В статье обозначаются понятия информационного общества и информационного пространства. Рассматриваются источники правового регулирования отношений в информационном обществе Российской Федерации.
Ключевые слова: информационное общество, информационное пространство, проблемы регулирования, правовое регулирование
Благодаря стремительному развитию рыночной экономики и переходу общества на новый уровень развития с использованием информационных технологий, в правовом демократическом государстве появились новые проблемы по формированию единого информационно-правового пространства. Благодаря формированию единого информационного пространства обеспечивается правовая информированность каждого гражданина и все общество в целом.
В настоящее время развитие государства и общества от прошлого отличается тем, что информационные отношения и процессы являются важным элементом в обеспечении деятельности граждан, различных предприятий и государственных органов. Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях производства. Первостепенный потенциал любого общества и государства составляют информационные, финансовые, природные и другие ресурсы. Поэтому информация важна для всего человечества.
Под информацией понимаются сведения любого характера, которые сохраняются, принимаются и передаются информационными системами, электронными машинами или живыми организмами.
Понятие единого информационного пространства включает в себя общность банков и баз данных, которые содержат различную информацию, а также технологии ведения и использования таких данных. Другое определение приводят учёные в сфере информационного права: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А.
По их мнению «под единым информационным пространством страны предлагается понимать совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечения национального информационного суверенитета» [5].
К основополагающим признакам единого информационного пространства государства относятся:
‒ безопасное информационное сотрудничество между национальными организациями, гражданами и государством;
‒ удовлетворение важных информационных потребностей граждан государством;
‒ государственное регулирование отношений между субъектами по информационному взаимодействию посредством применения единых правил и общих принципов, используемых в развитии и формировании единого информационного пространства;
‒ одинаковая доступность для граждан, органов и государства к открытым источникам предоставляемой информации, а также наличие правового равенства;
‒ сбережение равноправия интересов для вхождения в глобальное информационное пространство, а также обеспечение внутригосударственного информационного суверенитета.
Под информационным обществом обычно понимается новая фаза исторического развития, концепция постиндустриального общества самым важным для которого является обладание знаниями и информацией.
Важным достоинством единого информационного пространства является способность влияния граждан на происходящие процессы в обществе. Также ещё одним достоинством информационного пространства является возможность удовлетворения социальных процессов с помощью использования и распределения информации.
Согласно п. 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1]. И статья 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит, что «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [2]. На свободное получение гражданином правовой информации также не должно устанавливаться каких-либо ограничений. Согласно п. 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Поэтому можно сделать вывод, что право общества на пользование, хранение и распоряжение информацией признается не только на международном уровне, но и на национальном уровне. Положения законодательства, обеспечивающие свободу и доступность информации для человечества, имеют важное значение.
Национальное законодательство Российской Федерации регулирующее сферу информации помогает разрешать проблемы, связанные с развитием информационного пространства в стране. А именно Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» [4], который отражает возможности для граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Данный Федеральный Закон устанавливает равное право на получение и пользование информацией для граждан, право на производство и разработку информационных систем и критерии разграничения информации относящуюся к служебной, коммерческой, государственной или иным видам конфиденциальной информации.
В Конституции Российской Федерации прямо закреплено право граждан на семейную и личную тайну, а также на неприкосновенность частной жизни. С помощью закрепления этого права государство установило определенные ограничения права на получение информации связывая их охраной личных прав человека. В данном случае таковыми являются: право на неприкосновенность частной жизни, и право на обеспечение репутации иных лиц. В Конституции сказано, что незаконное, то есть без согласия лица хранение, распространение, использование и сбор информации о личной жизни не разрешаются.
Установленная в Конституции РФ норма сформулирована достаточно обширно, и она обязывает неукоснительно соблюдать абсолютно всех определенные правила. Также выполнение такой обязанности относится не только к гражданам, но и к органам государственной и муниципальной власти, к предприятиям и организациям.
Ограничение права в области информации распространяется не только на персональные данные, но также и на другие сведения. Например, на сведения, которые составляют служебную, государственную и коммерческую тайну. Под ограничения подпадает и иная информация имеющая ограниченный доступ и именуемая конфиденциальной. На каждую информацию устанавливается соответственный правовой режим, который может ограничивать доступ к ней по специальным критериям.
Главную роль информация играет не только для граждан в государстве, но и для внутригосударственных органов, специализирующихся на управлении обществом. Процесс управления обществом включает в себя информированность государственных органов о происходящих в государстве и мире явлениях и процессах. Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного обслуживания.
Порядок и основные правила регулирующие информационное обеспечение государственных органов закреплены в нормативно-правовых актах как федерального, так и локального значения, обычно информационное обеспечение осуществляется в силу закона. Также информационное обеспечение регулируется актами международного характера.
Основным международным актом, положившим начало по созданию законодательства в области информационной безопасности и информатизации в рамках СНГ, является «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» заключенное 08 декабря 1991 года [3]. Данное соглашение установило приоритеты благоприятных условий вхождения государств в международный информационный альянс. Согласно статье 4 «государства обязуются развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства». А согласно статье 5 «государства гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества».
Множество отношений между государством и гражданами порождаемые развитием информационного общества подталкивает на создание различных подходов к созданию правовых механизмов регулирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что современное общество трудно уже представить без развитых информационных технологий. Но чтобы можно было использовать свободно информацию и базы данных, нужно создать защиту на законодательном уровне. В усиленной защите от внешних посягательств нуждается информация, используемая в системе государственной власти и в различных отраслях государства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.07.2014). // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 145.
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1995. — № 67.
- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Сборник международных договоров. — 1994. — № 47.
- Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. — 2006. — № 165.
- Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право СПб.: Юридический центр Пресс. — 2001. — 789 с.