Есть проблемы и задачи, которые даже отчасти решенные на предыдущем этапе развития, требуют к себе внимания на другом. Прежний вариант в этом случае требует коррекции и со стороны теории, и со стороны практики, а новые условия и данные помогают переосмыслению и углублению понимания. К такому «проблемному полю» относится патриотическое воспитание подрастающего поколения. Признано, что патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений выступает стимулом и средством защиты интересов государства, согласно текстам известных авторов (В. Г. Белинский, Н. А. Бердяев, М. В. Ломоносов, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев и др.). Психологические особенности процесса отражены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Современные авторы предлагают различные формы и методы работы с детьми в решении задач патриотического воспитания (А. А. Аронов, Д. С. Бенклеев, Я. В. Макарчук, М. Л. Мальчевская, В. М. Чинлинцев и др.). Исследователи отмечают принципиальное значение с точки зрения педагогики эмоциональной составляющей в формировании патриотического сознания, поведения, формы нравственно-эмоционального «присвоения» бытия и истории России [1, c. 8–11; 6, с. 419–432; 10, с. 81–84].
Я. В. Макарчук, М. Л. Мальчевская уверены, что эффективно решать задачи патриотического воспитания детей возможно не только в рамках учебного процесса, но и за его пределами [4, с. 282]. К активным средствам эмоционального воздействия на детей во внеурочное время относят визуальные искусства (в современном понимании слова). Имеется в виду не только пассивный (или активный, курируемый педагогом) просмотр видео- и кинопроизведений, но и участие детей в создании киноработ [8; 9]. Преимущество киноискусства заключается в том, что кино создает иллюзию присутствия в пространстве картины, соучастия событиям и настроениям героев, зритель попадает «внутрь» картины, переживая чужой опыт как свой (восприятие аналогично накапливанию собственного опыта).
Для младших школьников был разработан проект, состоящий из четырех блоков: «Дружная семья», «Я люблю Самару», «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить», «Нас много, а родина одна – Россия». Содержание и формы, методы работы предполагали ориентацию на результат, связанный с знаниевым и эмоциональным компонентами. Для работы были использованы отечественные фильмы, в том числе: «Олень – золотые рога», «Петр I», «Гусарская баллада», «»Офицеры», «Суворов». Был организован конкурс детских видеофильмов «В будущее вместе!», который должен был отразить общее и особенное современных субкультур. Работа с кинолентами предполагала две формы: как с самостоятельным произведением, носителем определенной авторской идеи, воплощенной художественными средствами, и как сопровождающий, «иллюстративный» видеоматериал для формирования у детей представлений о той или иной эпохе, об особенностях представителей разных народов и государств. При организации восприятия детьми кинопроизведений учитывались три вида идентификации юного зрителя: с «иным» (сопереживание героям, проживание их жизней, сочувствие им, понимание); со «своим» (с героями, близкими зрителю в социокультурном и психологическом планах); с авторской позицией (усваиваются транслируемые нормы и ценности, отношение к героям, проблеме фильма) [2, с. 303–306]. Знаниевый компонент предполагал пополнение словарного запаса младших школьников – освоение киноязыка, понимание и обозначения эмоциональных состояний, способность вербально обозначить свое понимание авторской идеи и объяснить ее принятие или несогласие с ней и т.д.
Исследователи отмечают трудности диагностирования сформированности патриотических чувств у детей [5, с. 409–413; 7, с. 44–47]. Они подчеркивают, что с учетом возрастных особенностей младших школьников, речь может идти лишь о мотивах деятельности – чувствах, интересах, желаниях. Показателем сформированности определенного эмоционального отношения детей могут быть: симпатия герою, носителю определенных патриотических установок, объяснение выбора в нравственной ситуации с позиций понимания значимости результата принятого решения для родины (семьи, города, коллектива) и т.д. В любом случае, работа с художественными средствами кинопроизведений должна отвечать требованиям системного подхода в ее организации для достижения максимального результата [3, с. 42-50].
Литература:
- Вырщиков А. Н. Педагогический аспект понятия «патриотизм» как методология патриотического воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – Т. 69. – С. 8–11.
- Жмырова Е. Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – №3. – С. 303–306.
- Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Возможности системного подхода в образовании. Вопросы менеджмента // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2016. – № 1. – С. 42-50.
- Макарчук Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская // Научный диалог. – 2017. – № 1. – С. 280–291.
- Рассохина О. В. Особенности этнокультурной диагностики детей дошкольного возраста // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25-26 марта 2015 года) /Ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н.С. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: Асгард, 2015. – С. 409–413.
- Сапунова В. С. Формирование у дошкольников чувства принадлежности к малой родине художественными средствами / В. С. Сапунова, Л. С. Лазарева, Т. А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С.419-432.
- Чиглинцев В. М. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] / В.М. Чиглинцев, Д.С. Бенклеев // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 3. – С. 44-47.
- Чичканов Е. С. Образовательное пространство мультимедиа: особенности подготовки режиссера // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 4 (23). – С. 52.
- Чичканов Е. С. Теория и практика кино в дополнительном образовании: Методическое пособие. – М.: ООО «Образование 3000»; ООО «Новое образование», 2016. – 164 с.
- Чичканова Т. А. Ребенок в условиях этнокультурной среды региона. Вопросы воспитания [Текст] / Т. А. Чичканова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 81-84.