Учитывая то, что перед государством стоит задача вхождения в 30 самых развитых стран мира, уровень налоговой культуры развитых стран должен стать эталоном для дальнейшего развития казахстанского общества. Повышение дисциплинирования налогоплательщиков и добровольного исполнения ими налоговых обязательств.
Статья 35 Конституции Республики Казахстан гласит: «Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого». Как показывает практика, для налогоплательщиков уплата налогов, прежде всего, является обязанностью, а только потом долгом. Но, как известно, долг — внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство [1].
В рамках исполнения обязательств, для налогоплательщиков на первом плане стоит страх перед уплатой штрафов и пени, которые несут дополнительные расходы денежных средств, нежели исполнение долга. Поэтому законопослушным налогоплательщиком является тот, для кого уплата налога является долгом. Именно данный факт играет ключевую роль в исполнении налоговых обязательств, в формировании государственного бюджета и т. д. Если бы налогоплательщики осознавали уплату налогов как долг и понимали, что равенство справедливости заключается не в равенстве величины дохода, а в равенстве всякого долга налогоплательщика государству за свою защиту, тогда бы уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет превратилась в патриотическую обязанность.
В развитии патриотической обязанности налогоплательщика важную роль играет формирование налоговой культуры.
Налоговая культура — это человеческая деятельность, которая проявляется в формах самовыражения и самопознания системы налогообложения государства.
Налоговая культура представляет собой совокупность устойчивых форм налоговой деятельности налогоплательщика, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Налоговая культура формирует в налогоплательщике определенное поведение с присущими ему мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Важное место здесь также должно быть уделено налаживанию плодотворных связей налогоплательщика с налоговыми органами, и наоборот. Указанная мера, в первую очередь будет, способствовать формированию налоговой культуры в государстве [2].
Особую актуальность в совершенствовании налогообложения, способствующего повышению собираемости налогов в государственный бюджет является укрепление налоговой дисциплины, а также противодействие таким негативным проявлениям, как коррупция.
На сегодняшний день еще много налогоплательщиков вне зависимости от сферы их деятельности недостаточно компетентны в основах экономической теории, в частности в основах налогообложения. В этой связи в рамках формирования налоговой культуры необходимо вызвать интерес населения к процессам взимания, пополнения и расходования средств государственного бюджета. Необходимо побудить налогоплательщиков к добросовестному исполнению ими налоговых обязательств. Уместным будет сопоставление понятий «образованный» и «культурный» налогоплательщик. Суть понятия «образованный» подразумевает овладение знаниями законодательной базы системы налогообложения, как известно, правовая сторона данной системы изложена в действующем Налоговом кодексе. Если налогоплательщик будет владеть необходимыми для его спектра деятельности статьями Налогового кодекса, он будет грамотно и рационально исполнять свои налоговые обязательства. Но если же налогоплательщик будет воспринимать исполнение налоговых обязательств как долг перед государство, это также будет способствовать повышению уровня налоговой культуры налогоплательщика. Тем самым любого субъекта налоговых отношений в нашем государстве можно будет охарактеризовать как образованного налогоплательщика с высокой налоговой культурой.
В условиях рыночной экономики любые процессы рыночных отношений требуют овладение значительным уровнем грамотности и экономической культуры, в частности налоговой культуры общества. Но это достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который невозможно реализовать в один момент, к реализации нужно подходить планово, учитывая различные факторы, основными из которых являются сфера профессиональной деятельности и уровень повышения налоговой грамотности среди подрастающего поколения.
Основной приоритет совершенствования налоговой системы — повышение налоговой культуры общества, в частности подрастающего поколения, иными словами формирование культуры должно быть заложено в человеке изначально, ведь намного сложнее сформировать иное отношение общества в целом.
Подрастающее поколение должно иметь представление о экономических преобразованиях с позиции целостности, то есть должны четко представлять цели, задачи и результаты налогообложения.
В условия «теневой» экономики очень часто может сформироваться неверное представление о сфере налогообложения, вообще, и характере налоговых отношений, в частности. Поэтому образование и воспитание должно строиться на принципе опережения, в связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования является экономическое, цель которого — формирование налоговой культуры личности [2].
В этой связи целесообразным было бы введение в школьную программу предмета «Основы налогообложения». Необходимо чтобы у подрастающего поколения было правильное понимание сути налогов и необходимости их уплаты. Вместе с тем, формирование у подрастающего поколения отношения к обязательствам соблюдения законодательства в будущем.
Особую актуальность здесь принимает доверие граждан к органам власти. Рано или поздно каждый из нас, являясь добросовестным налогоплательщиком, задается вопросами: а надо ли вообще платить налог? На что он идет и какую пользу я, как налогоплательщик или обычный гражданин от его уплаты получаю? Однако мы не всегда находим правильные и исчерпывающие ответы на заданные вопросы. Это наталкивает на определенные выводы. Если я не вижу пользы, зачем вообще платить налоги? Подобные вопросы порождает множество сомнений, и как следствие, не доверие к государству, нежелание в последующем платить налоги, что в конечном счете ведет к снижению поступлений, увеличению недоимки и росту теневой экономики.
К примеру, налоговая система отдельных стран в частности Финляндии и Швеции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну львиную часть своего дохода. Это страны, где более чем удачно сочетаются, казалось бы, несовместимые вещи: развитая инновационная экономика, основанная на духе предпринимательства, с одной стороны, и высокая налоговая нагрузка, с другой. На сегодняшний день Финляндия неизменно занимает ведущие позиции в самых авторитетных и престижных рейтингах: от измерения степени счастья граждан до статистики, оценивающей конкуренцию в экономике и ее прозрачность. Предельная ставка налогообложения здесь, по данным KPMG, одной их крупнейших в мире аудиторских компаний, составляет 49 % [3, 4].
Тем не менее, жители готовы охотно делиться с государством. И это не подавляет их стимулы к развитию производства. Парадокса в этом нет, поскольку в этих странах государства за счет налогов решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве других стран налогоплательщик вынужден решать за счет доходов, оставшихся у него после уплаты всех причитающихся налогов. Граждане доверяют ему, ведь взамен они получают действительно качественную «социалку». Население здесь жертвует большую часть своего дохода государству, поскольку оно полностью уверено, что эти средства вернутся к ним в виде социальных пособий и обеспечения условий для комфортного существования.
Налоговая система Скандинавии — прекрасный образец того, насколько полезно может работать система, основанная на доверии граждан к государственной власти [5].
У налогоплательщиков не должно быть сомнения, что уплаченные ими деньги не исчезли таинственным образом в карманах чиновников, а были потрачены по назначению. Граждане должны быть уверены, что отданные деньги вернуться к ним: в виде школ, оборудованных современной техникой, больниц, где своевременно делают сложные операции, дорог с превосходным качеством и пособий, которые поддержат на плаву в непростых жизненных ситуациях. Важно заставить людей поверить государству. Каждый человек должен знать, как его деньгами распоряжается государство, и по возможности вносить предложения для эффективности налоговой системы и как следствие, улучшения благосостояния страны. А для повышения доверия налогоплательщиков к органам власти необходимо особое внимание уделить вопросам прозрачности и подотчетности государства.
В соответствии с 95 шагом Плана Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ так же предусмотрено особое внимание уделить расширению практики отчетности руководителей государственных органов, обеспечение прозрачности процесса принятия решений, путем внедрение практики ежегодных публичных выступлений руководителей государственных органов перед населением о достижении ключевых показателей стратегических планов и программ развития территорий и размещение их отчетов на официальных веб-сайтах [6].
В целях обеспечения прозрачности и подотчетности государства перед населением, необходимо создать web-сайт, куда может зайти любой гражданин и увидеть куда и на какие нужды были потрачены, уплаченные им налоги. В частности на уровне каждого региона должен быть доступен отчет о суммах поступлений налогов в местный бюджет за определенный период и список расходов на которые были потрачены поступившие средства. Указанная мера позволила бы укрепить доверие граждан к органам власти, создать положительный имидж налоговых органов, исключить факты не уплаты или ухода от уплаты налогов и, как следствие, сокращению недоимки и своевременной уплате ими налогов в бюджет. То есть граждане, отдавая часть своего дохода в бюджет в виде налоговых отчислений, должны видеть, что они приносят реальную пользу обществу и государству и вносят весомый вклад в развитие благосостояния страны. Другими словами, они должны быть заинтересованы в пополнении доходной части бюджета.
Необходимо отметить, что Казахстан с 5 июля 2012 года стал полноправным членом Внутриевропейской организации налоговых администраций (IOTA). За время своего функционирования Европейская Организация налоговых администраций стала важным механизмом взаимодействия налоговых органов стран-членов в противодействии уклонению от уплаты налогов, повышению транспарентности и эффективности налогового администрирования. Данное положительное событие позволит улучшить налоговую деятельность по повышению налоговой культуры в рамках налогового администрирования [2].
Основными приоритетами в решении задач в современной налоговой деятельности должны стать:
− увеличение числа законопослушных налогоплательщиков;
− налаживание платежной дисциплины;
− повышение уровня знаний.
Стратегической целью налоговой деятельности должно стать достижение повышения налоговой культуры общества в государстве.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что налоговая культура является основой эффективной налоговой деятельности государства. В этой связи, повышение уровня налоговой культуры должно стать определяющим приоритетом налоговой деятельности государства в рамках совершенствования налоговой системы Казахстана.
Литература:
1. Конституция Республики Казахстан с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017.
2. В. Р. Бурнашева: Значение налоговой культуры в эффективной налоговой деятельности государства, Вестник КазНУ, Алматы, 2013 год.
3. Аналитический обзор российской консалтинговой компании «ТаксАрт Групп».
4. Официальный сайт налоговой службы Финляндии: http://www.vero.fi/en-US/.
5. Яков Грабарь Скандинавская сказка: высокие налоги — не помеха для хорошей жизни», статья в журнале РБК от 19.04.2013 г.
6. План Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ.