований педагогического мастерства. Психология определяет эмпатию как способность одного человека постичь и понять эмоции другого, представить себя на его месте, почувствовать его ощущения и мысли. Это интуитивное понимание психологического настроя, умение принять на себя роль другого человека, понять его скрытые мотивы, душевные метания, отождествление своих чувств с эмоциям другого и вместе с тем осознание их исключительности, индивидуальности.
Но за сухим определением скрывается важнейшее человеческое качество — слышать, понимать и сочувствовать. Сегодня мы столкнулись с серьезнейшей проблемой — подрастает второе поколение «недолюбленных» детей. Реформы общества, распад страны и другие социальные потрясения не могли не сказаться на самом важном — детях. Им уделялось меньше внимания, в большинстве своем ранее они были предоставлены двору. Сегодня же мы сталкиваемся уже не с детьми 90х, потерянного поколения, а с их детьми, имеющими установки родителей и их переживания и стремящихся к тому же — быть услышанными.
Однако, все чаще они остаются с проблемами один на один. Сегодня коренным образом меняется система взаимодействия между школой и семьей. Как правило, практически все проблемы развития детей и их воспитания родителями перекладываются на школу. Аморфность, неготовность и нежелание участвовать в жизни ребенка обрекает его на интернет. Ребенок хочет быть услышан, но, зачастую, родители эмпатией не обладают.
И в этом жестоком мире, где растет количество неполных семей, где мама бьется с жизненными трудностями, а дети зачастую отданы на воспитание бабушкам и дедушкам, растет роль учителя. Учитель становится теперь не только предметником, человеком, дающим знание ребенку, но и заботливой мамой, готовой поддержать и выслушать. Именно эмпатия ставит перед учителем один из серьезнейших вопросов современности — как в таких непростых условиях воспитать личность?
Да, безусловно, сегодня предпринимаются серьезные попытки в исправлении ситуации, в оказании помощи в образовании и воспитании молодого поколения. Министерством образования разработано несколько программ по выходу из критической ситуации, сложившейся в нашей стране в сфере образования, это и Национальная инициатива «Наша новая школа», введение новых образовательных стандартов и другие. На инновации указывает и вышедший в 2013 году Закон об образовании. Сегодня учитель должен выпускать инициативных детей, готовых не ломаться под натиском скорости современного мира и применять знания на практике, не храня их как ценный, но бесполезный груз.
Мой педагогический стаж позволяет судить о том, что мы живем в эпоху перемен. И в этой ситуации учитель, несомненно, оказывается в ситуации, когда он должен научиться применять инновации. А это зависит от его компетентности и от его креативности. Жить в эпоху перемен не только трудно, но и безумно интересно. Скажу точно, что принятая сегодня концепция личностно-ориентированного обучения мне очень близка, так как только она будет способствовать формированию полноценной личности.
Результат образования «измеряется» опытом решения развивающих задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т. п. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Я разделяю мнение В. Г. Богина о том, что каждого ребёнка можно научить, но только своими способами и по индивидуальной программе. Каждый ребенок от своего рождения прошел свой путь, каждый имеет свой личный опыт и свои знания. Соответственно, всех уравнивать не следует. Каждый ученик имеет собственную траекторию развития. Отсюда — моя вера в то, что каждый ребенок успешен. Даже в самых запущенных случаях можно увидеть серьезные результаты по сравнению со вчерашним днем. Я считаю, что сравнение двух разных детей — это путь в никуда, так как сильный ребенок расслабится, а слабый (в плане предмета) сломается.
Наше время — это время, когда часто можно встретить неуважение людей друг к другу. К сожалению, хамство и озлобленность становятся современными реалиями. Я поняла, что этичности необходимо учить с детства. Конечно, учитель не может дать все знания, но, там, где не получается у семьи, в дело должна вступать школа. Потому моя философия строится на идее всестороннего уважения любой личности. Подобное рождает подобное — сложно добиться уважения от кого-либо, когда нет уважения у тебя самого. И этому я стараюсь учить своих учеников.
На мой взгляд, высокое звание Учитель приобретает свой истинный смысл только тогда, когда оно неотделимо от понятий культура и нравственность. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью, способной отдавать себя ученикам и быть для них примером для подражания. Учитель является творцом духовных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности. Показателем педагогической культуры является интеллигентность. Гармония нравственного, физического и умственного развития, гуманность и педагогическое мастерство. Поясню, что для меня значат эти качества.
Безусловно, интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого человека, терпимому отношению. Она проявляется в тысяче мелочей — в умении уважительно спорить, незаметно помочь ребенку.
Бесспорно, гуманность — это человеколюбие, но она не имеет в моем понимании ничего общего с сюсюканьем с учениками. Для меня гуманность означает, прежде всего, справедливость как сочетание уважения с требовательностью. Если учитель не может удержать дисциплину в классе, то об остальных его талантах дети так и не узнают.
Несомненно, что педагогическое мастерство — это высокое качество достижений учителя в учебно-воспитательном процессе, проявляющееся в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Отдельно хочется отметить роль нравственного воспитания в моей педагогической философии. Безусловно, можно списать все на то, что этим должны заниматься родители. Однако, так как существует проблема безнадзорности детей, то именно сейчас роль учителя значима как никогда. И для воспитания в этом ключе есть все возможности — русский язык и богатейшая русская литература, а также классное руководство как средство сплочения коллектива.
Также я считаю, что, развивая детей с позиции нравственного воспитания, необходимо уделять огромное внимание и патриотическому воспитанию. Сегодня культурная экспансия достигла неимоверных пределов. Исправить ситуацию можно только тогда, когда учитель будет уделять внимание патриотическому развитию, чувству гордости за родину, ее культуру и ее историю. Об этом много говорят, но как сделать так, чтобы детям было интересно, чтобы любовь к Родине не была шаблоном, который повторяется по делу и без дела. Я нашла для себя этот способ — использование ИКТ и экскурсий. Нетрадиционные методы прекрасно помогают детям погрузиться в мир истории и культуры России.
Говорят, трудно быть изюминкой в ящике с изюмом. Но я, искренне хочу и стремлюсь быть неповторимым, уникальным, высочайшим мастером своего профессионального педагогического труда. Я люблю свою профессию, верю в свои силы и возможности. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник — в картинах, скульптор — в созданных им творениях. А мой труд будет жить в мыслях и поступках детей.