Современные студенты, испытывающие значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные высокими темпами учебной деятельности, необходимостью переработки большого объема информации в условиях усиления образовательного процесса, подвержены развитию стрессовых расстройств, которые выражаются в нарушении психических и физиологических функций организма и снижения уровня стрессоустойчивости.
В этой связи становятся актуальными вопросы, связанные с формированием стрессоустойчивости студентов вуза, которому принадлежит приоритетная роль в организации поведения обучающихся, его психоэмоционального состояния.
Поскольку процесс обучения в вузе в современных условиях должен быть направлен на формирование здоровой, стрессоустойчивой и трудоспособной личности и должен осуществляться с учетом психологических особенностей студентов, то возникает вопрос, затрагивающий изучение механизмов адаптации и резервных возможностей организма.
Учет психофизиологических особенностей организма студентов с разным уровнем тревожности позволит эффективнее строить учебно-тренировочный процесс и уменьшить риск развития психологического расстройства [1].
Высокий уровень тревожности студентов негативно отражается на показателях умственной и физической деятельности, уровне здоровья студента, функциональных возможностях организма и т. д.
Кроме того, важно переключение с одного вида деятельности на другой, особенно при развитии утомления. Важны физические тренировки, которые создают определенный психологический эффект. Исследования врачей и физиологов спорта склоняют нас к необходимому научному пониманию единства физического и эмоционального здоровья.
Активная мышечная деятельность способна в большей степени нейтрализовать изменения в организме, которые вызваны эмоциональным напряжением, и погасить возникающую «эмоциональную бурю».
Повседневные наблюдения и специальные исследования указывают о первостепенной роли мышечной работы в качестве средства, снижающего напряжения. Физические упражнения помогают смягчить стресс в случае, когда человек прибегает к ним в момент нервного напряжения.
В спортивных соревнованиях или на занятиях физической культурой велика вероятность стрессовых ситуаций, которые чреваты не только перенапряжениями, но и другими отрицательными эффектами. Это поднимает проблему в области соответствия соревновательных или же комплексных нагрузочных программ, которые напрямую зависят от нагрузок по возможностям и уровню подготовленности соревнующихся.
Стрессовые ситуации для студента имеют место в первую очередь в групповых занятиях. В ходе занятий преподаватель должен создавать условия, которые способствуют овладению обобщенными способами осознания саморегуляции учебной деятельности.
Для предупреждения стресса и эмоциональной нагрузки у студентов, на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях преподавателю следует обеспечить хорошую психологическую подготовку студента к этим занятиям.
Для этого нужно ответить на вопрос: “Что такое психологическая подготовка?”
Под психологической подготовкой чаще всего предполагают широкий круг действий преподавателей, учителей и тренеров, который направлен на формирование и развитие психических процессов и качеств личности студентов, которые необходимы для успешной учебной деятельности и выступления на соревнованиях.
Иначе говоря, психологическая подготовка есть формирование и развитие свойств психики, необходимые для успешной деятельности [2].
На профилактику неблагоприятных изменений в мотивации студентов общепринятыми считаются специальные упражнения, включающие в себя несколько направлений:
1) Социализация личности в спорте. При занятии спортом человек вступает в разнообразные социальные отношения и занимает определенное социальное положение. Ему необходимо совмещать занятия спортом с обучением. Не каждому спортсмену удается привыкнуть к многочисленным переездам, спортивному режиму и т. п.
2) Коррекция динамики усталости. Коррекция динамики усталости сводится к назначению более щадящего режима нагрузок, так как нарастание утомления может сопровождаться повышенной чувствительностью, болезненным восприятием действительности.
3) Снятие избыточного психологического напряжения. Считается, что существует более 20-ти различных ситуаций, при которых может возникнуть психологическое напряжение. Это ситуация перед стартом и по ходу соревнования. В первом случае спортсмен может рассчитывать на помощь со стороны, а во втором чаще всего он должен полагаться только на собственные возможности.
4) Психомышечная тренировка. Психомышечная тренировка(ПМТ) направлена на совершенствование двигательных представлений, главным образом за счет фокусирования внимания и обеспечения сознательного контроля движений.
5) Идеомоторная тренировка. Идеомоторная тренировка(ИТ) состоит в сознательном представлении определенных техник движений. В идеомоторной тренировке выделяют три основных функции представлений: программирующую, тренирующую, регуляторную. Программирующая функция базируется на представлении идеального движения, тренирующая — на представлениях, обступающих освоение навыка, регуляторная — на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов.
6) Аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка является одним из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году.
Те, кто практикует этот метод, способны по своей воле успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение, быстро отдохнуть: восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время сна или обычного отдыха [2].
Базовые упражнения аутогенной тренировки, которые направлены на профилактику негативных изменений в мотивации студентов, а также их психологическую подготовку, включают:
Первое упражнение— тяжесть
Создатель аутогенной тренировки, И. Г. Шульц, предложил пробуждать физиологические сдвиги путем пассивной концентрации на зачатках ощущений, которые сопровождают эти сдвиги. Им было предложено для расслабления пассивно концентрировать внимание на реальной тяжести тела.
Почувствовать тяжесть тела можно проделав следующие опыты:
– Положите руку на воздушный шар или скомканную бумагу, далее убедитесь, что под влиянием тяжести руки они сдавливаются;
– Положите руку на весы и наблюдайте за отклонением стрелки, которая отражает тяжесть руки;
– В любой из поз для аутогенной тренировки попробуйте приподнять руки, постепенно увеличивая усилия в дальновидных мышцах, убедитесь, что при малом усилии это не удается, т. к. мешает тяжесть рук.
Таким образом, вы можете убедиться в том, что тяжесть присуща нашему телу, значит нет необходимости ее внушать.
Второе упражнение— тепло
Углубление в аутогенное состояние сопровождается перераспределением крови в организме — снижается ее содержание в крупных сосудах и мышцах, повышается в капиллярах кожи. Появляется ощущение тепла в теле.
Расслабьтесь в какой-либо позе для АТ, пассивно сосредоточьтесь сначала на спокойствии, далее на спокойствии и тяжести. После этого, продолжая чувствовать спокойствие и тяжесть, сконцентрируйтесь на пару секунд на реальном тепле одной руки. Далее сделайте выход из аутогенного состояния. Если перед занятием у вас холодные руки, разотрите их, либо пассивная концентрация на тепле будет невозможна. В дальнейшем, время концентрации на тепле будет повышаться, а ощущение тепла будет переходить на вторую руку, ноги, туловище. Допустимое время концентрации определяется по отвлечению внимания и возникновению помех.
Если вы ощущаете тепло ног и рук, то второе упражнение вами освоено [3].
Третье упражнение— сердце
В аутогенном состоянии уменьшается частота сердечных сокращений. Этому соответствует ощущение спокойной пульсации в теле. Пассивная концентрация на этой пульсации способствует снижению частоты сердечных сокращений, приводит в норму ритм работы сердца.
Расслабьтесь в одной из поз для АТ. Сконцентрируйтесь на спокойствии, далее на спокойствии и тяжести, после — на спокойствии, тяжести и тепле. Почувствуйте, где в данный момент ощущается пульсация, и пассивно сосредоточьтесь на ней. Через пару секунд выходите из аутогенного состояния. В будущем время концентрации на пульсации будет увеличиваться. От одного занятия к другому она будет ощущаться во всех больших областях тела, и придет время, когда спокойная и мощная пульсация будет чувствоваться везде.
Упражнение будет освоено, когда во время занятия пульсация ощущается в руках и туловище [3].
Четвертое упражнение— дыхание
Данное упражнение способствует успокоению дыхания. Установлено, что пассивная концентрация на дыхании способствует его умиротворению, замедлению и, следовательно, возникновению и углублению аутогенного состояния.
Расслабьтесь в позе для АТ и сфокусируйте внимание на спокойствии, тяжести, тепле и пульсации. Далее, не переставая их чувствовать, сосредоточьтесь на пару секунд на любом аспекте дыхания. После — совершите выход из аутогенного состояния. Время концентрации на дыхании удлиняйте поэтапно. Надо помнить, что новым упражнением нужно заниматься столько, насколько вы способны делать это пассивно.
Упражнение освоено, если в процессе занятия дыхание спокойное, появляется впечатление, что «дышится само собой». [3]
Пятое упражнение— солнечное сплетение
В аутогенном состоянии приходит в норму деятельность органов грудной и брюшной полости. Это будет сопровождаться ощущением тепла в животе. Следовательно, пассивная концентрация на реальном тепле в области солнечного сплетения нормализует деятельность органов брюшной полости.
Расслабьтесь в любой позе для АТ и сфокусируйте внимание на спокойствии, тяжести, тепле, пульсации и дыхании. Сосредоточьтесь на тепле в глубине верхней части живота. Спустя пару секунд сделайте выход. В будущем время концентрации в области солнечного сплетения будет увеличиваться.
Представление во время занятия, будто на выдохе тепло переходит в живот, будет способствовать скорейшему освоению упражнения [3].
Шестое упражнение— лоб
В аутогенном состоянии отмечается перераспределение крови, уменьшается приток крови в голове. Из этого следует ощущение прохлады в области лба. Пассивная концентрация на прохладе лба дает возможность повысить умственную работоспособность, снять умственное утомление.
Расслабьтесь в любой позе для АТ и сконцентрируйтесь на спокойствии, тяжести, тепле, пульсации, дыхании и тепле в животе. Далее на несколько мгновений сосредоточьтесь на прохладе в области лба. После — совершите выход из аутогенного состояния. В дальнейшем увеличивайте время концентрации на прохладе лба. Не имейте цель почувствовать выраженный холод во лбу — прохлада должна чувствоваться слегка.
Упражнение будет освоено, если, во время упражнения вы будете чувствовать прохладу в области лба [3].
Далее следует рассмотрение структуры педагогического общения преподавателя со студентами.
Структура предполагает три стадии:
- Коммуникация;
- Сотрудничество между студентами;
- Восприятие человека человеком.
Первая стадия планирует передачу информации преподавателем студенту на определенном уровне, чтобы информация была максимально ясна слушающему. Основная задача преподавателя — довести информацию, чтобы все студенты приняли ее адекватно и правильно.
Стадия сотрудничества между студентами предопределяет решение задачи — наладить общение между студентами. Соперничество студентов на физической культуре типичная ситуация, поэтому преподаватель должен разрешать любые конфликты между учащимися, должен быть объективен.
Правильное объяснение студентам недостатков и дальнейшее направление инициативы в нужное русло разрешается третьей стадией. Важно, чтобы преподаватель ни в коем случае не указывал на недостатки студента при всей группе.
Вышеперечисленная структура позволяет студентам правильно принимать информацию от преподавателя, сократить стресс на занятиях и получать удовольствие от этих занятий.
Итак, можно сделать вывод, о том, что преподаватель играет одну из важных ролей, как и следование определенным методам в предупреждении стресса на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях. Задача преподавателя состоит не только в обеспечении хорошей физической подготовки студента, но и в повышении уровня образованности, направлении студента на путь физического самосовершенствования.
Литература:
- Железняк Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование учеб. пособие для вузов по спец. 033100 — Физ. Культура / Ю. Д. Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич — М.: Academia, 2002–378 c.
- Горбунов Г. Д. Психология физической культуры и спорта / Г. Д. Горбунов, Е. Н. Гогунов — М.:Академия, 2009–256 с.
- Меланьин Д. В. Самоучитель практического гипноза / Д. В. Меланьин — М.: Дельта-пресс, 2008
- Токарева Л. К. Адаптивные реакции на учебный процесс студентов-спортсменов с разным уровнем тревожности / Л. К. Токарева, С. С. Павленкович // Фундаментальные исследования. — 2011, № 9–2–309–313 с.