Ни одна отрасль не может прогрессивно развиваться в условиях диаметрально противоположных доктрин, когда одна сторона является настоятельным требованием для рыночных преобразований, а с другой — жесткое регулирование тарифов. Особенно если речь идет о таком сложном комплексе как жилищно-коммунальный.
Цель — провести анализ реформы и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса Екатеринбурга.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ
Процесс реформирования системы ЖКХ берет свое начало в 1991 году. Основными целями жилищной политики в этот период, прежде всего, были переход на «рыночные» рельсы, ослабление государственного вмешательства в систему жилищного управления, а также последующее снижение государственных дотаций на содержание жилищного фонда.
С подписания постановления Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 «О программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы важной частью обновления системы ЖКХ стало поддержание конкуренции на всех уровнях. Предполагалось усиление конкуренции между компаниями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги для граждан и следующее за этим снижение цен на них и повышение качества.
С 2004 года основным фокусом в процессе модернизации и совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства в России стало регулирование тарификации в сфере ЖКХ. Введением федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» тарифы, по которым получали оплату своей деятельности организации, работающие в сфере ЖКХ были разделены на три группы, фиксированные, предельные и индексированные.
Определение размера уплачиваемых гражданами тарифов было возложено на региональные власти.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г.№ 189- ФЗ был введен новый Жилищный кодекс РФ. Наиболее важным аспектом введения данного закона стала появившаяся у собственника возможность самостоятельно выбирать способ управления многоквартирным домом.
Результатами введения в действие нового Жилищного Кодекса стали рост платы за ЖКУ, появление товариществ собственников жилья как формы немуниципальной собственности в многоквартирном доме, а также начало процессов демонополизации обслуживания жилья и проникновения частного капитала на рынок жилищно-коммунальных услуг.
Основной проблемой здесь стало то, что дома передавались собственникам в крайне плачевном состоянии. На проведение капитального ремонта требовались огромнейшие суммы, которых у собственников не было. Также у жильцов не было и навыков управления.
Основным проводником реформы стала государственная корпорация — Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он был создан по решению Правительства РФ от 21.07.2007г. Изначально Фонд содействия реформированию должен был действовать до 1 января 2013 года, после чего ему грозила ликвидация. Однако было принято решение о продлении его деятельности до 2015 года. 24 июля 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о продлении работы Фонда до 1 января 2018 года.
Деятельность созданного в 2008 году Фонда содействия развитию жилищного строительства [4] способствовало введению в эксплуатацию жилых домов общей площадью более 1,4 млн.кв.м.. Характерной чертой данного этапа является активная деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ [5]. С 2008 по 2013 годы в результате реализации программ Фонда ЖКХ были капитально отремонтированы 137 414 домов общей площадью 404,57 млн. кв. м (569 заявок субъектов РФ), что способствовало улучшению условий проживания 18,3 млн. человек. В течение 2008–2014 годов за счёт предоставленной финансовой поддержки в размере 137,5 млрд. рублей, включая собственные средства Фонда ЖКХ — 106,2 млрд. рублей, было переселено 339,64 тыс. человек из 21013 аварийных домов [5].
В 2013–2015 годах Фонд ЖКХ направит в регионы безвозмездно 159 млрд. руб., из которых 126 млрд. руб. будет использовано на расселение аварийных многоквартирных домов [6].
Когда взаимодействие управляющих компаний с внешней средой — потребителями и властями, стало работать по выработанным стандартам, было предложено унифицировать стандарты для работников данной отрасли, чтобы наладить и внутренние процессы, происходящие в системе ЖКХ.
Жилищный фонд МО г.Екатеринбург, обслуживаемый предприятиями ЖКХ, оценивается по среднерыночным ценам в 150,0–300,0 трлн. руб.
Таблица 1
Жилищный фонд Свердловской области 2
|
2000г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Общая площадь жилых помещений — всего, тыс. кв. м |
89061,4 |
100884,7 |
102498,9 |
103542,8 |
105382,0 |
107603,2 |
в том числе: |
||||||
в городах и поселках городского типа |
78106,3 |
82958,1 |
84164,8 |
85166,4 |
86766,4 |
88414,3 |
в сельской местности |
10955,1 |
17926,6 |
18334,1 |
18376,4 |
18615,6 |
19188,9 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя — всего, кв. м |
19,5 |
23,4 |
23,7 |
24,0 |
24,4 |
24,9 |
в том числе: |
||||||
в городах и поселках городского типа |
19,5 |
22,9 |
23,2 |
23,4 |
23,8 |
24,2 |
в сельской местности |
19,1 |
26,0 |
26,7 |
26,9 |
27,4 |
28,6 |
Основная масса жилищного фонда (более 67 %) находится в собственности граждан и 24 % — у муниципальных образований. Функции управления разделены путем создания служб заказчика и управляющих компаний в жилищной сфере. Службами заказчика охвачено практически 100 % территории местного самоуправления, где есть необходимость их создавать как субъект организации конкурентного рынка.
Таблица 2
Площадь отремонтированных многоквартирных жилых домов, тыс. кв. м 2
|
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Общая площадь капитально отремонтированных многоквартирных жилых домов |
1610,7 |
1724,8 |
1580,2 |
653,1 |
43,8 |
В том числе отремонтированных помещений в квартирах |
205,8 |
421,9 |
556,6 |
100,9 |
5,2 |
В процентах от общей площади отремонтированных многоквартирных жилых домов |
12,8 |
24,5 |
35,2 |
15,4 |
12,0 |
Площадь отремонтированных фасадов |
330,3 |
266,7 |
112,1 |
235,5 |
1161,5 |
Площадь отремонтированных крыш и замененных кровель |
469,7 |
495,6 |
267,5 |
236,4 |
784,6 |
В 2016 году перед властью региона, Фондом капитального ремонта и органами местного самоуправления стояла очень непростая задача: отремонтировать объекты текущего периода и максимально закрыть «долги» по 803 домам 2015 года. К сегодняшнему дню ремонт произведен в 1984 МКД. Таким образом, регион обеспечил не только стопроцентное выполнение целевого показателя 2016 года, но и почти на половину сократил отставание 2015 года.
Одним из приоритетов региональной политики в сфере ЖКХ является социальная защита малообеспеченных жителей. Она носит системный характер и выражается в предоставлении адресной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным категориям населения. Очередным шагом в данном направлении стал подписанный главой региона закон «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме».
Указанный нормативно-правовой акт направлен на поддержку одной из самых социально уязвимых групп населения — граждан, достигших 70-летнего возраста.
В соответствии с документом с 1 июля компенсацию их затрат по оплате взносов на капремонт возьмет на себя областной бюджет. Для свердловчан от 70 до 80 лет возмещение расходов составит 50 процентов от ежемесячных начислений, а для жителей, перешагнувших 80-летний рубеж — 100 процентов 5.
Таблица 3
Затраты на капитальный ремонт жилищного фонда, млн. руб. 2
|
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Общие затраты на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов |
2875,7 |
3045,4 |
2116,4 |
1613,3 |
5934,9 |
в том числе ремонтно-строительные работы |
2862,1 |
3034,5 |
2090,5 |
1559,1 |
5755,9 |
из них: |
|||||
ремонт фасада |
311,8 |
251,4 |
77,5 |
252,7 |
1209,3 |
ремонт фундамента |
7,7 |
12,6 |
4,4 |
3,7 |
17,8 |
ремонт крыши |
510,6 |
495,6 |
225,4 |
360,6 |
2034,2 |
Фактические затраты на сданные в эксплуатацию объекты после ремонта |
2876,3 |
3045,4 |
2113,0 |
1613,8 |
5931,7 |
Таблица 4
Ремонт многоквартирных жилых домов, единиц 2
|
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Количество многоквартирных жилых домов, в которых проведен капитальный ремонт за год |
4654 |
4865 |
4121 |
2263 |
2978 |
Количество многоквартирных жилых домов, требующих капитального ремонта на конец года |
10993 |
10845 |
9412 |
7634 |
4682 |
Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства путем:
‒ формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;
‒ организации системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств;
‒ привлечения на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.
Вывод. Государство в последнее время оказывает внимание в первую очередь на повышение жилищных условий граждан при помощи переселения и капитального ремонта, но этого недостаточно для полной реализации проекта по реформированию жилищно-коммунальной сферы. Поэтому необходимо в последующие периоды обратить внимание на создание рыночных отношений в сфере ЖКХ, как одного из ключевых элементов для развития экономики страны.
Литература:
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // Консультант Плюс. Законодательство.
- Жилищные условия населения // http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/housing/
- Кадеров Н. И., Медведева Е. Н., Смирнова Ю. О. Анализ современных аспектов реформы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2017. — № 10. — С. 237–241.
- Куйвашев подписал закон о компенсациях затрат на капремонт для пожилых людей // https://www.uralweb.ru/news/society/456650.html
- Пешина Л. М. Проблема улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в Российской Федерации // Приволжский научный вестник. 2015. № 6–1 (46).
- Селютина Л. Г., Евсеева Е. И., Мартынова А. В., Нектов В. В., Николюк Е. С. Социальное жилищное строительство в России: реалии и перспективы развития // Научное обозрение. 2015. № 21. С. 218–220.