В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий
Индивидуальные предприниматели и крупные предприятия стремятся к увеличению прибыли и расширению своей хозяйственной деятельности, а именно к увеличению мощности производства и занимаемой доли на рынке. Эти процессы приводят к конкурентной борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг.
Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, а также борьба между действующими на рынке предприятиями и предпринимателями за обеспечение благоприятных условий сбыта продукции, удовлетворение различных потребностей потребителей [4, с. 35].
Определение конкуренции в бизнесе заключается в обеспечении собственного интереса, экономического выживания и своеобразной борьбы «всех против всех».
Относительная характеристика, которая выражает степень отличия конкретного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей-покупателей, называется конкурентоспособностью предприятия. Именно конкурентоспособность отражает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [1, с. 66].
Каждое предприятие имеет свои преимущества, которые способствуют его успешному развитию и закреплению своих позиций на рынке. В свою очередь, под конкурентным преимуществом предприятия подразумевается какая-либо уникальная ценность, которой обладает предприятие и которая дает ему превосходство перед конкурентами. Преимущества находятся в взаимозависимости с эффективностью использования различных ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего удовлетворения потребностей потребителей.
Основополагающее качество конкурентоспособности проявляется в разработке стратегии для повышения уровня конкурентоспособности — конкурентная стратегия. Это комплекс принципов деятельности предприятия и его связей с внешним и внутренним миром, перспективных целей предприятия. Конкурентная стратегия разрабатывается в форме плана или программы, которые направлены на достижение стратегических целей.
Экономистами-исследователями сформулировано 4 основных типа стратегий:
− стратегии концентрированного роста, т. е. стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка и развития продукта;
− стратегии интегрированного роста, т. е. стратегия обратной вертикальной интеграции (приобретение новой собственности, усиление контроля над поставщиками, создание дочерних организаций);
− стратегии диверсификационного роста, т. е. стратегия горизонтальной диверсификации (реализуется в том случае, когда предприятие дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках конкретной отрасли);
− стратегии сокращения, т. е. стратегия ликвидации, стратегия сокращения чего-либо.
Основа эффективной конкурентной стратегии субъектов предпринимательства — это наличие точных знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, а также оценка внутреннего потенциала предприятия и выработка конкурентных преимущества и ведущих позиций на рынке определенной отрасли [1, с. 123].
Факторы, влияющие на выбор стратегии для повышения конкурентоспособности предприятия, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия
При поиске различных способов укрепления предприятием своих позиций на рынке необходима разработка стратегии реагирования на изменчивость рыночной среды. На уровне предприятия в долгосрочном периоде конкурентная стратегия решает следующие задачи [2, с. 139]:
− анализ особенностей внешней и внутренней среды и сравнение их с реальными и будущими возможностями предприятия, а также определение направлений экономического развития и структурных преобразований на предприятии;
− контроль за внешними и внутренними преобразованиями, влияющими на деятельность предприятия;
− продвижение основных идей и нововведений, способствуя их развитию и восприятию кадровым персоналом, заинтересованных в существовании, функционировании и достижении целей предприятия.
На основе исследований российских и зарубежных ученых-экономистов выделяются несколько базовых стратегий повышения конкурентоспособности [1, с. 120]:
- Стратегия лидерства на основе низких издержек. То есть преимущество в затратах перед конкурентами, а также возможность стать поставщиком на рынок более дешевых товаров. Недостаток стратегии проявляется в препятствовании таких факторов, как инфляция, изменчивость законодательства, ограниченность ресурсов.
- Стратегия индивидуализации. Индивидуализация — это стремление сделать продукцию предприятия уникальной. Так чтобы она выгодно отличалась от товаров конкурентов и за счет этого стала более привлекательной для широкого круга покупателей. Стратегия будет успешной в том случаи, если тщательно будут изучены потребности потребителей-покупателей.
- Стратегии концентрации на рыночной нише. Направлена на сосредоточение внимания на узком сегменте (участке) рынка. Задача состоит в лучшем, чем это делают конкуренты, обслуживании покупателей выбранной рыночной ниши.
- Стратегия наилучшей стоимости. При предложенной стратегии необходимо сочетание низких издержек и высокого качества. Чтобы стать производителем с наилучшей стоимостью, предприятию необходимо обеспечить высокое качество продукции и придать ей нужные свойства при более низких, в сравнении с конкурентами, издержках.
- Стратегия инновации. Инновации — это общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших продуктов и технологий. Ориентированные на инновационную деятельность предприятия должны располагать высококвалифицированным персоналом, достаточными финансовыми ресурсами для создания и выхода нововведений на рынок.
- Стратегия фокусирования. Используется, чаще всего, небольшими и мелкими предприятиями, которые организуют свою деятельность только на одном сегменте рынка и расположены в небольших населенных пунктах, т. е. деятельность направлена на определенный круг покупателей.
Составляющими стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия являются: товарно-рыночная стратегия, ресурсно-рыночная стратегия, технологическая стратегия, интеграционная стратегия, инвестиционно-финансовая стратегия, социальная стратегия, управленческая стратегия [2, с. 141] (рис. 2).
Рис. 2. Конкурентные стратегии предприятия, как система
Реализация конкурентной стратегии предприятия периодически сталкивается с проблемами и необходимостью корректировки действий в зависимости от изменений внешней среды, которые не поддаются контролю. Поэтому после разработки стратегии внедряется система оперативного управления реализацией данной стратегией. Эффективное управление реализацией стратегии выполняет следующие базовые функции: планирование, организацию, мотивацию и стимулирование, контроль.
Таким образом, конкуренция — это постоянный поиск и создание лучших условий для производителя, продавца и покупателя. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников-конкурентов в привлекательности производства, сбыта и удовлетворения потребностей потребителей. Для поддержания уровня конкурентоспособности разрабатывается стратегия, чаще всего на несколько лет вперед, конкретизируется в определенном направлении и отображается в программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Предложенные стратегии служат ориентиром будущей деятельности предприятия в зависимости от уровня его конкурентоспособности в целом и отдельных ее составляющих. На практике чаще используется совокупность стратегий в виде их рационального сочетания. Специалисты считают, что ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами абсолютно по всем параметрам. Поэтому необходима четкая расстановка приоритетов и разработка стратегий, в наибольшей степени соответствующих условиям рыночной ситуации и способствующих развитию сильных сторон предприятия — конкурентных преимуществ.
Литература:
- Аренков И. А., Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития / И. А. Аренков, Я. Ю. Салихова, М. А. Гаврилова // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 4. — С. 120–127.
- Доможилкина Ж. В. Разработка конкурентной стратегии предприятий АПК / Ж. В. Доможилкина, Н. О. Джаббарова // Интерактивная наука. — 2016. — № 2. — С. 139–142.
- Дубинина Н. А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия / Н. А. Дубинина // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2010. — № 2. — С. 65–71.
- Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. — Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. — с. 194.
- Наумова Е. А. Анализ определений стратегии и ее место в системе функционирования предприятия. Разнообразия взглядов и подходов к стратегии / Е. А. Наумова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2011. — № 8. — С. 111–114.