Актуальность данного исследования заключается в том, что в дошкольных образовательных учреждениях, воспитывающих детей, имеющих недостатки речевого развития, не всегда достаточно внимания уделяется консультативно-просветительской работе по распространению логопедических знаний среди родителей, несмотря на то, что необходимым условием комплексного подхода к развитию речи ребенка является согласованное общественное и семейное воздействие. В области коррекционной педагогики представлен ряд исследований проблемы взаимодействия специалиста с семьей, воспитывающей ребенка с недостатками речевого развития (Е.А.Щедрова, О.В. Бачина, Л.Н. Самородова, Л.Е. Перчаткина, О.Л. Степанова, А.И. Иванова, Е.С. Кабина, Р.А. Кирьянова). Авторы обращают внимание на тот факт, что многие родители из-за недостатка информации и не догадываются о наличии у ребенка нарушения речи.[1] А дети, родители которых вовремя обратились к логопеду в ДОУ, не могут получить полноценное логопедическое воздействие на всех занятиях. Нередко родители сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями и не уверены в своих силах.
Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением речи принадлежит учителю-логопеду. Сфера его деятельности не может быть ограничена рамками задач преодоления дефектов речевого развития в условиях ДОУ, она должна включать в себя задачи обеспечения непрерывности обучения ребенка путем моделирования коррекционного воздействия в условиях семьи. Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей: полных и неполных, с высоким достатком и скромным, дети хорошо образованных, успешных родителей и неблагополучных, дети из семей с отличающимися от российских традициями воспитания. Все эти семьи объединяет любовь к своему ребенку и требования к качеству работы педагогов. Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность учителя-логопеда выстроить отношения с различными категориями родителей в форме активного взаимодействия и организовать эффективную помощь ребенку с нарушением речи в процессе совместной деятельности.[3]
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это вызывает необходимость пересмотра содержания и форм работы с родителями.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями – достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста по нескольким направлениям, но только от совместной работы логопеда, родителей и педагогов зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом логопедических знаний, логопед должен иметь высокую квалификацию и в своей работе должен служить образцом. При этом условии родители охотно будут устанавливать с ними контакт, а педагогики с доверием отнесутся ко всем рекомендациям
Значимость проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы настоящего исследования и определили формулировку проблемы: какие формы и методы консультативно-просветительской работы с родителями детей, имеющих недостатки речи, эффективны в условиях ДОУ и семьи?
Целью исследования являлась разработка и научное обоснование актуальных форм и методов работы с родителями детей с нарушениями речи, необходимых для повышения активности родителей, как участников логопедического процесса, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования - логопедическое просвещение родителей дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования - процесс консультативно-просветительской работы, содержание, формы и методы логопедического просвещения родителей дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ и семьи.
Гипотезу исследования – составило предположение, что разработка содержания, использование новых форм и методов консультативно-просветительской работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения повысит активность родителей, как участников логопедического процесса, увеличит их педагогические знания и умения, а как следствие повысит эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи.
В соответствии с указанной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ общей и специальной литературы и исследовать состояние проблемы консультативно-просветительской работы с родителями, а также особенностей семейного воспитания детей с нарушениями речи.
2. Изучить практический опыт консультативно-просветительской работы с семьями учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.
3. Сформировать диагностический блок исследования, определить критерии повышения эффективности коррекционно-логопедической работы в ДОУ.
4. Изучить состояние консультативно-просветительской работы с семьями учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.
5. Определить и научно обосновать педагогические условия повышения эффективности коррекционно-логопедической работы в ДОУ.
6. Разработать содержание комплексной работы, включающей традиционные и новые активные формы и методы просвещения родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения и проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач и выявления состоятельности выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
научный анализ литературных источников по проблеме исследования;
изучение и анализ опыта консультативно-просветительской работы с семьями учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи;
проведение бесед, анкетирования и тестирования родителей, наблюдение; организация и проведение психолого-педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
качественный и количественный анализ данных.
Организация исследования.Исследование проходило на базе ГОУ начальная школа-детский сад №1772 г.Москвы. В эксперименте также принимали участие 30 семей, воспитывающих дошкольников с нарушением речи.
Исследование проводилось в два этапа:
Исследование проводилось в два этапа:
первый этап (2008 - 2009 гг.) был посвящен изучению и анализу философской, общей педагогической и психологической литературы по теме исследования, предусматривал теоретическое обоснование методики экспериментального исследования и проведение констатирующего эксперимента;
второй этап (2009 - 2010 гг.) включал разработку и проведение формирующего и контрольного экспериментов; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
-получено научно обоснованное представление о консультативно-просветительской работе с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях ДОУ
-проанализировано и систематизировано состояние практического опыта консультативно-просветительской работы с семьями учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением речи
-разработаны и научно обоснованы актуальные формы и методы работы с родителями детей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных учреждений и семьи
-получены экспериментальные данные, подтверждающие, что использование комплекса традиционных и новых форм и методов консультативно-просветительской работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения повышает активность родителей, как участников логопедического процесса, что способствует увеличению их педагогических знаний и умений, повышению эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи.
Проведенное исследование семей дошкольников с недостатками речи выявило существование острой необходимости проведения специальных мероприятий, направленных на повышение логопедической компетентности родителей, поскольку подавляющее большинство семей характеризуются преобладанием низкого и среднего уровней мотивации и готовности к сотрудничеству с ДОУ. Сделанные выводы, по результатам проведённого исследования, подтверждают правомерность выдвинутой нами гипотезы.
Проведенное исследование обозначает перспективы для новых исследований совершенствования консультативно-просветительской работы с родителями, имеющими детей с недостатками речевого развития.
Литература
1.Бачина О.В.,Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.-М., «Сфера» ,2009 г.
2.Васильева С, Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. - М., 1999.
3.Доронова Т.Н., Соловьева Е.В, Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольные учреждения и семья М., «Линка-Пресс», 2001г
4.Зверева О.Л, Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект.- М., «ТЦ Сфера», 2005г.
5.Кабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.//Логопед.- 2005г.-№5.
6.Кирьянова Р.А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в ДОУ//Логопед в детском саду-2005.- №2
7. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. - М: Просвещение, 1981.