Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [1, с. 1]
Главная задача внеурочной деятельности:
– Создание условий для достижения воспитанниками необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого воспитанника.
– Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность в ГБУ «КРОЦ» организуется по направлениям развития личности (адаптивно — спортивное, духовно-нравственное, социальное, проектно-познавательное, творческое).
Внеурочная деятельность центра многопланова. При организации занятий во внеурочное время, мы создаем условия для практики различных видов деятельности:
– игровая деятельность;
– познавательная деятельность;
– проблемно-ценностное общение;
– досугово-развлекательная (досуговое общение);
– художественное творчество;
– социальное творчество;
– трудовая деятельность;
– спортивно-оздоровительная деятельность;
– туристско-краеведческая деятельность. [1, с. 5]
Виды и направления внеурочной деятельности воспитанников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
– приобретение воспитанниками социального опыта;
– формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
– приобретение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия.
Эти виды деятельности реализуются через разнообразные активные формы организации внеурочных занятий, в таких формах, как:
– экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования и т. д.;
– индивидуальные занятия воспитателя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки;
Содержание занятий внеурочной деятельности носит творческий характер. Формы и методы внеурочной деятельности многообразны. Наибольшее распространение в нашей практике получили следующие: арттерапия, изотерапия, игротерапия (включая компьютерные игры), театральное, танцевальное искусство, сказкотерапия, работа с пластилином, лепка из теста, работа с природными материалами, бумагой, картоном. Все это расширяет кругозор ребенка, способствуют развитию тонкой моторики пальцев рук, наполняют мир ребенка яркими эмоциональными впечатлениями.
Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой воспитанниками представляются творческие образовательные продукты. Игра — уникальный вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков. Систему занятий дополняет проведения экскурсий, реализации социальных проектов, посещения музеев, библиотек, других учреждений города и, конечно, участие в общешкольных мероприятиях.
Стараемся что — бы внеклассные занятия по формам радикально отличались от урока, были динамичными и интересными для воспитанников. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а воспитанникам создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности и поможет адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Основные виды внеурочной деятельности, вкоторых принимаем непосредственное участие:
Массовые культурно-развлекательные мероприятия— театральные постановки, концерты, танцевально-музыкальные вечера.
Массовые культурно-просветительские мероприятия— информационные беседы, литературные вечера, просмотр кинофильмов по различным тематикам.
Выездные культурно-массовые мероприятия— выступление с собственными театральными постановками и концертными номерами на различных площадках города Москвы.
Выездные экскурсионно-познавательные мероприятия— посещение различных музеев, театров, парков, достопримечательностей города Москвы.
Тематические выставки прикладного искусства и художественного творчества, на которых обучающиеся демонстрируют результаты своего труда, как на базе центра, так и на окружных и городских конкурсах.
Мероприятия в рамках внеурочной деятельности направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
В рамках проекта «Школа равных», широко используется вовлечение специализированных культурных и досуговых детских учреждений города: ЦВР «Синегория», библиотека 223, спортивная школа 93, СОШ № 875, центр «Дар». Каждую неделю происходит общение воспитанников с обучающимися этих учреждений: совместные праздники, мастер — классы, спортивные соревнования. Наша задача научить воспитанников адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации, компьютером, книгами, дать знания и навыки, увеличивающие степень его самостоятельности в выборе и осуществлении способов трудовой деятельности, проведения досуга и развлечений, расширение круга общения.
Ежегодное участие в социальных проектах нашего центра, это необходимое условие развития творческого потенциала воспитанников. Тематика проектов разнообразна: «Фильм, фильм, фильм!» — в ходе этого проекта воспитанники расширили свой кругозор в истории кинематографа, совершенствовали навыки в умении монтировать учебные фильмы, видеоролики. В проекте «Дерзайте, вы талантливы!» взаимодействие всех участников проекта сформировало положительные навыки сотрудничества. Обучающиеся активно вели поисковую и исследовательскую деятельность: подготовили серию докладов, предоставили работы из личного творчества по теме проекта, показ презентаций, викторин. С большим интересом обучающиеся принимали участие в съёмке фильма, снимали сцены и монтировали видео, читали стихи, разучивали песни. В рамках этого проекта ребята получили возможность проявить себя в разных ролях: чтецов, танцоров, режиссеров, художников, поэтов, певцов.
Проектная деятельность — это искорка, зажигающий факел любознательности. Важность введения проектной деятельности необходима, так как в проектной деятельности «находят» себя все воспитанники.
Воспитание, формирование личности воспитанников осуществляется каждый день. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность воспитанников стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для него является сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с одноклассниками, коллективные дела, игры, совместные переживания. Каждый воспитанник — индивидуальность — наша задача — помочь ребёнку раскрыться.
Репетиции спектаклей, общешкольных мероприятий имеют большое значение в воспитании обучающихся, так как во время их проведения они общаются и незаметно для себя показывают то, что умеют. Распределение ролей происходит, учитывая индивидуальные способности и желания каждого. На таких мероприятиях, нет деления на способных и неспособных — роли доступны всем, а не только одарённым. Воспитанники учатся писать стихи, рассказы, сказки и параллельно этому учатся быть хорошими людьми. Стала традиционной театральная неделя, которая проводится в канун нового года, на которой воспитанники и воспитатели показывают результат своего творчества.
Внеурочная деятельность — это не просто включение детей с ОВЗ в досуговое окружение, но и формирование у них качеств, позволяющих использовать различные формы досуга, способствует расширению творческого потенциала. Все обучающиеся являются активными участниками мероприятий, проводимых как в центре, так и за его пределами, доказательством этого является наличие грамот, наград и кубков.
Литература:
- Д. В. Григорьев. / П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М., Просвещение, 2011