Профессиональный стандарт является консолидированным запросом носителей профессии и организаторов рабочих мест для создания образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих в области информационно-аналитического обеспечения управления. Образовательное учреждение путем формирования, подготовки и проведения образовательных программ в соответствии с требованиями профессионального стандарта отвечает запросам комплектования служащими и эффективной организации деятельности органов государственного управления.
Результирующим моментом подготовки образовательных программ является учет требований профессионального стандарта, который является источником аналитической информации об описании должностного портрета государственного гражданского служащего, необходимого для разработки образовательных программ. Рекомендации по использованию профессионального стандарта, в первую очередь, должны содержать информацию о направлениях, которые следует учитывать при разработке образовательных программ с тем, чтобы выпускаемый вузом специалист в действительности был востребован на рынке труда.
Поскольку профессиональный стандарт содержит требования к компетенциям профессионала на различных уровнях квалификации государственных служащих, то базовыми составляющими стандарта являются действия по принятию управленческих решений, что следует определить как основу профессиональной деятельности. Кроме того, в стандарте определены также личностные качества, знания и умения, которые обусловливают возможность выполнения профессиональных действий в рамках государственной службы. В свою очередь, образовательная среда формирует результат обучения в ходе осуществления образовательной программы, который может быть представлен, как обучение действиям по принятию управленческих решений. Слушатели образовательных программ в процессе обучения демонстрируют приобретенные компетенции, знания, умения и личностные качества, которые являются основой для совершения действий, и используются для предварительной оценки и формирования результата обучения.
Разработка, действие и совершенствование профессионального стандарта, в соответствии с которым формируются образовательные программы в области информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления, влечет изменение требований к качеству услуг преподавателей, к набору их педагогических компетенций. Перечень этих требований определяют носители профессии и организаторы рабочих мест путем консолидации своего практикоориентированного мнения в рамках профессионального стандарта. С другой стороны, развитие бизнес-образования в условиях реформы государственной службы является перспективным направлением. Требования профессионального стандарта могут стать эффективным связующим звеном при формировании связи «работа – вуз – работа» для подготовки квалифицированных специалистов для государственной службы.
Руководствуясь представленными закономерностями взаимодействия между рынком труда, образовательными учреждениями, занятыми при подготовке специалистов в области информационно-аналитического сопровождения управленческих процессов, и государственных органов управления, как основных заказчиков, целесообразно построить модель взаимодействия между ними. Органы государственной власти и научно-образовательные сообщества в лице образовательных учреждений заинтересованы в развитии информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления, при этом каждая сторона может удовлетворить собственный интерес в полном объеме. Методической платформой для формирования механизмов взаимодействия и их развития является профессиональный стандарт, на основе которого следует разрабатывать образовательные программы в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государственной гражданской службы по направлению информационно-аналитического обеспечения государственного управления.
Существует определенная специфика разработки образовательных программ в области обеспечения информационно-аналитической деятельности органов государственного управления. Слушатели такого рода образовательных программ – это люди, которые обладают определенными знаниями, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, их отличает наличие специфического опыта деятельности на государственной гражданской службе, а также наличие общественного и профессионального статуса. Поэтому программы обучения требуют индивидуального подхода при их реализации, а, следовательно, образовательная программа должна разрабатываться с учетом быстрой ее трансформации в программу индивидуальной работы со слушателями без потери качества в результатах обучения.
Структура программы должна содержать в обязательном порядке следующие компоненты:
- название;
- формат проведения, продолжительность программы в целом;
- ожидаемый результат (указываются конкретные действия из конкретной единицы профессионального стандарта, которым будет обучаться слушатель);
- этапы (части, модули) прохождения программы;
- описание каждого из этапов (частей, модулей) программы.
Описание всех указанных компонентов структуры образовательной программы предполагает проведение экспертного анализа профессионального мнения респондентов с использованием специфических методических подходов, направленных на извлечение полезной контекстной информации. При дальнейшей обработке полученной информации происходит дифференцирование данных с учетом требований достаточности, достоверности, допустимости и комплексного подхода к разработке образовательной программы.
Постановка каждого этапа программы предполагает выбор конкретной темы (с указанием конкретных действий из профессионального стандарта, отрабатываемых в ходе этапа (части, модуля)). Общее время этапа (части, модуля) указывается в астрономических часах. Следует выделить возможные и наиболее перспективные формы работы со слушателем в рамках образовательной программы по подготовке и переподготовке специалистов в области информационно-аналитической работы: например, индивидуальное обучение, интерактивное обсуждение темы с тьютором (группой экспертов), моделирование реальных экономических и социальных ситуаций, модели взаимодействия в команде, разбор заданий на основе технологии case-study и деловых игр.
С учетом специфики уровня подготовки и профиля деятельности слушателей образовательной программы в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления регламентируются особые условия (при необходимости), которые выражаются в смещении модулей (частей) образовательной программы.
Создание модульных программ обучения на основе требований профессионального стандарта позволяет избежать типовых ошибок, которые могут быть допущены модераторами образовательных программ.
Одной из ошибок является выявленное несоответствие заявленной темы обучения его результатам. К примеру, профилирующая тема обучения заявлена, как «Обеспечение результативности информационно-аналитической деятельности», а результат обучения описывается, как «снижение трудоемкости рабочих процессов» или «освоение методики управления рабочим временем».
В ряде случаев при ошибочном подходе к определению квалификационных ограничений будущих слушателей образовательной программы упражнения в семинаре или другой форме обучения требуют знаний, которых не имеют обучаемые.
Еще одной ошибкой является постановка временных, модульных и иных разрывов между теоретической частью образовательной программы и практической (экспериментальной), т.е. направленной на апробацию и закрепление полученных теоретических данных. В результате отработка действий, которые рассматриваются как основа профессиональной деятельности специалистов государственной службы, не происходит сразу после приобретения теоретической базы знаний, а переносится на последующий период. Тем самым снижается ценность собственно образовательной программы или ее отдельных модулей.
Одной из ошибок, связанных с особенностями временного планирования длительности образовательных программ (частей или модулей), является увеличенное время занятий без должного обоснования. Интенсивность обучения различна для каждого квалификационного уровня. Представляется целесообразным формировать группы слушателей с учетом запросов слушателей и результатов специальных тренингов, которые позволят идентифицировать темп и динамику усвоения материала.
Одним из серьезных препятствий к эффективному модерированию образовательных программ в области информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления является перенос требований, характерных для государственного образовательного стандарта, в отношении подготовки специалистов, бакалавров и магистров на программы дополнительного образования (программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки). Традиции конкретного образовательного учреждения в этом случае недопустимо проецировать на содержательную и методическую составляющие процесса формирования и проведения образовательных программ. Однако особенности построения учебного процесса при проведении указанных программ должны быть органично интегрированы в общую систему учебного процесса образовательного учреждения.
Одним из организационных недостатков, которые имеют место быть при проведении образовательных программ, является замещение требований к выходным компетенциям, приобретенным слушателями, требованиями по документационному оформлению факта прохождения обучения. Необходимо соблюдать четкий баланс между требованиями организации, по запросу которой слушатели были направлены для освоения образовательной программы, и требованиями образовательного учреждения, которое проводит обучение. В случае прохождения процедуры аттестации слушатель стремится показать приобретенные компетенции путем выполнения определенных действий, надлежаще оформленная бумага о результатах прохождения обучения в данном случае помочь ему не сможет. С другой стороны репутация образовательного учреждения также зависит от факта демонстрации слушателем тех действий, которые подтверждают указанный в документе квалификационный уровень.
Ошибкой методического характера также является нарушение требований профессионального стандарта или собственная трактовка его положений. Профессиональный стандарт надлежит воспринимать как отраслевой заказ на подготовку данного специалиста, поэтому изменять трактовку функционального компонента, который определяет непосредственно действия, совершаемые квалифицированным специалистов по принятию и выполнению управленческих решений, следует признавать недопустимым.
Запросы носителей профессии и организаторов рабочих мест, выраженные в положениях профессионального стандарта, должны быть отражены в содержательной и методической составляющих образовательной программы. Если образовательная программа не отвечает предъявляемым со стороны профессионального стандарта требованиям, то образовательная программа должна быть пересмотрена.
Ссылаясь на профессиональный стандарт, образовательное учреждение нуждается в подтверждении оснований для утверждения соответствия образовательной программы требованиям профессионального стандарта. Это исключает возможность использования ложной рекламы, кроме того, требует регулярного мониторинга образовательного процесса для подтверждения соответствия. Данный принцип направлен на обеспечение реального участия образовательного учреждения в подтверждении эффективности обучения слушателей образовательных программ, способами, установленными самим профессиональным сообществом – держателем профессионального стандарта. Для этого требуется разработать и применять процедуру периодической аккредитации образовательных программ в области информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления, разработанной на основе требований профессионального стандарта. Одним из механизмов процедуры аккредитации может служить внешняя оценка подготовленности слушателей до и после прохождения предложенной образовательным учреждением программы повышения квалификации государственных служащих или программы профессиональной переподготовки государственных служащих.