На сегодняшний день существуют множество различных определений термина "электронное правительство", но максимально коротко его можно охарактеризовать как автоматизацию процесса предоставления государственных услуг.
Под "электронным правительством" также понимают непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
В модели "электронное правительство" выделяются четыре четко выраженные сферы взаимоотношений:
· между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen),
· между государством и частными компаниями (G2B - government-to-business),
· между государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee),
· между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government).
Роль "электронного правительства" в сфере взаимоотношений между государственными службами и гражданами, имеет первостепенное значение.
История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров. [1]
«Электронное правительство» подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия, для того чтобы доводить правительственную информацию до каждого гражданина.
Таким образом, "электронное правительство" имеет следующие основные цели:
· оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
· повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
· поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
· рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
· снижение воздействия фактора географического местоположения.
Таким образом, создание "электронного правительства" должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.
Нас сегодняшний день в рамках внедрения "электронного правительства" осуществляется создание порталов государственных услуг.
Государственная услуга – это действия (решения) выполняемые по запросу или требованию по признанию, установлению, изменению или прекращению прав, получению материальных и финансовых средств, установлению юридических фактов или предоставлению информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов государственной власти.
На портале государственных услуг можно узнать всё о государственных услугах:
· условия, место и время их предоставления
· исчерпывающий перечень причин для отказа в услуге
· порядок обжалования некачественно предоставленных услуг и многое другое.
Также можно получить ответы на простые вопросы:
· о своем статусе или обстоятельствах, в которых Вы находитесь,
· о сфере Ваших интересов, деятельности
· узнать все об услугах, которые исполнительные органы государственной власти обязаны предоставить именно Вам.
В настоящее время из 83 обследованных субъектов Российской Федерации собственный портал по предоставлению государственных услуг имеется лишь у 43. [2]
Но для полноценного функционирования собственного портала по предоставлению государственных услуг, очень важна регистрация пользователей, потому что после регистрации пользователя и предоставлением дополнительных данных (возраст, род занятий и др.) портал сможет информировать его о ходе оказания конкретной услуги со стороны органов публичной власти.
На основании проведенного исследования только 4 портала из 43 существующих, имеют наиболее актуальную систему регистрации с подтверждением по адресу электронной почты. Это порталы Московской области, республики Карелии, города Санкт-Петербурга и Мурманской области.
Однако создание портала государственных услуг должно быть лишь первым шагом реализации программы «Электронная Россия», которая предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций.
Концепция "Электронного правительства" предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. Предполагается значительно расширить объем информации, которую государственный органы будут обязаны предоставлять гражданам, в том числе и через Интернет.
В частности, в обязательном порядке планируется публиковать в Интернете проекты законов и постановлений правительства, информацию о формировании и исполнении бюджетов, проводимых тендерах, отчеты о результатах работы госпредприятий и даже итоги проверок, проводимых Счетной палатой и другими контрольными органами. [3]
Как показывают последние исследования, одна из наиболее серьезных проблем, связанных с реализацией программы "Электронное правительство", возникает в области информационной безопасности. Эта проблема – несанкционированный доступ к компьютерным системам.
Внедрение интеллектуальных технологий обработки данных позволит повысить безопасность функционирования различных компьютеризированных систем, которые в том числе связаны с принятием стратегических решений, отвечающих за безопасное развитие технологических процессов. Уже сейчас на смену распространенным паролям, вводимым и передаваемым в открытом виде и уязвимым с точки зрения безопасности компьютерных систем, приходят более надежные технологические решения, основанные на применении технических новинок и математических методов засекречивания парольной информации
Процесс узнавания пользователя компьютером начинается с его идентификации. Так, при входе пользователя в различные операционные системы следует ввести логин – имя, по которому пользователь известен данной системе. По логину из многих пользователей, зарегистрированных в системе, компьютер выбирает одного. На этом идентификация заканчивается, и начинается аутентификация – процесс доказательства пользователем, что это именно он, а не кто-либо еще.
Идентификацию часто называют опознаванием «один из многих» – определение одного пользователя из многих вероятных, а аутентификацию – опознаванием «один к одному», т. е. правильно ли пользователь идентифицирован. Компьютер выполняет аутентификацию на основе определенной уникальной информации, которая характеризует конкретного пользователя системы. Такая информация называется аутентификационной. В зависимости от ее типа методы аутентификации классифицируют следующим образом.
1. Пользователь знает некую уникальную информацию, которую он предъявляет компьютеру при аутентификации. Например, пароль, который необходимо ввести для входа в систему. В «правильно» администрируемых системах каждый пользователь должен иметь уникальный пароль, соответственно, ввода пароля вполне достаточно для узнавания пользователя.
2. Пользователь имеет уникальный предмет или предмет с уникальным содержимым.
В обычной жизни таким предметом является ключ от любого замка. Компьютеру же предъявить такой ключ достаточно сложно, поэтому используются другие предметы, более характерные для компьютера. Рассмотрим их позже.
3. Аутентификационная информация является неотъемлемой частью пользователя. На такой информации основаны методы биометрической аутентификации, т. е. аутентификации пользователей по их уникальным биометрическим признакам. Достаточно часто методы аутентификации комбинируют, например, используя одновременно пароль пользователя и отпечаток его пальца. Такая аутентификация называется двухфакторной. [1]
Проведение реформы системы социальной поддержки населения и монетизации льгот невозможно без использования современных информационных технологий. Одной из таких технологий является технология интеллектуальных карт (смарт-карт), необходимая для создания персональной социальной карты.
В настоящий момент, из 83 обследуемых субъектов Российской Федерации только в 28 уже заявлено о внедрении социальной карты. [4]
Социальная карта представляет собой многофункциональную именную пластиковую карту, которая выдается жителю региона, являющемуся получателем социальной помощи. Внедрение региональной интегрированной автоматизированной системы персонального учета предоставления социальной помощи с использованием социальных карт (региональной системы социальных карт) обусловлено необходимостью организации взаимодействия между населением и органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями различной формы собственности в части организации единой системы учета предоставления адресной социальной помощи.
Социальная карта является материальным носителем персональных данных держателя карты, информации о видах социальной помощи, на которые имеет право держатель карты, и поддерживает с помощью интегрированных картой технических средств и информационных элементов различные приложения, связанные с предоставлением и учетом социальной помощи. Социальная карта может также иметь дополнительные приложения (например, платежные, идентификационные, медицинские), непосредственно с предоставлением и учетом льгот не связанные. [3]
Эти задачи будут решаться в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». На основе полученных результатов должно быть осуществлено внедрение системы в опорных регионах и должны быть разработаны предложения по межрегиональному взаимодействию региональных систем в рамках ГАС «Социальная карта».
Источники