Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. Как отрасль социальной сферы образование – это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Поэтому, являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства.
В утвержденной Президентом РФ образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулирован ясный социальный заказ: главная задача современной школы – это развитие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном обществе. Школьное обучение должно способствовать личному росту так, чтобы ученики могли самостоятельно ставить и достигать высоких целей, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Современная школа должна стать центром творчества, информации, интеллектуальной и спортивной жизни.
Естественно, такая школа требует не только новых учителей, но и руководителей, способных обеспечить условия для перехода учащимися от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. Основным условием данного перехода является предоставление качественного образования, адекватного меняющимся запросам общества, социально-экономическому заказу.
Между тем, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 49 % россиян не удовлетворены ситуацией в российской школе. Только 38 % считают, что она складывается позитивно [1]. Основную часть «недовольных» не устраивает именно качество образования. А так как качество образования является одним из важнейших критериев эффективности, успешности деятельности образовательного учреждения, приходится констатировать тот факт, что управление качеством образования, а соответственно, и качество управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений не отвечает требованиям социума.
На уровне государственного регулирования в Российской Федерации существуют определенные требования к качеству как результату, так и процессу подготовки обучающихся. Эти требования оформлены в виде государственных образовательных стандартов и других нормативных документов. Тем не менее, основное влияние на уровень качества подготовки учащихся оказывают не столько государственные нормативы, сколько условия реализации этих требований в конкретном образовательном учреждении. Причем качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений. Не вызывает сомнения, что такие факторы, как текучка кадров, нехватка средств на пополнение библиотечных фондов и т.п. снижают качество образования, а систематическое повышение квалификации учителей, оснащение кабинетов, лабораторий современным оборудованием и т.п. повышают. Однако даже такие очевидные факторы могут по-разному влиять на качество образования в зависимости от множества других условий.
Так что же влияет на качество образования, и на что направлять усилия в деятельности руководителей учебных заведений, повышая его? Постараемся дать ответ на этот вопрос, рассмотрев данное понятие в трех аспектах: качество образовательных условий, качество образовательного процесса и качество образовательного результата на примере системы образования Оренбургской области.
В Оренбургской области на 1 марта 2010 г. прошли лицензирование 98,2 % образовательных учреждений, т.е. свидетельство того, что руководители в абсолютном большинстве школ региона смогли обеспечить условия образовательной деятельности, соответствующие государственным требованиям. Следовательно, проблема не в этом.
Проанализируем теперь качество образовательного процесса в школах региона через его результат – качество образования обучающихся и выпускников. Остановимся на анализе знаниевых достижений обучающихся 9-х и 11-х классов.
Выпускники 9-х классов Оренбургской области четвертый год участвуют в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий (ТЭК). В 2006 г. апробировались новые модели государственной аттестации по русскому языку и алгебре, в 2007 г. количество предметов было увеличено до 4-х: русский язык, алгебра, биология и обществознание. В 2008 г. количество предметов осталось прежним, но изменился состав предметов: русский язык, алгебра, биология, география. В 2009 г. выпускники 9-х классов сдавали экзамены в новой форме по 5 предметам: русский язык, алгебра, биология, география и история.
По итогам новой формы аттестации в 2009 г. в среднем 16,02 % выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений получили отметку «5»; 38,48 % получили отметку «4»; 34,11% выпускников – отметку «3» и отметку «2» – 11,39 % девятиклассников.
Самый большой процент выпускников, получивших отметку «2», отмечен по математике – 13,84 % (в 2008 г. – 11,36 %); самый низкий процент выпускников, получивших отметку «2», – по биологии (3,45 %). Наибольший процент выпускников, получивших отметку «5», отмечен по алгебре (25 %), наименьший – по русскому языку (8,38 %).
Рис. 1. Результаты новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов по пятибалльной шкале (2008 г.-2009 г.)
На рисунке 1 показаны результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по пятибалльной шкале в сопоставлении с результатами 2008 г. Следует отметить, что результаты экзаменов в новой форме за два последних года сопоставимы. В 2009 году увеличилась доля выпускников, получивших отметку «2» на 4,29 % (в 2008 г. - на 1,52 %), отметку «3» на 4,29 %, но уменьшилась доля выпускников, получивших отметки «4» на 6,56 % и «5» на 3,3 %. Следует добавить, что такая же ситуация наблюдалась и в прошлом году. Таким образом, видно снижение результатов на протяжении трех последних лет.
Мониторинг результатов контрольных срезов в 11-х классах общеобразовательных учреждений Оренбургской области за первое полугодие 2009 – 2010 учебного года также выявил снижение качества подготовки выпускников к итоговой аттестации. В целом по области неудовлетворительные результаты получили по русскому языку и математике 10 % и 11,2 % выпускников соответственно, что превышает в 3 раза данный показатель ЕГЭ 2009 года.
Мониторинг результатов контрольных работ, проведенных с учителями образовательных учреждений области, выявил однообразие ошибок по темам, т.е. прямую зависимость «пробелов» в знаниях обучающихся с «пробелами» в знаниях учителей.
Не смотря на переход на новую форму проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся, остается нерешенной проблема объективности оценивания учебных достижений учащихся. Анализ соответствия результатов экзаменов и школьных годовых оценок по предметам показывает, что половина экзаменуемых не подтвердила свои годовые оценки.
Рис. 2. Сопоставление результатов
экзаменов и годовых школьных оценок выпускников 9-ых классов, принимавших участие в государственной (итоговой) аттестации с участием ТЭК в 2008 -2009 гг.
Как видно из рисунка 2, процент учащихся, подтвердивших свои школьные годовые оценки, составляет в среднем по области 50,27 %, что немного ниже прошлогодних показателей (процент подтвердивших годовые оценки в 2008 г. – 51,97 %; в 2007 г. – 28,8 %). Процент понизивших годовые школьные оценки в 2009 г. составил 31,58 %, что на 4,42 % больше, чем в 2008 г., а процент повысивших годовые школьные оценки составил 17,7 % от общего числа участников аттестации, что ниже прошлогодних показателей на 3,17 %. Безусловно, стабильные показатели процента участников аттестации, подтвердивших свои годовые школьные оценки, говорят о том, что большинство образовательных учреждений области принимают участие в новой форме аттестации уже второй год, поэтому имеют опыт в организации процедуры проведения экзамена, в подготовке кадров, в проведении квалифицированной проверки экзаменационных работ, что влияет на объективность оценивания учебных достижений обучающихся.
В связи с обозначенными проблемами руководителям образовательных учреждений рекомендуется выстраивать целенаправленную и последовательную работу по повышению качества образовательного процесса и, соответственно, качества образовательного результата по следующим направлениям.
Во-первых, организовать и взять на контроль объективность оценивания учебных достижений обучающихся.
Во-вторых, по анализу контрольных срезов определить обучающихся, получивших неудовлетворительные результаты в так называемую группу «риска».
В-третьих, одновременно с формированием группы «риска» обучающихся составить список группы «риска» учителей. В данную группу включаются учителя, в практике которых были обучающиеся, получившие неудовлетворительные результаты по контрольным срезам и ЕГЭ прошлых лет.
В-четвертых, организовать адресную работу как с обучающимися, так и с учителями данных групп.
Наряду с этим важной в управленческой деятельности руководителя «Нашей новой школы» является организация системной работы с одаренными детьми. Анализ результатов областных олимпиад школьников показывает, что зачастую системной работы в данном направлении нет в связи с отсутствием учителей, способных работать на уровне тьютора по индивидуальным образовательным маршрутам.
Таким образом, еще одним стимулом качественного образования должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров, способных реализовать образовательную инициативу «Наша новая школа», которые будут работать не в режиме воспроизводства старого знания, а организовывать учебный процесс, чтобы школьники осваивали необходимые компетенции. Как и в системе профессионального образования, в системе общего образования аттестация должна предполагать периодическое подтверждение квалификации педагога и её соответствие современным и перспективным задачам, стоящим перед школой. В связи с этим принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей [2]. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности, являющиеся основой для обновления процедур аттестации педагогических кадров. Так как только учителя с высоким уровнем профессиональной компетентности смогут сформировать компетентную, жизнеспособную личность, а не «выученную беспомощность», как это часто случается.
В приказе Министерства здравоохранения и социального развития также обновлены требования, предъявляемые и к руководителям образовательных учреждений. Основными составляющими компетентности руководителя становятся профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая компетентности. Только компетентный руководитель способен выстроить эффективное управление качеством образования, что позволит достигнуть поставленных целей «Нашей новой школой» – формирования компетентной, жизнеспособной личности.
Литература
1. Официальный сайт «Всероссийского центра изучения общественного мнения». [Электронный ресурс]. – http://www.wciom.ru
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Официальные документы в образовании. 2010. № 1.