Риск сопутствует любой предпринимательской деятельности. В сфере производства риск является наиболее вероятным по сравнению с любым другим видом деятельности.
Производственные риски – это такой вид рисков, которые возникают в процессе НИОКР, производства, реализации и послереализационного обслуживания продукции.
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства [3].
Производственный риск возникает из-за основных причин, к которым относятся:
- снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;
- снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;
- увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;
- рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;
- увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;
- низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;
- физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий [3].
По определениям производственные риски могут быть подразделены на следующие категории:
1. Риски НИОКР (технические риски). Базируются на том, что в ходе проведения данных работ всегда существует вероятность не достижения желаемых результатов. Считается, что данная группа рисков может быть вызвана двумя основными группами факторов: объективными и субъективными.
К объективным факторам относятся те факторы, решение которых находиться в компетенции фирмы (проблемы с финансированием проводимых работ и т.д.)
Субъективные факторы обусловлены причинами, не зависящими от предприятия (получение отрицательных результатов после проведения работ и профинансированных фирмой; не достижение запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок; получение результатов опережающих технические и технологические возможности производства; возникновение при использовании новых технологий и продуктов побочных или отсроченных по времени проявлений проблем, которые не могут быть решены на современном уровне развития науки и техники)
Уровень технических рисков может быть уменьшен, главным образом, за счет привлечения к инновационным проектам максимального внешнего информационного потенциала, контрагентов из числа лучших научно-технических центров, наиболее передовых производственных, инжиниринговых, сервисных и консалтинговых фирм.
Основным ограничением для снижения уровня технических рисков являются финансовые и информационные ограничения [2].
2. Непосредственно производственные риски.
Сами производственные риски, которые представляют собой основную группу производственных рисков, состоят из:
- рисков в процессе разработки стратегии;
- снабженческих рисков;
- рисков нарушения плановых сроков;
- рисков конфликтов с интересами поддержания текущей деятельности предприятия и других ее направлений.
Группа рисков, возникающих в процессе разработки стратегии фирмы, состоит из таких:
- риски необоснованного определения приоритетов общей экономической и рыночной стратегии фирмы;
- риски неправильного прогноза конъюнктуры на всех или отдельных рынках капитальных закупок и снабжения;
- риски неадекватной оценки потребности сферы потребления и собственного производства.
Снабженческие риски в свою очередь состоят из рисков:
- не нахождение поставщиков уникальных ресурсов, требуемых для проведения данного направления предпринимательской деятельности;
- не нахождение поставщиков при проектируемых ценах закупок;
- отказ планировавшихся поставщиков от заключения контрактов на поставку;
- необходимости заключения контрактов на условиях, которые отличаются от наиболее приемлемых, либо обычных для фирмы и отрасли;
- затягивание кампании по организации закупок;
- заключение контрактов на объемы текущего снабжения производства, не обеспеченные сбытом готовой продукции.
Группа рисков нарушения плановых сроков состоит из рисков:
- несоблюдения запланированного графика расходов;
- невыдерживания намечавшегося графика доходов.
Риски, связанные с конфликтами интересов поддержания текущей деятельности фирмы и ее других направлений, состоят из несистемных рисков и основным источником возникновения подобных рисков является вероятность того, что в процессе хозяйственной деятельности, несмотря на наличие приоритетных направлений, в силу ряда причин может произойти перераспределение средств финансирования текущих операций фирм, покрытие текущих дефицитов, финансирования других видов деятельности [1].
3. Транспортные риски.
Транспортные риски представляют собой особенный интерес из-за их присутствия практически во всех видах и на всех этапах предпринимательской деятельности. Существует международный стандарт их классификации по ответственности, который был разработан Международной Торговой палатой в Париже в 1919 году.
Первая группа – риски связанные с хранением поставщиком товара предназначенного для внешнего использования на собственном складе.
Вторая группа – риски связанны со спецификой момента передачи товара от продавца к покупателю (риск и ответственность продавца переносится на покупателя в момент передачи товар в предварительно установленном месте; риск и ответственность переносится в предварительно установленном порту; риск и ответственность переносится в момент выгрузки товара с борта корабля).
Третья группа – включает ситуацию, когда продавец и покупатель заключают договор на транспортировку товара, но при этом не принимают на себя риска (продавец оплачивает транспортировку, но риск несет покупатель; как и в первом случае, только плюс к этому продавец должен оформить страховку на транспортировку; продавец и покупатель делят риск от транспортировки между собой; риск переходит в определенном промежуточном пункте транспортировки).
Четвертая группа – предусматривает такие ситуации, в которых все риски, связанные с транспортировкой товара, ложатся на продавца (продавец несет риск до определенной государственной границы; передача рисков происходит на борту корабля; передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт выгрузки; продавец несет все риски до момента отгрузки товара на склад покупателя; продавец несет ответственность за риски до определенного места на территории покупателя, и покупатель оплачивает страховку)[1].
4. Реализационные риски – это такой вид рисков, который связан с вероятностью возникновения потерь во время сбыта продукции, а также в процессе взаимодействия с контрагентами и партнерами с целью организации продаж. Их можно классифицировать на:
- Сбытовые риски (возникающие на этапе сбыта продукции: недостаточная сегментация рынков сбыта, ошибочный выбор целевого сегмента рынка, ошибочная стратегия продаж, неверные маркетинговые исследования, неудачная организация сети сбыта).
- Риски взаимодействия (неэффективность рекламы, вхождение в договор с недееспособными партнерами, задержки партнерами выполнения своих обязательств).
- Риски непосредственной конкуренции, возникновение которых возможно в силу свободы предпринимательской деятельности (вход на рынок фирм из других отраслей – диверсифицированных фирм; новые фирмы-конкуренты экспансия на местный ранок со стороны зарубежных экспортеров; конкуренция со стороны аналогов продаваемого фирмой продукта [2].
Ни одно предприятие не застраховано от возникновения и негативного влияния экономических рисков. Единственное, что может помочь Вам в наибольшей мере избежать катастрофических последствий, – это предусмотрительное выявление потенциально возможных для Вашего производства рисков, их оценка и анализ, а также разработка программы по предупреждению, минимизации и ликвидации последствий их пагубного воздействия.
Литература:
- Шапкин А. С., Шапкин В. А. Экономические и финансовые риски. – 7-е издание. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 544с.
- http://www.cfin.ru/
- http://www.risk24.ru/proizriski.htm