Ключевые слова: игра, двигательная деятельность, организация, занятие, структура, классификация, оздоровление, физическая нагрузка
Национальные и подвижные игры с элементами спорта вызывают у детей интерес к занятиям физической культурой. Игровая форма организации занятий, создаёт благоприятные условия для овладения элементами спортивных игр (футбол, волейбол, гандбол, баскетбол). Игровая форма физкультурных занятий придаёт смысл двигательной деятельности дошкольника, развивает инициативу, самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.
Развитие движений дошкольников начинается с обогащения его двигательного опыта, поэтому занятия подвижными играми строятся на использовании различных упражнении: с мячом, ракеткой, обручем и их сочетаний.
Схема построения игрового часа физкультурного занятия традиционна, оно состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
Игры вводной части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, повышают функциональные возможности организма.
В основной части занятия используются подвижные и национальные игры: «Тупни эгалла», «Туп учун кураш «» «Кеглига етиш», «Чори чамбар».
В заключительной части применяются игры и упражнения на расслабление, мышление, ловкость. «Ладушки», «Тезрок торт» «Тинч турмас чумчук», «Уч талик», «Кувлашмачок».
В соответствии со спортивной направленностью используются игры с усиленной нагрузкой (чсс 100–120 уд): «Подвижная цель» «Мяч соседу», «Бег командами»,
Нагрузка на организм определяется по признакам ухудшения точности движений, а также с помощью следующих методов: а) подсчёт частоты сердечных сокращений; б) сокращение или увеличение длительности игр;
в) включение пауз отдыха и дыхательных упражнений; г) усложнение или упрощение игр; д) изменение количества играющих; е) изменение величины площадки; ж) изменение правил и смена ролей играющих.
Национальные и подвижные игры проводятся, в зависимости от времени года, в спортивном зале и на открытых площадках. Это даёт возможность целенаправленно развивать двигательные и интеллектуальные качества дошкольника.
Данная система использования национальных и подвижных игр предполагает проведение мониторинга, позволяющая выявить и определить данные физического развития и двигательной подготовленности, динамику их развития, разработку и реализацию индивидуальных программ развития дошкольника, на основе карточки здоровья.
Важно отметить, что при организации физкультурно-оздоровительной работы с применением национальных и подвижных игр учитывается ряд условий, не позволяющих превышать нагрузку. Для этого используется следующая последовательность: игры с направленностью на развитие скоростно- силовых качеств, затем ловкости и координации движений и коррекционные игры; учитывается режим для дошкольника: рациональное чередование занятий, отдыха и прогулок.
При таком условии прохождения этапов у многих дошкольников формируется высокий уровень двигательной активности, ярко выраженное стремление к физическому самосовершенствованию.
Уровень физической подготовленности некоторых дошкольников уже достаточно высок. Необходимо расширить сферу их двигательной активности, создавать условия для дальнейшего физического совершенствования. Главными помощниками здесь становятся родители, которые вместе с воспитателем разрабатывают и участвуют в организации самостоятельных занятий с использованием национальных и подвижных игр или их элементами.
При проведении национальных и подвижных игр важен не конечный результат, а процесс освоения участия. Важно, чтобы дети усвоили структуру движения, получили опыт участия на основании проявления своих творческих сил. Речь идёт не об отказе на конечный внешний результат, а о правильном понимании его сущности. Когда мы говорим о физическом образовании, мы имеем в виду гуманистически ориентированное образование, то есть процесс движения к цели, наполненный творческим поиском, совместной деятельностью, общением, эмоциональными переживаниями.
В таблице, приведённой ниже, показана структура программы использования национальных и подвижных игр в процессе физического воспитания старших дошкольников, в которой отражены основные направления: диагностическое, оздоровительное доставляющие удовольствие и благоприятное, а также ожидаемые результаты.
Таблица
Программа проектирования использования национальных иподвижных игр впроцессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Этапы |
Традиционные методы |
Инновационные методы |
Деятельность педагога |
Деятельность дошкольников |
1.Разъясняюще мотивирующий. Цель: создать положительное отношение к подвижным национальным спортивным играм |
Рассказ педагога |
Наглядное информация с помощью телевизора о играх с участием детей дошкольного возраста |
Демонстрация с использованием видеомагнитофон проведение игр с детьми дошкольного старшего возраста |
Знакомство с элементами и подвижными спортивным национальным играм |
2. Диагностический. Цель: диагностировать показатели физического развития, двигательной подготовленности детей дошкольного старшего возраста |
Педагогические наблюдения |
Оценка показателей физического развития, двигательной подготовленности |
Проведение измерений показателей физического развития, двигательной подготовленности. |
Выполнение тестовых заданий |
3. Развивающий. Цель: целенаправленное развитие двигательной подготовленности с использованием подвижных, национальных спортивных игр на основе их спортивной направленности. |
Применение подвижных игр |
Подбор подвижных, национальных, спортивных игр с учётом спортивной направленности. Измерение показателей физического развития, двигательной подготовленности |
Проведение подвижных, национальных, спортивных игр направленных на развитие физических качеств. Приём тестовых заданий |
Активное участие дошкольников старшего возраста в подвижных национальных, спортивных играх. Выполнение тестовых заданий. |
Программа использования национальных и подвижных игр обеспечивает освоение материала в определённой последовательности, а построение занятий позволяет закреплять освоение двигательных навыков.
Литература:
- Жуков М. Н. Подвижные игры. М;Академия.-2002.
- Круцевич Т.Ю Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. М. Олимпийская литература 1999.
- Мактабгача ёшдаги болаларнинг умумий ва кенгайтирилган жисмоний тарбия вариатив дастури.// К. М. Махкамджанов, Х. Б. Туленова, М.Расулова, П.Хужаев, С. Ш. Кассирова, Ш. С. Мирзамахмудов. Д. С. Юнусова.- Тошкент ТДПУ,2006
- Махкамжанов К. М. Юнусова Д. С. Рахимкулов К. Д. Мактабгача таълим муассасалари учун харакатли ўйинлар ва кўнгил очар машқлар.-Т 2016
- Шпiро С. С. Особливости методики iнезитерапi дiтей молодшого шкiльного вину 3 виявленим порушениям постави. Мат Vоткрытой научно- медод конф студентов факультета Спортивной меди йинны и физической реабилитации 18–19 апреля.-Киев Украина Олимписка лiтература. 2002.