В условиях становления и развития современного общества, формирования его социальной, культурной, экономической и других составляющих весьма остро стоит проблема субъектности личности, как в общественном контексте, так и в воспитании и образовании. На сегодняшний момент должны учитываться не только социальные факторы формирования определённого объекта образовательного процесса, учёт его особенностей, но и активная включённость самого объекта в образовательный процесс со становлением его субъектной позиции, «превращением» его в субъект и созданием, таким образом, субъект-субъектных отношений.
Одной из наиболее значимых в понимании субъект-субъектного взаимодействия в современном образовательном пространстве является концепция социально-педагогического сопровождения, кот изначально оформлялась в виде идеи помощи, поддержки, сопереживания. Субъектность в данном случае имеет ярко выраженную направленность, заключающуюся в активном целеустремлённом участии личности в своей жизни, на любом этапе разрешения проблемы или противоречия.
Социально-педагогическое сопровождение – это процесс двусторонний, где и помощник (в нашем случае это социальный педагог), и его воспитуемый формируют в себе важнейшие новообразования, активизируют друг у друга нравственные качества и «выращивают» индивидуальность – каждый свою. Несомненно, ощутима важность применения концептуальных идей в сопровождении на практике, особенно в социальной педагогике, в которой уже изначально заложена идея сострадания, помощи, понимания, толерантности.
Так откуда же появилось данное понятие – социально-педагогическое сопровождение? Почему оно получило такой отклик в современном общественном сознании? Что это такое – социально-педагогическое сопровождение? Чем оно отличается от процесса педагогической поддержки? Далее мы ответим на эти вопросы.
Как уже говорилось ранее, идеи социально-педагогического сопровождения формировались исходя из таких понятий, как поддержка, помощь, защита.
Весьма значимым для развития педагогических идей, направленных на оказание помощи, содействия саморазвитию личности в отечественной педагогике, стало оформление концепции педагогической поддержки О.С. Газмана. Именно в данной концепции была показана оригинальность и инновационность идеи помощи и содействия личности в её саморазвитии, которая непосредственно заключалась в соотношении двух понятий – социализации и индивидуализации, то есть пространства, где личность приобщается к социокультурной деятельности и индивидуального пути проявления личностных особенностей в современном обществе. Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимает процесс совместного определения собственных интересов воспитуемого, способов преодоления его проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство, и формирование умения самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности [2, 3].
Далее концепция педагогической поддержки получила своё развитие в исследованиях Т.В. Анохиной, В.П. Бедерхановой, Н.Ю. Корневой, Л.Л. Олиференко и др. Данные исследователи понимают поддержку как товарищеские отношения взрослого и ребёнка, которые создают для ребёнка ситуацию свободы, роста и действия, а не полной зависимости от помощи взрослого [1].
Дальнейшее развитие педагогических идей содействия и помощи характеризуется активным внедрением в педагогическую теорию и практику термина «сопровождение», который предусматривает особую опору на субъектность, отношения вида S↔S (Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова). Под педагогическим сопровождением в данном случае авторы понимают процесс консультирования, поощрение максимальной самостоятельности личности в разрешении собственной проблемной ситуации при минимальном участии педагога (что не так ярко выражено в концепции педагогической поддержки).
В настоящий момент модель сопровождения используется практически во всех сферах научного знания, в центре изучения которых является человек. Сопровождение может быть педагогическое, психологическое, социальное, медицинское и т.д. В свою очередь каждая научная дисциплина, развиваясь, может разделяться на отрасли, имеющие более узкий круг научных интересов. В связи с этим появляются новые модели сопровождения, имеющие свою специфику и содержание.
В настоящее время концепции педагогической поддержки и социально-педагогического сопровождения являются наиболее значимыми в педагогической практике, позволяющими гуманизировать педагогическое пространство насколько это возможно. Однако при всей своей синонимичности следует чётко разделять значения данных понятий. Они имеют существенное различие, как в педагогической терминологической характеристике, так и в поэтапном разделении (см. Табл. 1).
Весьма значимую роль в концепции социально-педагогического сопровождения личности имеет направленность на формирование субъектной позиции (А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская). Субъектность – это результат активной включённости человека в процесс жизнедеятельности, который организуется непосредственно им самим. Субъект – это личность, собственными усилиями определяющая свои жизненные цели, меру занятости, необходимой ему деятельности, используя свои способности в том объёме, в котором сам считает нужным.
Таблица 1 – Основные этапы педагогической поддержки и социально-педагогического сопровождения, их сравнительная характеристика
Номер этапа |
Педагогическая поддержка |
Номер этапа |
Социально-педагогическое сопровождение |
1. |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП (обнаружение проблем воспитуемого, осознание их значимости, желание их разрешить) |
||
2. |
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП (поиск причин и способов разрешения данных проблем) |
2. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (определение средств и форм с целью создания общего дела) |
3. |
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП (построение договорных отношения между педагогом и воспитуемым с целью продвижения к решению проблемы) |
|
|
4. |
|
3. |
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП |
|||
|
(деятельность педагога и воспитуемого с опорой на деятельность педагога) |
(деятельность педагога и воспитуемого с опорой на деятельность воспитуемого) |
|
5. |
РЕФЛЕКСИВЫЙ ЭТАП (анализ деятельности по разрешению проблемы) |
4. |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП (анализ и коррекция совместной деятельности педагога и воспитуемого) |
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение ориентировано на предупреждение проблемных ситуаций посредством их диагностики и создания условий для принятия сопровождаемым решения. Создание этих условий может включать в себя обеспечение субъекта необходимой информации, знаниями о проблеме и помощь (если необходимо) в принятии решения. Принципиально важной особенностью социально-педагогического сопровождения является опора на внутренние ресурсы сопровождаемого, на его способность самостоятельно принимать решения. По этой причине, целью социально-педагогического сопровождения, является не сформировать, а найти, сопровождать какой-либо процесс и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, самоорганизации, а также адаптации, необходимых для становления самобытного личностного образа, динамичного и безопасного взаимодействия с людьми (П.А. Эльканова).
Таким образом, термин «сопровождение» характеризуется ориентацией на профилактику, предупреждение возникновения трудностей, непрерывностью, пролонгированностью процесса сопровождения и самостоятельностью сопровождаемого. Для «поддержки» же характерно обязательное наличие трудности, выход из которой происходит в совместном взрослого с воспитуемым поиске решения. По исчезновении трудности необходимость в поддержке пропадает.
Исследователи подчёркивают, что сопровождать личность надо исключительно в том случае, когда это нужно ей самой: педагог должен поспевать со своей помощью только там, где она действительно необходима, при этом вести так, чтобы, в конце концов, она сделалась вовсе ненужной, так сказать, уничтожила бы саму себя.
Вышеизложенные взгляды исследователей позволяют сделать вывод о том, что сопровождение представляет собой не алгоритм действий в разрешении проблем сопровождаемого, а деятельностная позиция педагога по отношению к воспитуемому. Сущность сопровождения заключается в создании необходимых условий для проявления субъектности личности, в готовности оказать необходимую форму содействия (помощь, поддержка, консультация и т.п.) при возникновении трудности. При осуществлении сопровождения педагог должен быть готов принять и позиции «идти рядом», и позиции «идти за кем-нибудь» – за воспитуемым как равным педагогу субъекту, в зависимости от реально существующей ситуации [5].
Также следует отметить, что социально-педагогическое сопровождение возможно лишь в том случае, если в окружающей обстановке существуют предпосылки для его реализации. Педагогический процесс в условиях социально-педагогического сопровождения должен быть, прежде всего, личностно-ориентированным, опирающимся на активно познающую мир целостную личность; тактичного, в совершенстве владеющего профессиональными умениями и обладающего высокими моральными установками педагога; учитывающим их двустороннее взаимодействие, которое в итоге приводит к положительному результату.
Именно такой мы видим концепцию социально-педагогического сопровождения в современном образовательном пространстве.
Литература
1. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования / В.П. Бедерханова. // Психологические проблемы самореализации личности: Сборник научных трудов. Вып. 3. – Краснодар, 1998. С. 50.
2. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман. // Новые ценности образования. – 1996. – Вып. 6. – С. 31.
3. Газман, О.С. Потери и обретения образования 10 лет перестройки / О.С. Газман. // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл. корр. РАО О.С. Газмана / Материалы всероссийской конференции. – М.: УВЦ «Инноватор». – 1996. – С. 15.
4. Куличкова, С.А. Сущность социально-педагогической поддержки в образовании / С.А. Куличкова. // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2005. – №2 (14). http://www.ncstu.ru