Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последнее время наблюдается постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [7, стр. 116].
Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном возрасте — это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине [2, стр. 19].Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества, ведь именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность [6, стр. 594].
Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям [3, стр. 233]. Изучая историю своей родины, своего родного края, дети не только приобретают знания, они знакомятся с событиями, которые формировались на протяжении многих столетий и непосредственно повлияли на ход современной жизни.
Наша малая Родина — Волгоград — город памяти о Великой Отечественной войне: одно из страшных событий XX века — Сталинградская битва, предрешившая исход Второй мировой войны, продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. От города военных лет остались только руины, и он был отстроен заново, с чистого листа, но, несмотря на это, каждый его уголок хранит память о той великой народной трагедии. И очень важно, чтобы дети с малых лет знали цену каждой жизни, отданной за город, в котором они родились и живут — чтобы в сердцах их на долгие годы сохранились гордость и уважение к героям своей страны, своей малой Родины.
Поэтому наш проект направлен на решение следующих задач:
‒ создание условий для изучения истории своего края;
‒ воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
‒ развитие у дошкольников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны, семьям погибших защитников Отечества;
‒ создание необходимых условий для воспитания патриотизма как духовной составляющей личности гражданина.
Дошкольники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения не вызывают должного отзыва в их сердцах, поэтому мы отдаем предпочтение активным формам и методам работы, таким как:
‒ знакомство с картинами и иллюстрациями о защитниках Родины,
‒ просмотр фотографий военных лет, фотографий военного Сталинграда,
‒ беседы (о маршалах Сталинградской битвы — Чуйкове и Шумилове,о Родине, о маршалах Победы, о детях — героях войны
‒ экскурсии к памятникам защитникам Отечества,
‒ просмотр видеопрезентаций «Сталинградская битва», «День Победы», «Сталинград» и др.,
‒ просмотр орденов и медалей военных лет,
‒ экскурсии на выставку-подборку фотографий военных лет «У войны не детское лицо»,
‒ оформление уголка памяти в группе,
‒ оформление стенда «Мы помним» — совместная работа с детьми,
‒ изучение пословиц о Родине,
‒ чтение художественной литературы (А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная», Л. Кассиль «Сестра», «Вперед танкисты», «Важное сообщение» и др.),
‒ слушание песен и стихов о войне.
‒ подготовка военно-патриотического праздника, посвящённого 70-летию Сталинградской битвы (разучивание песен, стихов, военный вальс),
‒ встречи с ветеранами,
‒ экскурсии на выставку военной техники (возле музея-панорамы «Сталинградская битва»), к памятнику Героям комсомольцам на пр. Ленина, в музей «Панорама Сталинградской битвы», к Вечному огню и на Мамаев курган;возложение цветов к памятнику воинам ВОВ,
‒ чтение стихотворений наизусть (Е. Благинина «Шинель», Т. Белозеров «Майский праздник — День Победы» и др.),
‒ конкурс рисунков («Солдат на посту», «Мы за мир»),
‒ изготовление открыток ко Дню Победы (старший дошкольный возраст) и использование раскрасок на тему «Наши солдаты», «Военная техника» (младший дошкольный возраст),
‒ создание аппликаций («Цветы для неизвестного солдата», «Парад Победы»).
‒ встречи с представителем общественной организации «Дети военного Сталинграда» и др.
Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. Поэтому важным условием патриотического воспитания, по нашему мнению, является тесная взаимосвязь детей с родителями и активное участие последних в различных воспитательных мероприятиях. В данном проекте мы поставили перед собой следующие цели: привлечь родителей к участию в дне «Памяти павших…», творческому изготовлению Звезды памяти, оформлению фотовыставки «Дети войны».
Ведущей целью данного проекта является патриотическое воспитание посредством знакомства детей со страшными событиями Великой Отечественной войны путем приобщения детей к истории их родного города-героя Волгограда. Реализация проекта носит целостный, систематический характер: начиная с младшей группы (3–4 года), педагоги приобщают детей к культуре и истории своего народа. Основная часть мероприятий включена в образовательную деятельность детей старшей и подготовительной групп (Таблица 1).
Таблица 1
Планирование мероприятий
№ |
Занятия |
Месяц |
Количество занятий |
Старшая группа |
|||
1 |
«22 июня, ровно в 4 часа…» Цель: Знакомство с Великой Отечественной Войной как с величайшим историческим событием в истории нашей Родины. Чтение «Героической азбуки». |
октябрь |
2 занятия |
2 |
«Брестская крепость» Цель: Рассказать детям о подвиге защитников Брестской крепости. Рассмотреть фотографии: «Мемориал — Брестская крепость». Чтение «Героической азбуки». |
октябрь |
1 занятие |
3 |
Экскурсия к памятнику Героям комсомольцам на пр. Ленина |
ноябрь |
1 занятие |
4 |
«Песни военных лет» Цель: Прослушивание песен времён войны. Беседа. |
ноябрь |
1 занятие |
6 |
Цикл занятий «Пионеры — герои» Цель: Рассказать о подвиге пионеров — героев. Чтение книг из одноимённой серии. Прослушивание песен военных лет. |
декабрь |
2 занятия |
7 |
Экскурсия на выставку военной техники (возле музея-панорамы «Сталинградская битва»). |
январь |
1 занятие |
7 |
«Город — герой Сталинград» Цель: Рассказать детям о героической обороне Сталинграда. Рассказ о героях Сталинградской битвы. Рассматривание наград, военных хроник. Прослушивание песен военных лет. |
январь |
2 занятия |
8 |
Дети — герои Сталинградской битвы. Цель: познакомить с детьми, совершившими подвиги во время сражения под Сталинградом — Володей Дубининым, Ваней Цыганковым, Витей Громовым, Сашей Филипповым, Люсей Ремизовой и др. |
февраль |
1 занятие |
9 |
Труженики тыла. Цель: дать знания о тружениках тыла, о важности их вклада в победу. |
февраль |
1 занятие |
10 |
Утренник, посвящённый Победе в Сталинградской битве. |
февраль |
1 занятие |
11 |
Конкурс рисунков Цель: Привлечь родителей с детьми к участию в конкурсе «Чтобы помнили…». |
март |
1 занятие |
12 |
Изготовление открыток для ветеранов. |
апрель |
1 занятие |
13 |
Экскурсия на Площадь Павших борцов к Вечному огню. Цель: Продолжать воспитывать чувство уважения и благодарности к старшим поколениям, отстоявшим независимость нашей Родины. Возложение цветов. |
май |
1 занятие |
Подготовительная группа |
|||
14 |
Экскурсия в Музей «Панорама сталинградской битвы» Цель: Рассматривание панорамы сражения, «находок» времен Великой Отечественной Войны. |
октябрь |
1 занятие |
15 |
Дети — последние свидетели войны. Встреча с представителем общественной организации «Дети военного Сталинграда». |
ноябрь |
1 занятие |
16 |
Дом Павлова. Цель: рассказать детям о героических защитниках дома. Воспитывать уважение и гордость за свой народ. |
декабрь |
1 занятие |
17 |
Сталинград. У ворот ада. Просмотр видеопрезентации. Беседа. |
январь |
1 занятие |
18 |
Экскурсия в музей «Память» (ЦУМ)- к месту пленения фельдмаршала Паулюса. |
февраль |
1 занятие |
19 |
Герои сталинградской битвы. Цель: познакомить детей с героями сталинградской битвы — Матвеем Путиловым, Михаилом Паникахой, Василием Зайцевым, Гулей Королёвой. |
март |
1 занятие |
20 |
Маршалы Победы. Цель: познакомить детей с маршалами Чуйковым В. И. и Шумиловым М. С., защищавшим наш город. |
март |
1 занятие |
21 |
Конкурс стихов, посвящённый 70-летию Победы Цель: Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Вызвать желание выражать свои чувства в стихах о ВОВ. |
апрель |
1 занятие 1 занятие |
22 |
Изготовление открыток ветеранам |
апрель |
1 занятие |
23 |
Вместе с родителями подготовить рассказ о членах своей семьи. Сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, о тружениках тыла. |
апрель |
1 занятие. |
24 |
Итоговая экскурсия на Мамаев курган. |
май |
1 занятие |
25 |
Презентация проекта «Поклонимся великим тем годам…» |
май |
1 занятие |
При знакомстве детей с событиями тех страшных времён мы часто обращаемся к стихотворениям и песням, хранившим в себе боль и страдания, вызванные потерей миллионов жизней и тысяч уничтоженных городов и сёл; рассказываем о героических поступках не только наших солдат, но и женщин, и детей, и всего народа; включаем в беседу подробности битвы, страшные цифры, обозначающие число войск врага, его оружия, количество смертей… — всё это не оставило равнодушным ни одного ребенка и повлияло на его отношение к войне и ценности жизни.
Некогда экспериментальный проект незамедлительно принял долгосрочный характер, так как его эффективность подтвердилась уже при первом опыте его реализации: активно формировался когнитивный аспект воспитательной деятельности — дети стали трансляторами полученных знаний среди младших групп, а также инициаторами семейных походов по памятным местам города; большая часть воспитанников вместе с родителями приняли участие в акции «Бессмертный полк». Каждый ребенок в разной степени показал свою заинтересованность в истории военных лет — деятельность педагогов никого не оставила равнодушным. Поэтому с каждым годом мы развиваем проект патриотического воспитания, осознавая его значимость и актуальность для подрастающего поколения.
Литература:
- Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. З6–46.
- Кайдалова С. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе // Евразийский научный журнал, 2016. — № 10.
- Колесниченко Ю. Ю. Мини — музей как средство патриотического воспитания дошкольников. / Ю. Ю. Колесниченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч. — практ. конф. — № 4. Часть I. — Новосибирск: СибАК, 2011. — С 231–235.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: -М.: Педагогика, 1977. С.14.
- Мустафаева З. И., Успенская А. С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея // Новая наука: проблемы и перспективы, 2016. — № 9–2. — С. 91–95.
- Солошенко Н. Н., Романенко В. М., Нечваль Н. И. Патриотическое воспитание младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — № 25. — С. 593–596.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.