Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Теплов, С. М. Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа» / С. М. Теплов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 505-508. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42352/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор предлагает собственную систему взглядов на решение проблемы организации самостоятельной работы учащихся при изучении действительных чисел в курсе математики.

Ключевые слова: концепция, самостоятельная работа учащихся, школьный курс математики, действительные числа, набор задач

Проблема углубления знаний и формирования требуемых умений и навыков при выполнении самостоятельных работ учащихся общеобразовательных школ актуализировала поиск соответствующих методик обучения, в которых именно самостоятельная работа является базовым стержнем быстрого накопления новых знаний.

Решение проблемы повышения эффективности самостоятельных занятий учащихся актуально еще и тем, что формирование такого личностного качества, как «самостоятельность освоения новых знаний» позволит культивировать у обучаемого интерес к быстрому обновлению собственных знаний и повышению их уровня владения. Это особенно важно в условиях информатизации, где информация имеет свойство быстрого накопления и обновления.

О необходимости формирования устойчивых знаний учащихся общеобразовательной школы по различным предметам акцентировано в [1], а, на важности самостоятельной подготовки к сдаче основного государственного экзамена сконцентрировано внимание в [2], где размещены контрольные измерительные материалы, позволяющие оценивать результаты проведения государственного экзамена по общеобразовательным предметам.

К сожалению, анализ сформированности навыков самостоятельных занятий в общеобразовательной школе при изучении на уроках математики темы «Действительные числа» показал, что их уровень очень низкий. Не развиты такие важные факторы, как «самостоятельность» принимаемых решений, «самоанализ и самоконтроль», позволяющий оценивать результаты собственной деятельности при решении конкретной задачи. На минимальном уровне сформированы навыки самостоятельной работы с предложенной дополнительной литературой.

Можно констатировать тот факт, в настоящее время достаточно мало методических разработок и рекомендаций по формированию навыков самостоятельной работы учащихся, что и предопределило выбор темы научной статьи [3].

Ниже представлено авторское видение решения вышеизложенной проблемы, которое было сформировано в процессе накопления личных наблюдений при построении учебного процесса в общеобразовательном учебном заведении и из личного опыта общения с обучающимися.

Общеизвестно, что концепция — это определенный способ понимания определенного явления, директивная идея для его систематического обсуждения [4].

Из энциклопедии известно, что концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, которая включает комплекс ключевых положений, определяющих общую направленность изыскания [5].

Концепция в педагогике — это основополагающая идея средств педагогической коммуникации, позволяющих эффективно проводить процесс обучения.

Вопросы формирования навыков самостоятельной работы учащихся в общеобразовательной школе неоднократно рассматривались в работах А. Д. Александрова [6], И. К. Андронова [7], И. С. Бабикорва [8], А. Д. Байдак [9] и других авторов [10–12].

Авторская концепция опирается на идеи дивергентно модульного подхода, раскрытые в работе Глуховой Л. В. [13]

Концепция организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа» включает:

основополагающий замысел — формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся должно базироваться на интеграции имеющейся общей математической грамотности и тезауруса терминологии «действительные числа» в различных ситуациях, с учетом постепенно расширяющего уровня знаний и углубления уровня сложности задач.

Идея состоит в подборе проблемного поля типовых задач, на основе которых возможно быстро сформировать рефлексию математической обработки действительных чисел.

Способ построения системы средств обучения состоит в выборе системы самостоятельного дополнительного образования, модульного авторского курса заданий по математике из темы «действительные числа», в котором каждый из модулей формирует определенные дидактические единицы знаний учащихся с возможностью дивергенции изучаемых понятий и определений и последующей рефлексией типовых решений в сферу деятельности учащегося.

Педагогическая стратегия заключается в устойчивой последовательной ориентации учителя на цель. В нашем случае это последовательность действий учителя, направленная на формирование методики самостоятельных занятий учащихся по математике общеобразовательной школы.

Проблемное поле типовых задач представлено системой упражнений для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся девятых и одиннадцатых классов по теме «Действительные числа».

Подбор задач и упражнений и их ранжирование по уровню сложности было выполнено автором с учетом рекомендаций [14–17].

На рисунке (рис.1) в качестве примера приведена структура задания для аттестации учащихся девятых классов по математике.

Задание 1: Числа ивычисления

Требования, проверяемые заданиями:

выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; вычислять значения числовых выражений; переходить от одной формы записи чисел к другой;

округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений;

изображать числа точками на координатной прямой.

Элементы содержания, проверяемые заданиями

Квадратный корень из числа. Нахождение приближенного значения корня

Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби

Сравнение действительных чисел

Задание 2: Алгебраические выражения

Требования, проверяемые заданиями:

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

— выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями;

— выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

— применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни.

Элементы содержания, проверяемые заданиями

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей

Рациональные выражения и их преобразования

Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях

Рис. 1. Фрагмент из системы упражнений для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся девятых классов по теме «Действительные числа

При формировании системы упражнений были использованы принципы, рекомендованные в работе Л. М. Фридман [18, с.121], и в работе М. Моро [19].

Концептуальный подход был апробирован при подготовке к сдаче итоговой аттестации учащихся в 2016 году, и показал хорошие результаты. Опрос подтвердил, что большое значение оказало формирование уровня самостоятельной работы учащихся при освоении ими темы «действительные числа».

Таким образом, рекомендации по формированию самостоятельной работы обучающихся [20], собственный опыт работы с учащимися на уроках математики, внедренный авторский концептуальный подход, позволил автору получить положительный опыт формирования навыков самостоятельной работы учащихся общеобразовательной школы.

В настоящее время работа автора по формированию навыков самостоятельных занятий учащихся продолжается.

Литература:

  1. Федеральный государственный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 50 с.URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 14.11.2015).
  2. Федеральный институт педагогических измерений. — URL: http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 07.12.2015).
  3. Аксенов, А. А. Теория обучения логическому поиску решения школьных математических задач: дис. докт. пед. наук: 13.00.02 / Аксенов Андрей Александрович. — М., 2010. — 462 с.
  4. Философский энциклопедический словарь. — URL: // http://terme.ru/slovari/filosofskii-enciklopedicheskii-slovar1.html (дата обращения 30.03.2017)
  5. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  6. Александров, А. Д. Математика, ее содержание, методы и значение [Текст] / Под ред. Александрова А. Д., Колмогорова А. Н., Лаврентьева М. А. — М.: Изд. Академии наук СССР, 1956. — т.3–336 с.
  7. Андронов, И. К. Математика действительных и комплексных чисел [Текст] / И. К. Андронов. — М.: Просвещение, 1975. — 158 с.
  8. Бабикова И. С. Изучение темы «Числовые множества и понятие действительного числа» / И. С. Бабикова. — URL:http://festival.1september.ru/articles/583085/ (дата обращения 28.02.2016).
  9. Байдак В. А. Теория и методика обучения математики: Учебное пособие [Текст] / В. А. Байдак. — М.: Флинта, 2011. — 264 с.
  10. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В. К. Буряк. — М.: Просвещение, 1984.
  11. Василевский А. Б. Обучение решению задач по математике. Минск, 1988. — 211с.
  12. Вечтомов, Е. М. Методика изучения систем действительных чисел [Текст] / Е. М. Вечтомов, В. В. Чермных, Д. В. Широков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.– 2012. — № 2–3. — С. 57–62.
  13. Глухова Л. В. Технология компьютерной подготовки специалистов экономического профиля в колледже /Л. В. Глухова. авторф. дис. на соискание ученой степени к. п.н. Тольятти. 1998.- 22с.
  14. Глейзер Г. Изучение действительных чисел. Лекция 3 [Текст] / Г.Глейзер // Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». — 1995. — № 3 (96). — С. 15–16.
  15. Григорьева Н. Н. Урок алгебры по теме «Действительные числа» / Н. Н. Григорьева, В. А. Трифанова. — URL: http://festival.1september.ru/articles/661213/ (дата обращения 15.02.2016).
  16. Гусев, В. А. Обзорная лекция по теме «Действительные числа» [Текст] / В. А. Гусев, Н. Б. Гусева, Г. В. Сычева // Научно-практический журнал «Математика для школьников». — 2009. — № 3. — С. 11–19.
  17. Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.: Просвещение, 1977. — 297с.
  18. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: Учебное пособие [Текст] / Л. М. Фридман. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 248 с.
  19. Моро М. И. Самостоятельная работа учащихся на уроках // М.: АПДН РСФСР, 1983.- 150 с.
  20. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С. И. Демидова. Л. О. Денищева. — М.: Просвещение, 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа учащихся, число, общеобразовательная школа, самостоятельное занятие учащихся, выражение, формирование навыков, государственная итоговая аттестация, концептуальный подход, проблемное поле, самостоятельная работа.


Ключевые слова

концепция, концепция, школьный курс математики, самостоятельная работа учащихся, действи-тельные числа, набор задач

Похожие статьи

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Обобщенный способ рассуждения при решении математической задачи как вариант постановки и решения учебной задачи

В статье представлена технология обучения младших школьников обобщенному способу решения задач с позиций величинного подхода, демонстрируется возможность формирования обобщения как универсального учебного действия в обучении решению составных текстов...

Геометрические задачи как основа обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов

В статье рассматриваются вопросы обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов на основе исследования как методики развития математического мышления у школьников в рамках личностно-ориентированного обучения. Выделены о...

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Методика обучения модулю числа в школьной математике

В статье рассматривается понятие модуля числа в курсе школьной математики. Показана важность данной темы для учащихся и применение. В программе школьного курса математики не имеется систематизация и обобщение знаний о модулях, об их свойствах, которы...

Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики

В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Похожие статьи

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Обобщенный способ рассуждения при решении математической задачи как вариант постановки и решения учебной задачи

В статье представлена технология обучения младших школьников обобщенному способу решения задач с позиций величинного подхода, демонстрируется возможность формирования обобщения как универсального учебного действия в обучении решению составных текстов...

Геометрические задачи как основа обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов

В статье рассматриваются вопросы обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов на основе исследования как методики развития математического мышления у школьников в рамках личностно-ориентированного обучения. Выделены о...

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Методика обучения модулю числа в школьной математике

В статье рассматривается понятие модуля числа в курсе школьной математики. Показана важность данной темы для учащихся и применение. В программе школьного курса математики не имеется систематизация и обобщение знаний о модулях, об их свойствах, которы...

Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики

В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Задать вопрос