Эффективность и качество государственного управления необходимо для экономической конкурентоспособности и социального благополучия страны. При столкновении с растущим давлением на государственный бюджет, встает задача об обеспечении высокого качества государственных услуг, что влечет за собой внедрение новых технологий и методов оценки качества государственного управления. Росстат установил, что в России качество государственного управления ниже, чем в развитых государствах, что подразумевает необходимость поиска наиболее действенных методов его оценки.
Ключевые слова: эффективность, общество, государство, система ответственности, государственные служащие
The efficiency and quality of public administration have a significant impact on the economic level and social development of the country. It is determined, that in Russia the quality of the government control is lower, than in any other developed countries. That why it is necessary to find more efficient valuation method. In the article the substantiation of improving the quality of public administration because of the complexity of modern conditions of society. Systematization and generalization used today quality assessment methods have shown the need for such, which allow to consider the requirements of consumers of public services, to provide a wide range of community needs.
Key words: efficiency, society, the state, the responsibility system, public service
Государственное управление, представляет собой деятельность государственных органов, которая осуществляется на основе законов и иных нормативно-правовых актов. К функциям государственного управления принято относить: организующую, исполнительную и распорядительную деятельность государственных органов, общественных и негосударственных институтов, органов местного самоуправления, которые наделены соответствующими властными полномочиями [4]. В результате функционирования органов государственного управления реализуются единые цели государства, проводится утвержденная стратегическая линия внешней и внутренней политика. В случае неэффективного управления государством снижается уровень жизни населения, уменьшаются макроэкономические показатели, поэтому эффективность и качество государственного управления уже давно представляют собой предмет научных дискуссий и одну из основополагающих задач развития любого государства [3].
В связи с этим, актуальностью стало повышение эффективности государственного управления, что можно обеспечить посредством постоянного мониторинга его качества и использования научно-обоснованных методов его оценки. Поскольку еще в XIX веке основоположник теории публичного управления В. Вильсон обосновал взаимосвязь эффективности реализуемой государственной политики и повышения качества государственного управления [6].
Так же от качества государственного управления зависит благополучие населения и страны в целом. Интуитивно понятно, что такое воздействие значительно. Однако убедительно выразить его в количественных оценках не удается, так как очень сильно влияние иных условий и факторов, не связанных с системой государственного управления.
Для оценки качества государственного и муниципального управления на уровне конкретных стран применяются как международные методики мониторинга позволяющие оценить качество администрирования в межстрановом сравнении, так и национальные методологии.
Рассматривая практику использования международных индексов, отражающих эффективность государственного управления, следует отметить, что в последнее время наша страна включена в рейтинги оценок качества публичного управления международных организаций. Для России рассчитываются показатели GRICS, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс восприятия коррупции, индекс непрозрачности, индекс экономической свободы; присваиваются рейтинги инвестиций [4].
Одним из наиболее показательных методов является исследование качества государственного управления, которое ежегодно проводится Всемирным банком. Данное исследование основано на шести критериях качества государственного управления, которые предложены Д. Кауфманом:
1) Учёт мнения населения (оцениваются уровень независимости прессы, степень возможности участия граждан в выборах правительства).
2) Политическая стабильность (оценивается вероятность дестабилизации правительства, смены курса).
3) Эффективность работы правительства (оцениваются компетенции государственных служащих, уровень бюрократии, степень независимости).
4) Качество законодательства (оцениваются уровень контроля цен и регулирования международной торговли).
5) Верховенство закона (оценивается уровень доверия населения страны к законам).
6) Сдерживание коррупции. Показатель государственного управления отражает комбинацию ответов на вопросы о качестве государственного управления и строится на основе нескольких сотен переменных, взятых из двадцати пяти различных источников восемнадцати организаций.
По каждому из шести приведенных индексов дается балльная оценка на основе измерения данных из большого числа вторичных источников, а также целевых исследований и измерений восприятия, проводимых компаниями, занимающимися оценкой рисков. Так как используемая методика позволяет выполнять как оценку отдельных компонентов, так и комплексную оценку, то можно выборочно отслеживать лишь отдельные аспекты государственного управления в зависимости от потребностей и назначения оценки.
На рисунке 1 представлены показатели оценки качества государственного управления в США, России, Германии и Казахстана.
Рис. 1. Оценка качества государственного управления в отдельных странах мира (исследование проводилось в период с 2010 по 2015 гг.) [1]
Анализ показал низкий уровень качества государственного управления в России, это говорит о том, что решение данной задачи в настоящее время является одной из острейших проблем низкой эффективности национальной социально-экономической системы, поскольку от качества деятельности органов государственной власти зависит экономический рост национальной экономики и уровень жизни населения.
Во многих государствах на современном этапе развития инициативы по повышению качества государственного управления были основаны, в первую очередь, на анализе и использовании результатов управления и системы количественной оценки деятельности сотрудников гражданской службы.
Можно выделить следующие методы оценки качества государственного управления [2]:
− анализ статистической отчетности; мониторинг системы различных рейтингов и интегральных показателей;
− методы экспертных оценок;
− разнообразные системы планирования и прогнозирования;
− анализ исполнения государственного бюджета;
− оценка результатов основных направлений деятельности;
− различные методики оценки эффективности и качества деятельности персонала органов государственной власти.
Методы государственного управления должны постоянно анализироваться и изменяться в той сфере деятельности, где качество управления остается низким. Необходимо внедрять универсальный стандарт серии ИСО 9000:2000, который может быть использован не только на промышленных предприятиях, но и в деятельности государственных и муниципальных органов управления, в рамках системы менеджмента качества.
Также существуют другие методы управления: организационно-административные, экономические и социальные, которые будут мотивировать сотрудников с материальной стороны. Необходимо, рассматривать социально-экономический аспект, через показатели уровня качества населения.
Переход к государственному управлению, основанному на анализе полученных достоверных результатов деятельности, позволит обеспечить ответственность субъекта управления за результаты принимаемых решений. Предлагаемая система ответственности будет способствовать концентрации усилий органов государственного управления на выполнении приоритетных государственных программ и успешном осуществлении стратегических планов, что обеспечит обоснованное распределение ресурсов и повышение эффективности государственного управления.
Так же необходима правильно подготовленная административная реформа, направленная на снижение административных барьеров, оптимизацию и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Литература:
- World Bank Policy Research: Governance Matters. URL: http://gtmarket.ru/ratings/governance-matters/governance-matters-info
- Абакумов И. В. Методы оценки эффективности деятельности госслужащих // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 7. С. 5–10.
- Бобылева А. З. К разработке концепции перехода государственных организаций на «управление по результатам». // Государственное управление. Электронный вестник ФГУ МГУ. 2016. № 9. http://www.e-journal.spa.msu.ru/9_2016Bobyleva.html.
- Большакова Ю. М. О проблеме повышения качества государственного управления и реализации концепции электронного управления // Власть. 2014. № 7. С. 28–36.
- Боязитов Д. Р. Разработка стандартизованных методов оценки государственного управления экономикой региона // Известия ВолгГТУ. 2014. № 11. (138) С. 98–102.
- Леонова Т. И., Куганов В. Г., Лях А. В. Оценка качества деятельности государственных органов // Проблемы современной экономики. 2013. № 4 (48). С. 117–120.
- Понкин И. В. Общая теория публичного управления: Правовые основы, цели, принципы, инструменты, модели и концепты публичного управления: Лекционный курс / ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. — М.: Буки-Веди, 2016. — 252 с.
- Южаков В. Н. Качество государственных и муниципальных услуг: усилия и результаты административной реформы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 52–72.