Данная статья посвящена смысловому чтению — одному из обязательных компонентов метапредметных результатов, который можно формировать на уроке иностранного языка.
Ключевые слова: смысловое чтение, предтекстовые задания, текстовые задания, послетекстовые задания, способы, приёмы
Чтение текста включает восприятие, понимание и запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. Если один из них выполняется некачественно, некачественным будет и чтение в целом. Мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе ее восприятия. Но осмысление содержания текста возможно только на базе запаса определенных знаний при умении воспринимать значения употребляемых слов и текста в целом. Результатом этого является понимание и запоминание прочитанного.
Научиться мыслить в процессе чтения — важнейшая задача, решение которой требует физических и психических усилий. Как часто ученик уверенно идет к доске и... после одной-двух фраз эту уверенность теряет. Он смущается и искренне утверждает, что читал заданное, и не один раз, а несколько. В том-то и беда, что читал он пассивно, без активного осмысливания, без того, чтобы мысли, заложенные автором, перевести в смысл для себя, сделать их своим достоянием, потому что ему нравилось не то, о чем читал он, а само чтение, ведь из букв вечно выходило какое-нибудь слово, часто неизвестно что и значившее. На уроках же иностранного языка вообще невозможно говорить о том, что не понимаешь. Нельзя выучить «секретный язык», не имеющий смысла.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Оно предполагает внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно развиваются воображение, устная и письменная речь.
Процесс смыслового чтения рассматривали многие ученые (Ф. Смит, Н. Н. Свет- ловская, В. М. Филатов, З. И. Клычникова, И. А. Зимняя). По общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. Овладение технологией смыслового чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые упражнения направлены на моделирование фоновых задач, необходимых и достаточных для рецензии конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Кроме того, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей деятельности.
При обучении чтению на уроках немецкого языка по степени глубины восприятия традиционно используются его разные виды:
‒ чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);
‒ чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);
‒ чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).
Нельзя рассматривать смысловое чтение как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень любого вида чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на «вычитывание» того смысла, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным. Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей, способностей, особенностей восприятия.
Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения. Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения (просмотровое чтение).
Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания. Обычно таким образом мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т. п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма, книги по специальности и т. п. Данный вид чтения предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать вывод.
Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т. п.
Сегодня можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
‒ умение осмысливать цели чтения;
‒ умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
‒ умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
‒ умение определять основную и второстепенную информацию;
‒ умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей;
‒ умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения ученикам приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
В настоящее время существуют различные способы и приемы обучения различным видам чтения на уроках немецкого языка. Некоторые из них позволяют решать задачи, стоящие перед учителем при обучении смысловому чтению:
‒ вопросно-ответные упражнения, предполагающие запрашивание и предоставление необходимой информации;
‒ восстановление/заполнение пропусков — приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово (задача учащихся — восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов);
‒ упражнение на дополнение — приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста;
‒ исправление — определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте;
‒ сопоставление/нахождение сходств и различий — приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов (картинок, слов, текстов и т. д.)
Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение прочитанного текста. Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к прочитанному.
Смысловое чтение может обеспечить развитие умений чтения как универсальных учебных действий, способствовать повышению активности на уроках, проявлению самостоятельности и инициативности в ходе обучения, а также мотивации к изучению иностранного языка.
Понимание и оценка текста происходит более эффективно, если в состав этой деятельности включены приемы взаимодействия с текстом, которые содержат особые смыслопоисковые действия и операции, определяющие разные уровни осмысления текста.
Литература:
- Гальскова Н. Д. Мозаика. Немецкий язык. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением немецкого языка. — Москва.: Просвещение, 2012.
- Борисова С. В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 6 (31). — Часть 1. — С. 83–85.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — М.: Просвещение, 2009. — 201 с.