Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 22.04.2017

Статья просмотрена: 1463 раза

Библиографическое описание:

Попугаева, Л. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Попугаева, И. В. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 484-487. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42391/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последнее время наблюдается постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [7, стр. 116].

Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном возрасте — это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине [2, стр. 19].Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества, ведь именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность [6, стр. 594].

Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям [3, стр. 233]. Изучая историю своей родины, своего родного края, дети не только приобретают знания, они знакомятся с событиями, которые формировались на протяжении многих столетий и непосредственно повлияли на ход современной жизни.

Наша малая Родина — Волгоград — город памяти о Великой Отечественной войне: одно из страшных событий XX века — Сталинградская битва, предрешившая исход Второй мировой войны, продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. От города военных лет остались только руины, и он был отстроен заново, с чистого листа, но, несмотря на это, каждый его уголок хранит память о той великой народной трагедии. И очень важно, чтобы дети с малых лет знали цену каждой жизни, отданной за город, в котором они родились и живут — чтобы в сердцах их на долгие годы сохранились гордость и уважение к героям своей страны, своей малой Родины.

Поэтому наш проект направлен на решение следующих задач:

‒ создание условий для изучения истории своего края;

‒ воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

‒ развитие у дошкольников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны, семьям погибших защитников Отечества;

‒ создание необходимых условий для воспитания патриотизма как духовной составляющей личности гражданина.

Дошкольники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения не вызывают должного отзыва в их сердцах, поэтому мы отдаем предпочтение активным формам и методам работы, таким как:

‒ знакомство с картинами и иллюстрациями о защитниках Родины,

‒ просмотр фотографий военных лет, фотографий военного Сталинграда,

‒ беседы (о маршалах Сталинградской битвы — Чуйкове и Шумилове,о Родине, о маршалах Победы, о детях — героях войны

‒ экскурсии к памятникам защитникам Отечества,

‒ просмотр видеопрезентаций «Сталинградская битва», «День Победы», «Сталинград» и др.,

‒ просмотр орденов и медалей военных лет,

‒ экскурсии на выставку-подборку фотографий военных лет «У войны не детское лицо»,

‒ оформление уголка памяти в группе,

‒ оформление стенда «Мы помним» — совместная работа с детьми,

‒ изучение пословиц о Родине,

‒ чтение художественной литературы (А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная», Л. Кассиль «Сестра», «Вперед танкисты», «Важное сообщение» и др.),

‒ слушание песен и стихов о войне.

‒ подготовка военно-патриотического праздника, посвящённого 70-летию Сталинградской битвы (разучивание песен, стихов, военный вальс),

‒ встречи с ветеранами,

‒ экскурсии на выставку военной техники (возле музея-панорамы «Сталинградская битва»), к памятнику Героям комсомольцам на пр. Ленина, в музей «Панорама Сталинградской битвы», к Вечному огню и на Мамаев курган;возложение цветов к памятнику воинам ВОВ,

‒ чтение стихотворений наизусть (Е. Благинина «Шинель», Т. Белозеров «Майский праздник — День Победы» и др.),

‒ конкурс рисунков («Солдат на посту», «Мы за мир»),

‒ изготовление открыток ко Дню Победы (старший дошкольный возраст) и использование раскрасок на тему «Наши солдаты», «Военная техника» (младший дошкольный возраст),

‒ создание аппликаций («Цветы для неизвестного солдата», «Парад Победы»).

‒ встречи с представителем общественной организации «Дети военного Сталинграда» и др.

Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. Поэтому важным условием патриотического воспитания, по нашему мнению, является тесная взаимосвязь детей с родителями и активное участие последних в различных воспитательных мероприятиях. В данном проекте мы поставили перед собой следующие цели: привлечь родителей к участию в дне «Памяти павших…», творческому изготовлению Звезды памяти, оформлению фотовыставки «Дети войны».

Ведущей целью данного проекта является патриотическое воспитание посредством знакомства детей со страшными событиями Великой Отечественной войны путем приобщения детей к истории их родного города-героя Волгограда. Реализация проекта носит целостный, систематический характер: начиная с младшей группы (3–4 года), педагоги приобщают детей к культуре и истории своего народа. Основная часть мероприятий включена в образовательную деятельность детей старшей и подготовительной групп (Таблица 1).

Таблица 1

Планирование мероприятий

Занятия

Месяц

Количество занятий

Старшая группа

1

«22 июня, ровно в 4 часа…»

Цель: Знакомство с Великой Отечественной Войной как с величайшим историческим событием в истории нашей Родины. Чтение «Героической азбуки».

октябрь

2 занятия

2

«Брестская крепость»

Цель: Рассказать детям о подвиге защитников Брестской крепости. Рассмотреть фотографии: «Мемориал — Брестская крепость». Чтение «Героической азбуки».

октябрь

1 занятие

3

Экскурсия к памятнику Героям комсомольцам на пр. Ленина

ноябрь

1 занятие

4

«Песни военных лет»

Цель: Прослушивание песен времён войны. Беседа.

ноябрь

1 занятие

6

Цикл занятий «Пионеры — герои»

Цель: Рассказать о подвиге пионеров — героев. Чтение книг из одноимённой серии.

Прослушивание песен военных лет.

декабрь

2 занятия

7

Экскурсия на выставку военной техники (возле музея-панорамы «Сталинградская битва»).

январь

1 занятие

7

«Город — герой Сталинград»

Цель: Рассказать детям о героической обороне Сталинграда. Рассказ о героях Сталинградской битвы. Рассматривание наград, военных хроник. Прослушивание песен военных лет.

январь

2 занятия

8

Дети — герои Сталинградской битвы.

Цель: познакомить с детьми, совершившими подвиги во время сражения под Сталинградом — Володей Дубининым, Ваней Цыганковым, Витей Громовым, Сашей Филипповым, Люсей Ремизовой и др.

февраль

1 занятие

9

Труженики тыла.

Цель: дать знания о тружениках тыла, о важности их вклада в победу.

февраль

1 занятие

10

Утренник, посвящённый Победе в Сталинградской битве.

февраль

1 занятие

11

Конкурс рисунков

Цель: Привлечь родителей с детьми к участию в конкурсе «Чтобы помнили…».

март

1 занятие

12

Изготовление открыток для ветеранов.

апрель

1 занятие

13

Экскурсия на Площадь Павших борцов к Вечному огню.

Цель: Продолжать воспитывать чувство уважения и благодарности к старшим поколениям, отстоявшим независимость нашей Родины. Возложение цветов.

май

1 занятие

Подготовительная группа

14

Экскурсия в Музей «Панорама сталинградской битвы»

Цель: Рассматривание панорамы сражения, «находок» времен Великой Отечественной Войны.

октябрь

1 занятие

15

Дети — последние свидетели войны.

Встреча с представителем общественной организации «Дети военного Сталинграда».

ноябрь

1 занятие

16

Дом Павлова.

Цель: рассказать детям о героических защитниках дома. Воспитывать уважение и гордость за свой народ.

декабрь

1 занятие

17

Сталинград. У ворот ада.

Просмотр видеопрезентации. Беседа.

январь

1 занятие

18

Экскурсия в музей «Память» (ЦУМ)- к месту пленения фельдмаршала Паулюса.

февраль

1 занятие

19

Герои сталинградской битвы.

Цель: познакомить детей с героями сталинградской битвы — Матвеем Путиловым, Михаилом Паникахой, Василием Зайцевым, Гулей Королёвой.

март

1 занятие

20

Маршалы Победы.

Цель: познакомить детей с маршалами Чуйковым В. И. и Шумиловым М. С., защищавшим наш город.

март

1 занятие

21

Конкурс стихов, посвящённый 70-летию Победы

Цель: Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Вызвать желание выражать свои чувства в стихах о ВОВ.

апрель

1 занятие

1 занятие

22

Изготовление открыток ветеранам

апрель

1 занятие

23

Вместе с родителями подготовить рассказ о членах своей семьи. Сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, о тружениках тыла.

апрель

1 занятие.

24

Итоговая экскурсия на Мамаев курган.

май

1 занятие

25

Презентация проекта «Поклонимся великим тем годам…»

май

1 занятие

При знакомстве детей с событиями тех страшных времён мы часто обращаемся к стихотворениям и песням, хранившим в себе боль и страдания, вызванные потерей миллионов жизней и тысяч уничтоженных городов и сёл; рассказываем о героических поступках не только наших солдат, но и женщин, и детей, и всего народа; включаем в беседу подробности битвы, страшные цифры, обозначающие число войск врага, его оружия, количество смертей… — всё это не оставило равнодушным ни одного ребенка и повлияло на его отношение к войне и ценности жизни.

Некогда экспериментальный проект незамедлительно принял долгосрочный характер, так как его эффективность подтвердилась уже при первом опыте его реализации: активно формировался когнитивный аспект воспитательной деятельности — дети стали трансляторами полученных знаний среди младших групп, а также инициаторами семейных походов по памятным местам города; большая часть воспитанников вместе с родителями приняли участие в акции «Бессмертный полк». Каждый ребенок в разной степени показал свою заинтересованность в истории военных лет — деятельность педагогов никого не оставила равнодушным. Поэтому с каждым годом мы развиваем проект патриотического воспитания, осознавая его значимость и актуальность для подрастающего поколения.

Литература:

  1. Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. З6–46.
  2. Кайдалова С. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе // Евразийский научный журнал, 2016. — № 10.
  3. Колесниченко Ю. Ю. Мини — музей как средство патриотического воспитания дошкольников. / Ю. Ю. Колесниченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч. — практ. конф. — № 4. Часть I. — Новосибирск: СибАК, 2011. — С 231–235.
  4. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: -М.: Педагогика, 1977. С.14.
  5. Мустафаева З. И., Успенская А. С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея // Новая наука: проблемы и перспективы, 2016. — № 9–2. — С. 91–95.
  6. Солошенко Н. Н., Романенко В. М., Нечваль Н. И. Патриотическое воспитание младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — № 25. — С. 593–596.
  7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.
Основные термины (генерируются автоматически): сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, военный Сталинград, изготовление открыток, малая Родина, патриотическое воспитание, сталинград, труженик тыла.


Задать вопрос