Влияние внутриличностного конфликта матери во время беременности на формирование доминирующих эмоциональных состояний ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 1047 раз

Библиографическое описание:

Королева, Н. Н. Влияние внутриличностного конфликта матери во время беременности на формирование доминирующих эмоциональных состояний ребенка / Н. Н. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 273-276. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1341/ (дата обращения: 19.12.2024).

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические процессы вызывают необходимость адекватных изменений, как во внутреннем мире современного человека, так и в поиске новых, конструктивных отношений с конкретными людьми, обществом, окружающим миром вообще. И неким критерием эффективности таких изменений может служить показатель качества жизни человека. К сожалению, демографические тенденции в России имеют тревожный характер: смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей репродуктивного возраста. Эти процессы происходят на фоне изменения семейных стереотипов и ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменения паттернов семейных отношений.

Много научных трудов написано о том, что семья, ожидающая рождения ребенка, стоит на пороге серьезных изменений. То есть семейная система становится уязвимой, ее функционирование характеризуется нестабильностью. Появление ребенка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что некоторыми из них переживается весьма болезненно. Все трудности семейной жизни «отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, кормления младенцев до одного года», отмечал К.А. Витакер [8]. Появление ребенка, предупреждал С. Минухин [10], означает появление в семье новой структуры. А это влечет за собой сложную реорганизацию супружеского холона (подсистемы, по Minuchin S.) и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи.

Теоретическое и практическое решение вопросов качества жизни в настоящее время становится источником дальнейшего развития общества и проблемой сохранения, выживания человечества. Не так давно  приоритетной задачей психологов стало изучение психологического статуса женщины в период беременности. Последние исследования в области медицинской и перинатальной психологии позволяют качественнее описать различные психологические особенности, сопровождающие внутриутробное развитие ребенка и физиологические изменения в организме беременно женщины. Необходимо отметить, что не только физическое, но и психическое здоровье ребенка закладывается в период беременности. В это время происходят изменения психоэмоционального состояния женщины, ее настроения, появление тревоги и страхов, становление образа младенца, осознание женщиной своей материнской роли. Беременность это сложное, психологически многогранное состояние. И достаточно сложно переоценить важность этого периода для формирования полноценного внутриутробного развития. На эмоциональное состояние женщины, ее отношение к себе, будущему ребенку и окружающему миру влияют как физические, гормональные, так и социальные изменения. Для переживаний беременной женщины характерны колебания настроения, воскрешение прежних тревог, фантазий, незавершенных конфликтов. Женщина становится более сензитивной, нуждающейся в поддержке окружающих. Факторами, определяющими эмоциональный фон беременности, являются: особенности психики будущей матери, ее семейная история, физическое состояние, общественные нормы и ценности и т.д. Важную роль в формировании отношения к собственной беременности играют эмоциональные связи в родительской семье (особенно с матерью), в браке, а также подобного опыта в поколениях. Кроме того, на ее эмоциональное состояние оказывают огромное внимание и физиологические изменения. Можно выделить несколько этапов беременности, которые вызывают у женщины наиболее сильные переживания:

 - осознание самого факта беременности;

 - движение плода;

 - процесс подготовки к родам.

Первая беременность является особенно стрессовой, т.к. она означает окончание независимого первично целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Беременность можно считать критической точкой в развитии женской идентичности. В период адаптации к этим новым состояниям организма трансформируется как сознание женщины, так и способы ее взаимодействия с окружающим миром. Для одних женщин беременность может стать толчком к развитию зрелых качеств личности, для других – наоборот – к инфантилизации, обострению межличностных и внутриличностных конфликтов, тревоге. К развитию тех или иных явлений могут подтолкнуть формирование определенных качеств личности женщины, ее психологическая готовность к материнству, отношение к факту беременности в семье, стиль взаимоотношений с отцом ребенка и т.д.

В последние годы проводились разнообразные медицинские и психологические, исследования на тему выявления психосоматических детерминант вынашивания беременности. Исследования В.И. Брутмана, М.Г. Панкратовой и С.Н. Ениколопова [4] на материале матерей, отказавшихся от своих новорожденных детей, показывают, что психосоциальная составляющая психосоматической констелляции способна спровоцировать преждевременные роды. Данные зарубежных исследований говорят о том, что высокий уровень тревоги и депрессии, низкая самооценка играют важную роль в этиологии низкого перинатального веса плода. Так R.L. МсDonald [22] было показано, что тревожность, отмечавшаяся самими беременными, является главным фактором, проводящим границу между женщинами с нормальной физиологической беременностью и осложненной. Важный факт был отмечен в исследовании Е.Г. Ветчаниной, Г.В. Залевского, Г.Б. Мальгиной [6]. Ученые фиксируют высокий уровень тревожности и психической ригидности в состоянии острого стресса у беременной женщины. При наличии внутриличностного конфликта характерны различные невротичные расстройства, высокая личностная тревожность, психическая ригидность, либо выраженная астенизация организма, реакция «ухода», отрицание проблем.

Изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. 3. Фрейд[7 ] и его последователи высказывающие идеи, что эмоции и телесные ощущения, испытываемые плодом в интранатальном периоде и в течение родов, остаются в его подсознании и в дальнейшем влияют на развитие и нервно-психические особенности ребенка, получили развитие и были разработаны более подробно Ст. Грофом [14,15]. Гроф подчеркивал, что при нормально протекающей беременности (желанный ребенок) плод находится в состоянии комфорта и безопасности. Сильнейшей физической и психической травмой, сопровождающейся угрозой жизни, являются для ребенка роды. Это положение Ст. Грофа перекликается с утверждением К. Хорни [20,21]. Хорни отмечает, что ужас, испытываемый родившимся ребенком, и переживание с первых секунд существования чувства враждебности мира формируют «базальную тревогу», уровень которой в дальнейшем детерминирует поступки человека. Она выделяет три основных типа стратегии поведения, связанные с базальной тревогой:

1. Стремление к людям.

 2. Стремление от людей (независимость).

 3. Стремление против людей (агрессия).

Процессу, названному Э. Фроммом «индивидуализацией» и приводящему к развитию самосознания, препятствует наличие тревожности и внутриличностного конфликта матери. В 1941 г. Э. Фромм[18] писал: «Относительно быстрый переход от внутриутробного к собственному существованию, обрыв пуповины обозначают начало независимости ребенка от тела матери. Но эту независимость можно понимать лишь в грубом смысле разделения двух тел. В функциональном смысле младенец остается частью тела матери. Она его кормит, ухаживает за ним, оберегает его». Естественно, что мать с эмоционально-психологическими нарушениями не справляется с этими обязанностями. Часто эти расстройства связаны у нее с семейными проблемами. Серж Лебовиси[13] успешно проводил сеансы семейной психотерапии с участием младенца, его отца и матери, страдающей депрессией.

Главной детерминантой личностной сферы является подвижное, меняющееся в процессе осознания ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов, целей, и всем, что непосредственно доступно и связано с осуществлением конкретных достижимых целей, лежащих в зоне «легкой досягаемости». Применительно к конкретной жизненной сфере внутренний конфликт как рабочее определение Е.Б. Фанталова [16] предложила ограничить значением конкретных операций, используемых при их измерении через введение метрического показателя, как разности между количеством преобладающих выборов по критерию «ценности, значимости, привлекательности» и количеством преобладающих выборов по критерию «доступность, более легкая достижимость». Побудительная сила различных мотивов в возникновении интрапсихологических конфликтов в конкретных жизненных сферах во многом зависит от степени взаимосвязи двух «плоскостей сознания»:

1) плоскость, вмещающая в себя сознание ведущих жизненных ценностей ( личностных смыслов, дальних жизненных целей);

 2) плоскость всего, что является доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в «зоне легкой досягаемости».

Таким образом, по Фанталовой, возникновение внутренних конфликтов в различных жизненных сферах определяется во многом характером взаимосвязи и степенью диссоциации между ценностью и доступностью. Глубина внутреннего конфликта и связанная с ним степень психологической неудовлетворённости определяется высокой степенью превышения ценности над доступностью. Обратное соотношение, когда доступность в значительной степени превышает ценность, свидетельствует о состоянии «внутреннего вакуума», душевной пустоты, отсутствия побуждений.

Многочисленными исследованиями психологов, психоаналитиков, психотерапевтов установлено, что информация, полученная родившимся ребенком, фиксируется в его памяти. Эта информация во многом обусловливает психологические и поведенческие особенности человека. Если данная информация была негативной, то появившиеся вследствие этого особенности могут осложнить жизнь будущего человечка (нарушения взаимоотношений в социуме, вовлечение в конфликты и прочее). Исследователи полагают, что те «клише», которые ребенок усвоил внутриутробно, могут не соответствовать той жизненной философии, которую он приобретает после рождения. Все это вызывает неосознанный внутриличностный конфликт, который выражается недовольством собой, окружающими, неустойчивым настроением со склонностью к депрессивным реакциям и прочему. Таким образом, очевидна значимость тех условий, в которых только начинает развиваться ребенок, для становления всей его будущей жизни.

Грамотная дородовая психопрофилактическая, а если необходимо то и психотерапевтическая работа с семьей, ожидающей ребенка, являются хорошей профилактикой нарушений жизнедеятельности семьи, проявления нервно-психических нарушений у ее членов, включая, в первую очередь, новорожденного. Работа психолога, направленная на профилактику таких состояний, крайне важна. Общеизвестно, насколько облегчается протекание беременности, снижается риск возникновения различных патологических состояний (токсикозы, обострения имеющихся хронических соматических заболеваний и др.) и, – соответственно, – увеличивается число здоровых новорожденных, если женщина спокойна, эмоционально настроена на благополучное материнство, чувствует поддержку медиков и близких людей. При формировании здорового образа жизни немаловажную роль играет осведомленность об особенностях состояния психики во время беременности и готовность женщины следовать рекомендациям специалистов. На отношение женщины к беременности оказывают влияние социальные факторы, внутрисемейные взаимоотношения, совокупность факторов (врожденных и приобретенных, биологических и психологических), принимающих участие в возникновении, формировании и течении заболевания и т.д.

Экономические трудности, переход к новым, сформированным средствами массовой информации, критериям качества жизни и болезненное переживание собственного несоответствия этим критериям, изменения в системе здравоохранения, связанные с переходом к системе медицинского страхования, имеют своим следствием неуверенность в завтрашнем дне, которая оборачивается для женщины длительным психоэмоциональным стрессом. Известно, что у многих, особенно юных, женщин с наступлением беременности возникают тревожные опасения не только по поводу здоровья будущего ребенка, но и страх, сомнения в возможности сохранить «сексуальную привлекательность», «женственность», прежний образ жизни и внешность, а также прежний уровень отношений с отцом ребенка. Это касается сложных внутрисемейных ситуаций, либо бывает обусловлено преморбидными чертами личности (лабильность и слабость нервной системы, сенситивность, эмоциональная нестабильность, повышенная тревожность и ранимость, или же наоборот, — эгоцентризм и упрямство). Тем не менее, являясь обычной характерологической нормой, в период беременности и родов эти индивидуальные особенности личности могут сыграть негативную роль.

Необходимо, чтобы уже сегодня оптимизация сохранения репродуктивного здоровья нации россиян проводилась в эколого-психологической поддержке каждой женщины, желающей стать матерью. Необходима целостная психологическая технология, позволяющая адекватно отражать систему преобразования Я конкретной беременной женщины, через мониторинговый контроль (диагностика, оценка и прогнозирование) трансформации ее характерологических особенностей и социально-психологических установок, что, в свою очередь, обеспечивает рождение полноценного ребенка, а, следовательно, способствует сохранению здоровья нации.

 

Литература

1. Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте // Ежегодник РПО. Специальный выпуск. М., 2005. С. 228–230. 2.Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

3. Баз Л.Л. Исследование восприятия психологической поддержки беременными женщинами // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4 С. 137–146.

4. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Нежеланная беременность жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты) Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 33–40.

5. Вараксина Г.Н. Особенности течения беременности и развития симптомов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологических психосоциальных факторов: автореферат. Казань, 2002.

6. Ветчанина Е.Г., Залевский Г.В., Мальгина Г.Б. Значение психической ригидности при психоэмоциональном стрессе беременных // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по перинатальной психологии. СПб., 2002. С. 163–164.

7. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль”, сост. В.М. Лейбин, Москва, “Республика”, 1994. - С.298

8. Карл А. Витакер, Огастус Нейпир. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. Серия: Мастер-класс Издательство: Когито-Центр (2005 г.) 9.Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференции «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике» 26–28 мая 1999г., СПб-Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, Российская психотерапевтическая ассоциация, 2000 С.312–320

10.Минухин С.,Фишман Ч. Техники семейной терапии. Издательство:Класс(2006 г.)  11.Первышева Е.В. Экспериментальные исследования межличностных конфликтов // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. М., 1989. С. 61-78.

12.Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М., 1988.

13. Серж Лебовиси Психиатрический подход к младенцу. Развитие психиатрии новорожденных. Доклад на франко-русском коллоквиуме по психоанализу (Москва, 1996, октябрь)

14. Cтанислав Гроф. «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии». М., 1994.

15. Станислав Гроф «Холотропное сознание». М., 1996.

16.Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 1. С. 107-117.

17. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль, 1999.

18. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995

19.Хломов К.Д. Организация адаптационной и реабилитационной помощи беременным с риском невынашивания // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России». М., 2005. »С. 425–426.

20. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб: Питер, 2002.

21. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / пер. с англ. В.Светлова.

22. МсDопаld R.L. The role of emotional factors in obstetric complications: a review// Psychosom. Меd. 1968. N30. Р. 222–237.

 

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, конфликт, беременная женщина, изменение, окружающий мир, период беременности, психическая ригидность, будущий ребенок, внутренний конфликт, клиническая психология.


Похожие статьи

Архетипические паттерны материнского поведения в период взросления ребенка

Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор возникновения девиантного поведения

Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях

Особенности структурной организации отношений, способствующие формированию высокого адаптационного потенциала личности

Возможности внеурочной деятельности в формировании ноосферного мировоззрения старшеклассников

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Специфика развития компонентов волевого действия старших дошкольников, относящихся к категории часто болеющих детей

Личностно-детерминированная стратегия речевого поведения субъекта

Смех как компонент межличностного взаимодействия в группах детей трех и пяти лет

Похожие статьи

Архетипические паттерны материнского поведения в период взросления ребенка

Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор возникновения девиантного поведения

Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях

Особенности структурной организации отношений, способствующие формированию высокого адаптационного потенциала личности

Возможности внеурочной деятельности в формировании ноосферного мировоззрения старшеклассников

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Специфика развития компонентов волевого действия старших дошкольников, относящихся к категории часто болеющих детей

Личностно-детерминированная стратегия речевого поведения субъекта

Смех как компонент межличностного взаимодействия в группах детей трех и пяти лет

Задать вопрос