Данная работа является продолжением статьи [1]. Проекции векторов и выведены на основе интегрирующих звеньев с моделированием в Simulink.
В работе [1] было получено уравнение (13) для расчета irx в Script-Simulink:
Перенесем в левую часть :
Обозначим:
Выразим ток irx по оси (+1):
Структурная схема для определения irx приведена на рис. 1.
Рис. 1. Структурная схема для определения тока irx в Script-Simulink
Преобразуем структурную схему на рис. 1 в оболочку, позволяющую производить расчет коэффициентов в отдельном блоке Subsystem. Для этого вместо операторов с коэффициентами, рассчитываемыми в Script, установим блоки перемножения, к которым подведены сигналы с результатами расчетов в Simulink, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема для определения тока irx в Simulink
Для определения потокосцепления ψmx приведем уравнение (14) из работы [1]:
Перенесем в левую часть:
Обозначим:
Определим ψmx по оси (+1):
Структурная схема для определения потокосцепления ψmx приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема для определения потокосцепления ψmx в Script-Simulink
Расчет коэффициентов будем производить в отдельном блоке Subsystem, поэтому вносим в структурную схему на рис. 3 блоки перемножения (рис. 4).
Рис. 4. Структурная схема для определения потокосцепления ψmx в Simulink
Аналогично, определим ток iry и потокосцепление ψmy по оси (+j).
Приведем уравнение (17) из работы [1]:
Перенесем в левую часть :
Определим ток iry по оси (+j):
Структурная схема для определения iry представлена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения тока iry в Script-Simulink
Схема для расчета iry в Simulink представлена на рис. 6.
Рис. 6. Структурная схема для определения тока iry в Simulink
Для определения потокосцепления ψmy приведем уравнение (18) из работы [1]:
Перенесем в левую часть:
Выразим потокосцепление ψmy по оси (+j):
Структурная схема для определения ψmy приведена на рис. 7.
Рис. 7. Структурная схема для определения потокосцепления ψmy в Script-Simulink
Схема для расчета ψmy в Simulink дана на рис. 8.
Рис. 8. Структурная схема для определения потокосцепления ψmy в Simulink
На рис. 9 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента:
Рис. 9. Математическая модель определения электромагнитного момента m в Simulink
Из уравнения движения выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 10):
Рис. 10. Математическая модель уравнения движения в Simulink
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными ψm – ir на выходе интегрирующих звеньев в Simulink дана на рис. 11, …, 15.
Рис. 11. Общая схема математической модели асинхронного двигателя с переменными ψm – ir на выходе интегрирующих звеньев в Simulink
Рис. 12. Паспортные данные
Рис. 13. Расчет коэффициентов базового варианта
Рис. 14. Расчет коэффициентов для варианта с переменными ψm – ir
Рис. 15. Оболочка модели асинхронного двигателя с переменными ψm – ir на выходе интегрирующих звеньев в Simulink
Эту же схему можно представить в более компактной форме с использованием блоков Goto и From (рис. 16) и отдельных субблоков с расчетами токов и потокосцеплений, приведенных на рис. 17, …, 20.
Рис. 16. Оболочка модели асинхронного двигателя с применением блоков Goto и From
Рис. 17. Схема для расчета ψmx
Рис. 18. Схема для расчета ψmy
Рис. 19. Схема для расчета irx
Рис. 20. Схема для расчета iry
В работах [2] и [3] дан образец расчета параметров асинхронного двигателя.
Номинальные данные:
Номинальный режим работыS1;
Номинальная мощность
Номинальное фазное напряжение
Номинальный фазный ток
Номинальная частота
Номинальная синхронная скорость
Номинальная скорость ротора
Номинальный КПД
Номинальный коэффициент мощности
Число пар полюсов
Параметры Т-образной схемы замещения при номинальной частоте:
Активное сопротивление обмотки статора
Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора
Активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к статору
Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора, приведенное к статору
Главное индуктивное сопротивление
Суммарный момент инерции двигателя и механизма
Базисные величины системы относительных единиц:
Напряжение
Ток
Частота
Скорость ротора
Сопротивление
Потокосцепление
Индуктивность
Используя номинальные данные двигателя, определяем:
где – коэффициент, учитывающий различие значений электромагнитного момента и момента на валу двигателя в номинальном режиме (k∆ = 1,0084).
В качестве базисной мощности выбираем значение электромагнитной мощности двигателя в номинальном режиме, определяемое по следующей формуле:
Относительные значения параметров схемы замещения двигателя:
Механическая постоянная времени:
Номинальное значение скольжения:
Относительное значение номинальной скорости ротора:
Нормирующий энергетический коэффициент:
При расчете режимов работы, для того чтобы isн = 1, mN = 1, usN = 1, ωsN = 1 и βN = 0,018, необходимо откорректировать rr:
где – корректирующий коэффициент [3, с. 296].
- коэффициент, показывающий отношение к .
Расчет коэффициентов для математической модели с переменными ψm – ir:
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 21.
Рис. 21. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Соснин А.С., Воротилкин Е.А., Попов С.Ю., Камолов И.И., Волков Е.Н. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ψm – ir на выходе апериодических звеньев в Simulink-Script // Молодой ученый. - 2017. - №14.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.