Правовое регулирование отношений в условиях информационного общества. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 5276 раз

Библиографическое описание:

Дятлова, Е. В. Правовое регулирование отношений в условиях информационного общества. / Е. В. Дятлова, Т. З. Юсупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42348/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье обозначаются понятия информационного общества и информационного пространства. Рассматриваются источники правового регулирования отношений в информационном обществе Российской Федерации.

Ключевые слова: информационное общество, информационное пространство, проблемы регулирования, правовое регулирование

Благодаря стремительному развитию рыночной экономики и переходу общества на новый уровень развития с использованием информационных технологий, в правовом демократическом государстве появились новые проблемы по формированию единого информационно-правового пространства. Благодаря формированию единого информационного пространства обеспечивается правовая информированность каждого гражданина и все общество в целом.

В настоящее время развитие государства и общества от прошлого отличается тем, что информационные отношения и процессы являются важным элементом в обеспечении деятельности граждан, различных предприятий и государственных органов. Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях производства. Первостепенный потенциал любого общества и государства составляют информационные, финансовые, природные и другие ресурсы. Поэтому информация важна для всего человечества.

Под информацией понимаются сведения любого характера, которые сохраняются, принимаются и передаются информационными системами, электронными машинами или живыми организмами.

Понятие единого информационного пространства включает в себя общность банков и баз данных, которые содержат различную информацию, а также технологии ведения и использования таких данных. Другое определение приводят учёные в сфере информационного права: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А.

По их мнению «под единым информационным пространством страны предлагается понимать совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечения национального информационного суверенитета» [5].

К основополагающим признакам единого информационного пространства государства относятся:

‒ безопасное информационное сотрудничество между национальными организациями, гражданами и государством;

‒ удовлетворение важных информационных потребностей граждан государством;

‒ государственное регулирование отношений между субъектами по информационному взаимодействию посредством применения единых правил и общих принципов, используемых в развитии и формировании единого информационного пространства;

‒ одинаковая доступность для граждан, органов и государства к открытым источникам предоставляемой информации, а также наличие правового равенства;

‒ сбережение равноправия интересов для вхождения в глобальное информационное пространство, а также обеспечение внутригосударственного информационного суверенитета.

Под информационным обществом обычно понимается новая фаза исторического развития, концепция постиндустриального общества самым важным для которого является обладание знаниями и информацией.

Важным достоинством единого информационного пространства является способность влияния граждан на происходящие процессы в обществе. Также ещё одним достоинством информационного пространства является возможность удовлетворения социальных процессов с помощью использования и распределения информации.

Согласно п. 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1]. И статья 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит, что «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [2]. На свободное получение гражданином правовой информации также не должно устанавливаться каких-либо ограничений. Согласно п. 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Поэтому можно сделать вывод, что право общества на пользование, хранение и распоряжение информацией признается не только на международном уровне, но и на национальном уровне. Положения законодательства, обеспечивающие свободу и доступность информации для человечества, имеют важное значение.

Национальное законодательство Российской Федерации регулирующее сферу информации помогает разрешать проблемы, связанные с развитием информационного пространства в стране. А именно Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» [4], который отражает возможности для граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Данный Федеральный Закон устанавливает равное право на получение и пользование информацией для граждан, право на производство и разработку информационных систем и критерии разграничения информации относящуюся к служебной, коммерческой, государственной или иным видам конфиденциальной информации.

В Конституции Российской Федерации прямо закреплено право граждан на семейную и личную тайну, а также на неприкосновенность частной жизни. С помощью закрепления этого права государство установило определенные ограничения права на получение информации связывая их охраной личных прав человека. В данном случае таковыми являются: право на неприкосновенность частной жизни, и право на обеспечение репутации иных лиц. В Конституции сказано, что незаконное, то есть без согласия лица хранение, распространение, использование и сбор информации о личной жизни не разрешаются.

Установленная в Конституции РФ норма сформулирована достаточно обширно, и она обязывает неукоснительно соблюдать абсолютно всех определенные правила. Также выполнение такой обязанности относится не только к гражданам, но и к органам государственной и муниципальной власти, к предприятиям и организациям.

Ограничение права в области информации распространяется не только на персональные данные, но также и на другие сведения. Например, на сведения, которые составляют служебную, государственную и коммерческую тайну. Под ограничения подпадает и иная информация имеющая ограниченный доступ и именуемая конфиденциальной. На каждую информацию устанавливается соответственный правовой режим, который может ограничивать доступ к ней по специальным критериям.

Главную роль информация играет не только для граждан в государстве, но и для внутригосударственных органов, специализирующихся на управлении обществом. Процесс управления обществом включает в себя информированность государственных органов о происходящих в государстве и мире явлениях и процессах. Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного обслуживания.

Порядок и основные правила регулирующие информационное обеспечение государственных органов закреплены в нормативно-правовых актах как федерального, так и локального значения, обычно информационное обеспечение осуществляется в силу закона. Также информационное обеспечение регулируется актами международного характера.

Основным международным актом, положившим начало по созданию законодательства в области информационной безопасности и информатизации в рамках СНГ, является «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» заключенное 08 декабря 1991 года [3]. Данное соглашение установило приоритеты благоприятных условий вхождения государств в международный информационный альянс. Согласно статье 4 «государства обязуются развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства». А согласно статье 5 «государства гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества».

Множество отношений между государством и гражданами порождаемые развитием информационного общества подталкивает на создание различных подходов к созданию правовых механизмов регулирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что современное общество трудно уже представить без развитых информационных технологий. Но чтобы можно было использовать свободно информацию и базы данных, нужно создать защиту на законодательном уровне. В усиленной защите от внешних посягательств нуждается информация, используемая в системе государственной власти и в различных отраслях государства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.07.2014). // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 145.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1995. — № 67.
  3. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Сборник международных договоров. — 1994. — № 47.
  4. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. — 2006. — № 165.
  5. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право СПб.: Юридический центр Пресс. — 2001. — 789 с.
Основные термины (генерируются автоматически): единое информационное пространство, Российская Федерация, государство, информационное общество, гражданин, информационное пространство, информация, информационное обеспечение, орган, государственная власть.


Похожие статьи

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ

Рассматриваются проблемы правового обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в Российской Федерации, развития и систематизации информационного законодательства, а также рассматриваются зарубежное законодательства...

К вопросу о становлении и развитии информационного права

В статье авторы рассматривают этапы становления, причины появления и развитие информационного права.

Административно-правовое регулирование в сфере СМИ в современных условиях

В статье рассмотрены вопросы становления и текущее состояние административно-правового регулирования в сфере СМИ. Работа может быть полезна для специалистов, работающих с правовыми аспектами функционирования СМИ

Понятие и сущность глобального информационного пространства

В данной статье автор раскрывает понятие и сущность глобального информационного пространства. Проанализировано правовое регулирование по рассматриваемой теме. Выявлены некоторые проблемы и предложены пути решения для эффективного развития в сфере гло...

Цифровые права в контексте федерального законодательства Российской Федерации: текущее положение и перспективное будущее

В статье рассмотрена историко-правовая сущность цифровых прав в системе международного права и федерального законодательства России, а также перспективы влияния цифровых прав на гражданские правоотношения.

Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медиц...

Теоретические аспекты понимания публично-правового регулирования

Статья раскрывает природу публично-правового регулирования с теоретической точки зрения, положенной в основу теории государства и права. Отражены основные признаки права и правового регулирования. Раскрывается важная роль государства в публично-право...

Гражданское общество как предпосылка должного функционирования диспозитивных отношений

В данной статье проводится анализ понятия гражданского общества как должного функционирования диспозитивных отношений, становление данного института, а также его роль и место в современном правовом государстве.

Функции права и правовой системы общества

В данной статье рассмотрен и проделан анализ функций права и правовой системы. Выявлены особенности разграничения функций права и правовой системы общества.

Институт банковских правоотношений в финансовом праве

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы о месте банковских правоотношений в финансовом праве. Автор анализирует различные точки зрения на природу банковских правоотношений и приходит к выводу, что банковским правоотношениям присущи публичн...

Похожие статьи

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ

Рассматриваются проблемы правового обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в Российской Федерации, развития и систематизации информационного законодательства, а также рассматриваются зарубежное законодательства...

К вопросу о становлении и развитии информационного права

В статье авторы рассматривают этапы становления, причины появления и развитие информационного права.

Административно-правовое регулирование в сфере СМИ в современных условиях

В статье рассмотрены вопросы становления и текущее состояние административно-правового регулирования в сфере СМИ. Работа может быть полезна для специалистов, работающих с правовыми аспектами функционирования СМИ

Понятие и сущность глобального информационного пространства

В данной статье автор раскрывает понятие и сущность глобального информационного пространства. Проанализировано правовое регулирование по рассматриваемой теме. Выявлены некоторые проблемы и предложены пути решения для эффективного развития в сфере гло...

Цифровые права в контексте федерального законодательства Российской Федерации: текущее положение и перспективное будущее

В статье рассмотрена историко-правовая сущность цифровых прав в системе международного права и федерального законодательства России, а также перспективы влияния цифровых прав на гражданские правоотношения.

Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медиц...

Теоретические аспекты понимания публично-правового регулирования

Статья раскрывает природу публично-правового регулирования с теоретической точки зрения, положенной в основу теории государства и права. Отражены основные признаки права и правового регулирования. Раскрывается важная роль государства в публично-право...

Гражданское общество как предпосылка должного функционирования диспозитивных отношений

В данной статье проводится анализ понятия гражданского общества как должного функционирования диспозитивных отношений, становление данного института, а также его роль и место в современном правовом государстве.

Функции права и правовой системы общества

В данной статье рассмотрен и проделан анализ функций права и правовой системы. Выявлены особенности разграничения функций права и правовой системы общества.

Институт банковских правоотношений в финансовом праве

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы о месте банковских правоотношений в финансовом праве. Автор анализирует различные точки зрения на природу банковских правоотношений и приходит к выводу, что банковским правоотношениям присущи публичн...

Задать вопрос