Общепризнанно, что важнейшей задачей правового государства должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и возмещение причиненного вреда. В качестве одного из видов вреда, который может быть причинен личности, в законодательстве выделяется моральный вред.
Само понятие морального вреда является важной теоретической проблемой современной цивилистики.
Безусловно, понятие «моральный вред» производно от слова «мораль», означающего совокупность представлений об идеале, добре и зле, справедливости и несправедливости [1, с. 1]. Зачастую мораль отождествляют с понятием «нравственность», а нравственность определяют как правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку для жизни в обществе. Страдание сопровождается физической или нравственной болью, мучением [2, с. 291, 339, 420].
Необходимо отметить, что постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 раскрывает содержание преимущественно только одного из двух подвидов морального вреда - «нравственных страданий». Также приоритет нравственных страданий над физическими можно увидеть и во взглядах ряда ученых, изучающих данную проблематику. Так, например Е.А.Михно, определяет моральный вред как отрицательные последствия нарушения имущественных или неимущественных благ, выразившиеся в душевных страданиях или переживаниях. Основанием для денежной компенсации морального вреда является правонарушение, в результате которого лицо потерпело эмоциональный урон. Физические страдания, как правовая категория, в понятие «морального вреда» не могут быть включены. Они приобретают юридическую значимость для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение морального вреда лишь постольку, поскольку вызывают нравственные страдания [3, с. 14].
Результаты исследования показывают несостоятельность такой позиции, т.к. нельзя забывать, что согласно ст. 151 ГК РФ понятие «моральный вред» предполагает наличие факта нравственных или физических страданий. Ведь неспособность человека овладеть психологическим процессом, адаптироваться к изменившейся ситуации может вызвать более глубокие последствия на психическом уровне в виде неврозов и невротических реакций, которые могут привести и к физическим поражениям, а соответственно к физическим страданиям (головной боли, боли в желудке, гипертонии, обострению хронических заболеваний) [4, с. 12].
А.М.Эрделевский правомерно утверждает, что наличие морального вреда предполагает негативные изменения в психической сфере человека, выражающиеся в претерпевании последним физических и нравственных страданий [5, с. 90]. И предлагает использовать общее понятие «психический вред».
Однако, вполне очевидно, что болезненные ощущения отражаются в сознании пострадавшего и вызывают самые различные переживания: обиду, страх, возмущение, горе, чувство утраты. Говоря другими словами, почти всегда вместе с физическими страданиями человек испытывает страдания психического характера. Однако болезненные симптомы лишь отражаются в сознании, а первоначально имеют другую природу: в отличие от нравственных страданий (переживаний), они никак не входят в категорию психических страданий. Характерно и то, что слово «переживания», сочетаясь со словом «нравственные», не может образовать словосочетание со словом «физические». Следовательно, можно утверждать, что термин «психические страдания» не включает в себя категорию «физические страдания» и, соответственно, понятие «физический вред» не охватывает полностью оба вида страданий, которыми характеризуется моральный вред в отечественном законодательстве. А из этого, в свою очередь, следует несостоятельность предложения об использовании нового понятия «психический вред» для определения физических и нравственных страданий.
В.С.Романов считает, что моральный вред, представляет собой совокупность нравственных или физических страданий, переживаемых из-за противоправного нарушения нематериальных благ и/или неимущественных [6, с. 16].
А.А.Власов под моральным вредом понимает «причиненный физическому лицу - независимо от умысла (вины) - нравственный ущерб». Он считает, что ущерб выражается в унижении его чувств, состоит в создании у потерпевшего негативных ощущений и эмоций (нравственных переживаний, страданий) и влечет негативные последствия для его психики, носит нематериальный характер, опосредованно (через сознание) причиняет также и физический вред. При этом выделяются: нравственный вред, не связанный с физическим страданием (когда физическое страдание не соотносится с нравственным переживанием); нравственный вред, связанный с физическим страданием (когда физическое страдание соотносится с нравственным переживанием) [7, с. 99].
Г.Г.Горшенков считает, что понятие «моральный вред» охватывает далеко не все личностные потери гражданина. Потери выражаются не только физическими, психическими, нравственными страданиями. К ним необходимо отнести полную либо частичную утрату, деформацию определенных социальных качеств лица, нарушения возможностей его социальной деятельности, дезориентацию установок, а также упущенную выгоду как следствие умаления личностного блага, дополнительные расходы, связанные с восстановлением или компенсацией вредных для личности последствий. Такого рода потери предлагается именовать субъективными. Если рассматривать личность потерпевшего как субъект права, то становится очевидным, что в результате причинения ему вреда он несет духовные потери, утрачивает общественно значимые полезные качества, переоценивает (умаляя) свою социальную значимость, роль участника широкого круга общественных отношений, причисляет себя к социальной категории жертв посягательства. Повреждение любого элемента биосоциальной системы негативно отражается на ее надежности, а стало быть, и юридическом статусе. Все зависит от степени такого повреждения. Личность - чрезвычайно сложная структура взаимодействующих элементов как внутри ее самой, так и в отношениях с окружающей средой, материальными объектами. Именно эти, сложнейшие по характеру, взаимосвязи внутриличностных элементов между собой и с элементами окружающей среды (особенно семейно-бытовой сферы) позволяют говорить лишь об условном разделении элементов объекта правонарушения. А потому и характер причиненного лицу вреда далеко не всегда можно определить только как собственно моральный или неимущественный.
Анализируя проблемы морального вреда как юридического факта, а также роль и значение порождаемых им правоотношений, Г.Г.Горшенков предлагает следующее определение понятия моральный вред: «это неблагоприятные последствия правонарушения, претерпеваемые лицом в виде физических, психических страданий, нравственных переживаний, социального дискомфорта, а также упущенной выгоды и дополнительных расходов как следствия прямого или косвенного умаления неимущественных благ» [8, с. 88].
Н.С.Малеин, исследуя вопросы, связанные с понятием вреда и его возмещением, указал, что под моральным вредом понимается неимущественный вред, выражающийся в причиненных потерпевшему нравственных и физических страданиях. Они возникают, как правило, в каждом случае повреждения здоровья и причинения смерти. При этом, по его мнению, с точки зрения гражданского права моральный (нравственные страдания) и физический вред (физические страдания) могут быть объединены одним понятием морального вреда, в отличие от вреда имущественного [9, с. 165].
Еще А.В.Белявский отмечал, что термин «моральный» является неточным, поскольку под ним понимают как собственно «моральный вред», причиненный в сфере нравственных чувств и отношений, так и всякий иной вред (психические травмы, увечья и т. п.), который, хотя далеко выходит за рамки морального, также не является имущественным. Поэтому, говоря о проблеме в целом, точнее было бы применять термин «неимущественный» [10, с. 85].
По мнению К.Б.Ярошенко, по аналогии с понятием «имущественный вред», понятие «моральный вред» должно означать умаление «моральных благ». Но жизнь и здоровье, а также личная свобода не есть моральные категории, а значит, болезнь, смерть или лишение свободы не могут рассматриваться только в плане умаления моральных ценностей. Таким образом, утверждалось, что моральный вред как таковой выражается в определенных переживаниях, вызванных умалением моральных благ (нравственных страданиях). В полном смысле соотносительными являются понятия «имущественный вред» и «неимущественный вред». При этом в составе последнего понятие «моральный вред» - только один из возможных элементов [11, с. 89].
Действительно, как отмечает Р.П.Тимешов, моральный вред сопровождается негативными изменениями в душевно-эмоциональном, психическом состоянии человека, испытывающего душевные, нравственные, психические переживания, страдания в связи с неблагоприятными для него последствиями как со стороны окружающего мира, так и порой своих собственных действий (бездействия). Представляется, что психические (нравственные) страдания (переживания) могут возникать и на почве физической боли, физических страданий. В конечном итоге проблематично говорить о тождестве психического и физического вреда и объединять их общим термином «моральный вред». Правильнее было бы назвать эти составляющие общим словом «неимущественный вред». Такое словосочетание подходило бы и для юридических лиц, претерпевающих какие-либо ограничения, испытывающих проблемы с ухудшением своей фирменной репутации, падением деловых связей и т.д. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) не могут испытывать нравственные страдания, даже если исходить из теории юридического лица как коллектива одушевленных участников, а не из теории фикции. Кроме того, в понятие «неимущественный вред» следует включить и третью составляющую - психические переживания (страдания, эмоции) [12, с. 19].
Таким образом, моральный (неимущественный) вред не адекватен имущественному вреду, понимаемому как умаление имущественной (экономической) сферы потерпевшего, уменьшение его имущественного актива, порча, утрата, повреждение его имущества, понесение расходов с целью восстановления нарушенного имущественного права, неполучение доходов (упущенной выгоды). Денежная компенсация, выплаченная потерпевшему за причинение морального вреда, не возмещает причиненный ущерб (вред) личности, его здоровью, не восстанавливает самую личность потерпевшего, его репутацию, имидж, честь, достоинство, здоровье, нервы в первоначальное положение (restitutio in integrum), так как сделать это практически невозможно, а лишь позволяет в какой-то степени смягчить нанесенный нематериальный вред, дать возможность потерпевшему компенсировать свои перенесенные физические и нравственные страдания предоставлением ему денежных средств, с помощью которых он может приобрести себе дополнительные социальные блага для восстановления своего здоровья, психики, настроения.
Литература
1. Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. - М., 1997. С. 1.
2. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1988.
3. Михно Е.А. Компенсация морального вреда во внедоговорных обязательствах: Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1998.
4. Воробьева И.В. Защита неимущественных благ как институт гражданского права россии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
5. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. - М., 2007.
6. Романов В.С. Моральный вред как институт гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
7. Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. -М., 2000.
8. Горшенков Г.Г. Моральный вред и его компенсация по российскому законодательству: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Новгород, 1990.
9. Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. - М., 1981.
10. Белявский А.В. Защита чести и достоинства граждан и организаций в советском
гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1965.
11. Ярошенко К.Б. Совершенствование гражданско-правовых форм защиты личных неимущественных прав граждан по советскому праву: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1990.
12. Тимешов Р.П. Понятие морального вреда в гражданском праве России // Российская юстиция. 2008. № 6.