Успешная конкурентная борьба, успех на рынке предполагают осуществление постоянного тщательного анализа деятельности компании с изучением спроса на выпускаемую продукцию, предпочтений потребителей, разработанных новых, инновационных технологий и т.д. Для того, чтобы достичь успеха необходимо постоянное обновление производства с выводом на рынок новой продукции и услуг. В условиях неопределенности, ситуациях, предполагающих несколько возможных решений, компания выбирает наиболее оптимальный сценарий развития, при этом, как правило, риск принятия ошибочного решения прямо пропорционален доходности рассматриваемого проекта.
В литературе [1] понятие «риск» определяется как «…опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами». Для работы компании наряду с внешними рисками (природными, политическими, транспортными коммерческими) [2] существенное значение приобретают экологические риски инновационной деятельности.
Отрасль нефтехимии – ключевая инновационно-активная отрасль экономики, обеспечивающая существенные поступления в бюджет страны. В росте переработки нефти и газа, наращивании объемов производства нефтехимической продукции объективно заинтересованы все субъекты хозяйственной деятельности и в первую очередь власть всех уровней, предприятия, а также население. В то же время переработка углеводородного сырья, его транспортировка и хранение, что также относится и к готовой продукции (например, автомобильного топлива и масел, фенола, ацетона и т.д.) сопровождаются крайне негативными последствиями для окружающей среды и здоровья людей. Особенно актуальной задача минимизации экологических рисков становится в процессе реализации крупных инвестиционных проектов с быстрым развитием производства и неизбежно сопровождающихся столкновением интересов экономического роста и сохранения чистой и безопасной среды. Носителями этих интересов выступают собственники предприятий, а также различные социальные, управленческие и политические институты. При этом эти интересы, как правило, носят двойственный характер.
Население современной России по многим причинам не является определяющей силой, оказывающей существенного воздействия на процесс принятия решений в сфере управления экологической безопасностью. До сих пор, например, при выборе моторных топлив и строительных материалов из полимеров приоритетом является не их экологичность и безопасность для здоровья, а дешевизна. Тем не менее, в среде общественности все чаще звучат и другие точки зрения.
Государство заинтересовано в увеличение налоговых поступлений, в увеличении количества рабочих мест, росте заработной платы населения. Кроме того, важно обеспечить национальную безопасность, в том числе по производству определенных видов продукции высокого качества (в том числе каучуки, пластики, моторные топлива и масла и т.д.). При этом государственные органы накладывают ограничения в области охраны атмосферного воздуха, в области водопотребления, обращения с отходами, загрязнения почв и грунтовых вод и т.д.
С другой стороны, для эффективной реализация экологической политики и компенсация возникающих при этом рисков необходимо создание для бизнеса соответствующих стимулирующих механизмов. По оценкам Международной энергетической ассоциации (IEA), ежегодная потеря Россией тридцати миллиардов кубометров газа в год может быть предотвращена за счет внедрения современных технологий и принятия мер по снижению утечки и эмиссии парниковых углеводородных газов при их транспортировке и факельном сжигании на нефтяных месторождениях [3]. Однако, анализ, проведенный специалистами Ростехнадзора [4] показал, что при существующей системе расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ) на факеле для компаний – недропользователей является наименее затратным, по сравнению с затратами на разработку и внедрение инвестиционных проектов, строительство необходимой инфраструктуры, сети сборочных продуктопроводов. Значительного улучшения качества атмосферного воздуха, одновременное получение значительных дополнительных объемов ценного сырья для отечественной нефтехимии возможно посредством применения экономических мер, стимулирующих компании к внедрению технологий рационального использования ПНГ.
В целом, возможность экономического роста в современной отечественной экономике является определяющей при принятии стратегических решений, однако экологические проблемы охраны среды и здоровья населения все чаще выступают на первый план. В частности, для экспортно-ориентированной продукции нефтехимии для ее реализации в странах Европы разработан Регламент (ЕС) № 1907/2006 по регистрации, оценке, разрешению и ограничению химических веществ (REACH), основная цель разработки которого является выведение из обращения наиболее опасных веществ в отношении человека, окружающей среды и имущества. Предприятия, не выполнившие требования REACH, лишаются права продавать свою продукцию в Европе, что в конечном итоге может привести к потере не только европейского рынка, но и рынка вообще, следовательно, для них вполне реальна угроза остановки, а значит, возможно, перераспределение активов в пользу организаций прошедших регистрацию.
Политика компаний в области энергоэффективности – признанный во всем мире способ оздоровления экологии, в том числе предотвращение глобального изменения климата [5]. В этом случае политика по экономии энергоресурсов выгодна и государству и бизнесу, и каждому отдельно взятому человеку. Согласно отчета IFC и Всемирного банка, подготовленному совместно с Центром по эффективному использованию энергии, только в России, полная реализация потенциала энергоэффективности может привести к уменьшению выбросов газа CO2 на 793 миллиона тонн в год, в общемировом масштабе эта цифра оценивается в 3 процента от ежегодных глобальных выбросов углекислого газа [5].
Таким образом, для успешного развития отечественной промышленности необходимо создание комплексных законодательно обоснованных механизмов по уменьшению негативного влияния на окружающую среду и компенсации экологических рисков предприятий. Реализация экологических программ на предприятии требует значительных финансовых вливаний, при этом заранее оценить экономический эффект от их реализации как правило затруднительно. На наш взгляд, на сегодняшний день таких детально разработанных механизмов в отечественной практике не существует, их реализация потребует дополнительных совместных усилий государства, бизнеса и общества.
Литература
1. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева // М.: Инфра-М. – 2001. – 480 с.
2. Куликова Е.Е. Управление рисками. Инновационный аспект. /Е.Е. Куликова // «Бератор-Паблишинг». 2008 г. Консультант.
3. Арутюнов В.С. Роль газохимии в инновационном развитии России. / В.С. Арутюнов // Газохимия. – 2008 г. № 1 (0). с. 10 – 21.
4. Кутьин Н.Г. Экологические проблемы и безопасность топливно-энергетического комплекса России. /Н.Г. Кутьин// Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс России». - 2008 г. 394 с.
5. Горбатенко Я. Зеленая революция: Мода на экономию. / Я.Горбатенко // Ведомости. 27.08.2009 г. - № 160 (2430).