Постиндустриальная, информационная, инновационная — все эти определения принято относить к экономике 21 века, экономике знаний. На сегодняшний день интернет является одной из самых важных составляющих не только для простых людей (потребителей), но и для большинства организаций, функционирующих и конкурирующих на рынке. Появление и повсеместное развитие и внедрение интернет-технологи позволило выстраивать бизнес отношения в сети, что, соответственно, привело к формированию сетевой экономики, электронного бизнеса и сетевых форм организации. На сегодняшний день можно констатировать, что коммерческая деятельность в сети Интернет стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Электронная торговля открывает новые горизонты для развития бизнеса; именно поэтому наличие системы электронной коммерции является необходимым условием формирования, роста и развития российской экономики [1].
Данное утверждение подтверждается также и статистическими данными, представленными Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ), — так, в 2013 году объем рынка электронной коммерции в России составил 544 млн рублей, а в 2014 году достиг 713 млрд рублей (рост в 31 %) [5]. И хотя в 2015 году темпы роста рынка интернет-торговли замедлились, но все же продолжали расти, достигнув отметки в 750 млрд руб. (прирост 7 %), чего нельзя сказать об офлайн-рынке, оборот розничной торговли которого упал на 10 % в 2015 г.
Удельный вес интернет-пользователей в России до сих пор ниже, чем в США, Китае, Японии и Южной Корее, и этому есть несколько причин, среди которых: более позднее появление свободного доступа к интернету, низкая скорость доступа к сети, относительно высокая цена на начальном этапе внедрения и отсутствие необходимого количества специалистов, способных работать в данной сфере. [3] Все это привело к тому, что наша страна примкнула к полноценному пользованию онлайн сетью приблизительно на 5 лет позже, чем ранее перечисленные страны. Поэтому, безусловно, электронная коммерция в России — это явление достаточно молодое, незрелое, требующее многих доработок, тем не менее, очень перспективное, развивающееся быстрыми темпами и нацеленное на будущее. И, если игнорировать его сегодня, то, возможно, завтра будет уже поздно.
Именно поэтому, наиболее крупные отечественные торговые сети и иностранные оптово-розничные ТНК, как обладатели достаточного количества капитала и ресурсов, стараются идти в ногу со временем и активно разрабатывают стратегии перехода продаж не только непосредственно в торговом зале, либо онлайн через официальный сайт, но и с помощью специально созданных мобильных приложений для смартфонов.
Благоприятную почву для таких тенденций создает изменение поведения самих покупателей, большая часть российского населения начинает использовать смартфоны, гаджеты и мобильные приложения, чтобы сравнивать и выбирать товары. На сегодняшний день 84 млн человек в России используют сеть интернет каждый день, и половина этой аудитории совершает покупки в интернет. [7]
Российский провайдер электронных платежей «Assist» проводит статистику по платежам с различных устройств, так в представленных за 2016 год данных отмечается, что со смартфонов и планшетов было совершено 32 % от общего числа онлайн-платежей (для сравнения: в 2015 г. — 24 %, в 2014 г. — 7 %). [8] В денежном эквиваленте доля платежей со смартфонов также показала тенденцию роста, составив 17 % от общего оборота в рублях. Как отмечают представители данного провайдера «предыдущие годы такой разницы не наблюдалось, и соотношение долей в денежном и численном выражении было примерно одинаковым» [8], что объясняется том, что процент оплат со смартфонов вырос в основном за счет небольших платежей. Средняя величина одного онлайн-платежа со смартфона, таким образом, оказалась примерно на треть меньше, чем с компьютера (1750 руб. и 3036 руб. соответственно), и почти в два раза меньше, чем с планшета (3446 руб.).
Кроме того, помимо общей тенденции увеличение интернет-пользователей в России, стоить отметить, что торговля онлайн и офлайн стала «дорогой с двусторонним движением». [7] Если раньше потребители приходили в магазин для того, чтобы изучить более подробно товар, его характеристики, и заказывали продукцию онлайн, то сейчас происходит и обратная тенденция: все больше информации покупатель получает именно онлайн, собирает скидочные купоны и делает покупку оффлайн. [2] Такое явление объясняется достаточно просто — на сегодняшний день источников информации стало больше, чем было раньше, информированность потребителей выросла в разы, и зачастую покупатель гораздо более осведомлен о характеристиках интересующего товара, нежели консультант оффлайн магазина. Среди прочего, нельзя списывать со счетов и экономический кризис, ударивший «по кошельку» многих россиян и способствующий подходить к выбору покупки более осознано.
Рассмотрим поочередно отечественные и иностранные торговые сети таких сегментов, как FMCG (fast moving consumer goods; пер. «товары повседневного спроса») и DIY (do it yourself; пер. «сделай сам»), базирующиеся на российском рынке.
Сектор FMGG. Хорошо известная немецкая транснациональная корпорация Metro Cash&Carry в 2015 году проводила внутренний конкурс среди сотрудников на лучшую инновацию для повышения лояльности покупателей. Лучшей идеей была признана разработка мобильного приложения Metro Cash&Carry. Хотя, стоить заметить, что она уже не нова, современные гаджеты пестрят скаченными приложениями, поэтому инновацией это назвать сложно, тем не менее, это факт. На сегодняшний день App (сокр. от англ. Application — пер. «приложение») уже внедрено и активно скачивается клиентами компании, однако, по отзывам пользователей требует серьезных доработок.
Приложение предусматривает такие функциональные разделы, как: личный кабинет с накоплением бонусных баллов, карта с ближайшими торговыми центрами компании и схемой проезда, каталог товаров, а также предложения по акциям и скидкам. Средняя оценка пользователями приложения — 2,7 из 5.
Другая немецкая сеть оптовой торговли также форма cash&carry — «Selgros», менее распространенная по миру, на сегодняшний день имеет 8 гипермаркетов в России. Активное мобильное приложение, предусматривающее помимо трех базовых, так называемых must-have, разделов — «личного кабинета», «акций», «карты проезда и адресов», имеет еще и встроенную электронную карту клиента, — QR-код (от англ. Quick response — досл. «быстрый ответ») или штрих-код. Использование электронной карты является удобным преимуществом, т. к. нет необходимости постоянно брать пластиковую карту с собой, достаточно просто иметь при себе телефон, возможно, именно этот бонус помог оценить приложение пользователями чуть выше, чем у уже названного конкурента «Metro», до 2,9 баллов.
Среди других иностранных оптово-розничных ТНК сегмента FMCG, представленных в России, числится и французская сеть гипермаркетов «Auchan». Компания на протяжении нескольких лет, в том числе и в 2015 году, занимает третье место (и первое среди присутствующих иностранных ритейлеров) в рейтинге Retailer Russia Top-200. [6] Однако до сих пор не имеет официального, адаптированного, русскоязычного мобильного приложения для смартфонов.
Российская сеть магазинов «О’кей», номинальным владельцем которой все же является люксембургская компания O’Key Group, это на сегодняшний день единственная торговая сеть, предлагающая услугу онлайн-покупки с доставкой или самовывозом предлагаемых товаров именно через мобильное приложение, а также с возможностью отследить статус совершенного заказа. Стоить отметить, что в настоящее время это услуга доступна только для двух городов — Москва и Санкт-Петербург.
«X5 Retail Group», крупная компания розничной торговли, состоит из следующих торговых сетей — «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток». Среди представленных трех только у сети супермаркетов «Перекресток» имеется собственное официальное мобильное приложение, оцениваемое пользователями в 2,8 балла. Среди прочих базисных предлагаемых клиентам функций только в App «Мой Перекресток» содержится раздел «Сомелье», который, как понятно из названия, позволяет безошибочно определиться в ассортименте вин непрофессионалу. Абсолютно аналогичным набором предлагаемых функций, за исключением «Сомелье», обладает мобильное приложение сети магазинов «Седьмой континент». Отличительная вкладка приложения гипермаркета «Лента» — это раздел вакансий. Стандартным набором функций оснащено мобильное App торговой сети «Магнит», с разницей в том, что покупатель имеет возможность создавать сразу несколько «Списков покупок».
Таким образом, из рассмотренных 8 отечественных и иностранных торговых сетей сегмента товаров повседневного спроса только мобильное приложение «О’кей» имеет функцию онлайн-покупки товаров.
Таблица 1
Сравнительная характеристика функциональных возможностей мобильных приложений торговых сетей сегмента FMCG, составлена автором
Возможности мобильных приложений |
Название торговой сети |
||||||
Metro Cash&Carry |
Selgros Cash&Carry |
O`кей |
Магнит |
Лента |
Перекресток |
7 Континент (Наш) |
|
Каталог |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Акции |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Карта торговых центров |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Список покупок |
- |
- |
+ |
+* |
+ |
+ |
+ |
QR-код (электронная карта) |
- |
+ |
- |
Не предусмотрено |
+ |
+ |
+ |
Онлайн-покупка |
- |
- |
+** |
- |
- |
- |
- |
Обратная связь/отзывы |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Рейтинг по оценкам пользователей |
2,7 |
2,9 |
2,8 |
3,7 |
3,1 |
2,8 |
2,7 |
Уникальный раздел |
- |
- |
Отслеживание статуса заказа, доставка или самовывоз |
- |
Раздел «Вакансии» |
Раздел «Сомелье» |
- |
* — создание нескольких «Списков покупок»
** — только для г. Москва и Санкт-Петербург
Что касается сегмента DIY, можно отметить, что российский рынок по большей части представлен именно иностранными ТНК, среди которых IKEA, Leroy Merlin и OBI. Наиболее простым функционалом обладает мобильное приложение «IKEA Store», которое вмещает такие разделы, как «Каталог», «Карта» ближайших магазинов со схемой проезда и, конечно, «Акции».
Мобильное приложение для смартфонов компании Leroy Merlin помимо базисных разделов, имеет преимущество в виде следующего функционала: поиск товара по штрих-коду, информацию о наличии товара и возможность онлайн-покупки и доставки товара для трех городов — Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону.
Приложение OBI также позволяет пользователям совершать покупки онлайн и предлагает потребителям готовые «Идеи дизайна». Мобильное App российского гипермаркета Hoff также адаптировано для покупок онлайн. Единственной компанией в данном сегменте до сих пор не разработавшей отдельного приложения для российского рынка является Castorama.
Таблица 2
Сравнительная характеристика функциональных возможностей мобильных приложений торговых сетей сегмента DIY, составлена автором
Возможности мобильных приложений |
Название торговой сети |
||||
IKEA |
Leroy Merlin |
OBI |
Hoff |
||
Каталог |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Акции |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Карта торговых центров |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Список покупок |
- |
+ |
- |
- |
|
Онлайн-покупка |
- |
+ |
+ |
+ |
|
Обратная связь/отзывы |
- |
+ |
- |
- |
|
Рейтинг по оценкам пользователей |
3,5 |
4,3 |
4,0 |
2,7 |
|
Уникальный раздел |
- |
Информация о наличии товара, поиск товара по штрих-коду |
Идеи дизайна интерьера |
- |
|
Таким образом, можно сделать вывод, что из рассмотренных торговых сетей, наиболее широко функции онлайн-покупки и доставки товаров представлены в сегменте DIY. Этому есть вполне логичное объяснение: как правило, товары данного сегмента относятся к крупногабаритным и их стоимость высока относительно товаров повседневного спроса, следовательно, продавцу выгодно организовывать поставку товара до покупателя, ведь чаще всего именно последний оплачивает и доставку до своих дверей. Однако можно посмотреть на данное явление можно и под другим углом, когда обличается проблема слабой логистической инфраструктуры России, скудная работа почтовой службы.
Если отойти от привязки к конкретным исследуемым торговым сетям и их мобильным приложениям, а рассмотреть интернет торговлю в России в целом, как единое пространство вне зависимости от конечного источника покупки, то вышеуказанная проблема подтверждается еще больше. Для примера можно сравнить процесс доставки товара в России и некоторых других странах. В нашей стране доставка занимает немалое количество времени. [4] Если говорить о бесплатной доставке, то она может осуществляться в пределах 3–5 недель. В свою очередь, например, в таких же крупных по площади странах как Китай и США бесплатная доставка осуществляется в срок 2–5 дней. Другим отталкивающим фактором является частые потери товары на пути к заказчику. [1] И в Китае, и в США также бывают случаи потери товара, но клиент в любом случае защищен, т. к. страховые компании или компании посредники выплачивают полную сумму ущерба. Эти проблемы вселяют недоверие российских потребителей к приобретению товаров онлайн. Возможным выходом из данной ситуации может являться создание единой интернет площадки, объединяющей множество различных продавцов и производителей своих товаров, аналог китайского Taobao. Данная платформа представляет собой не просто очередной онлайн рынок, а работает как полноценный посредник между продавцом и покупателем. Однако важно отметить, что ввиду слабо развитой почтовой доставки товара по России, внедрить такой проект на российский рынок достаточно сложно и нужно начать с налаживания логистической системы: произвести реформирование почтовой службы РФ и в процессе создать отдельную структуру, регулирующую интернет торговлю с прозрачными и ясными регламентами.
Таким образом, можно отметить, что идти в ногу со временем — это всегда очень важно, и это также касается сегодняшней ситуации с онлайн продажами, чья доля непрерывно возрастает, но ее сопровождение нуждается в определенных доработках как на уровне внутрифирменной политики дистрибьюторов, так и на уровне правового обеспечения безопасности данного сектора государством.
Литература:
- Авдеева Е. А. Проблемы развития электронной торговли в России // Молодой ученый. — 2016. — № 13. — С. 363–365.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Бизнес в интернете: классификация форм и анализ текущего состояния в России // Взгляды креативного общества. 2015. Т. 3. № 2. С. 13–20.
- Панеш А.Х «Всеобъемлющий интернет» — новый этап развития сети интернет // Приволжский научный вестник. 2014. № 8–1 (36). С. 38–41.
- Уткина В. А., Емшанова Е. В. Основные проблемы развития интернета и онлайн-торговли в России // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1031–1033.
- Аналитические данные АКИТ по рынку электронной коммерции в России // Ассоциация компаний интернет торговли. URL: http://www.akit.ru/category/analytics/
- ТОП 200 розничных компаний в России // Shopolog.ru — онлайн-издание о коммерции. URL: https://www.shopolog.ru/news/top-200-roznichnykh-kompaniy-rossii/
- Электронная торговля в России: расцвет во время кризиса // Информационное агентство REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/economy/2143287.html
- Assist: доля покупок со смартфонов растет в основном за счет небольших платежей // Money News. Новости о деньгах в интернете. URL: http://moneynews.ru/news/108097/