Ключевые слова: здоровье, студенты, физические упражнения
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений всех типов
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» 1993, ст. 12
Преобразования в начале 90-х гг. ХХ в. и вступление России в рыночные отношения изменили социокультурную ситуацию в различных сферах жизнедеятельности. Не обошел стороной этот процесс и систему высшего образования. В обострившейся конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг, когда главным критерием выступает качество образования, существенно возросли требования к профессиональной подготовке, а опосредованно — и к физическому воспитанию будущих специалистов. Традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах не физкультурного профиля не отвечает современным требованиям.
Согласно проанализированным данным современная система обучения в вузе характеризуется высокой интенсивностью образовательного процесса, информационной насыщенностью. Студенты много времени проводят в аудиториях, библиотеках, компьютерных классах, значительное время занимает подготовка к учебным занятиям дома. Все это не может не влиять негативно на состояние различных систем организма.
Обобщая литературные данные можно констатировать, что ситуация еще усугубляется и тем, что у большинства студентов с ослабленным здоровьем отсутствует интерес к физической культуре. Как правило, такие студенты не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают занятий физической культурой. В связи с этим, по-прежнему остается важной задача повышения их двигательной активности [1, с. 51].
Почему это так? На самом деле Студенты — это скорее всего самая проблемная группа людей в обществе. Разве нет? В основном студенты — это люди, только закончившие школу. Они вышли из-под ответственности родителей. 18 лет, полноправные граждане. А что делать дальше? Не все могут задать себе этот вопрос пока не почувствуют полноценный груз ответственности. Сколько человек из всех этих людей уже определили свою цель и знают, как к ней идти, а кто просто выбрал общее направление? Абсолютно противоположенные желания начинают сталкиваться в этих людях. Именно поэтому почти во всех странах студенты выделяются как группа повышенного риска, так как они значительно чаще, чем молодые люди других социальных групп того же возраста, страдают различными соматическими расстройствами и нервно-психическими заболеваниями. Именно физическая подготовка может помочь в такой проблеме. Снять стресс, набраться уверенности, просто поддерживать организм в тонусе. Быть здоровым и бодрым, видеть мир в ярких цветах. А не ходить пришибленной немочью и жаловаться на весь мир и его несправедливость.
Физическое воспитание студентов — неразрывная составная часть высшего гуманитарного образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Регламентирующий характер учебных занятий по физическому воспитанию (ориентация на общефизическую подготовку), не позволяющий учитывать физкультурно-спортивные интересы и потребности занимающихся, привел к снижению двигательной активности студентов. Как следствие около 40 % студентов, опрошенных в 1990–1992 гг., определили свое отношение к занятиям физическими упражнениями как негативное. Сегодня неоспоримым является тот факт, что важными аспектами обновления системы физического воспитания должны стать инновационные подходы на устранение основных причин, порождающих деформированное отношение к общечеловеческим ценностям физической культуры.
Установлено, что все студенты, занимающиеся физическим воспитанием, имеют более высокие показатели общей физической работоспособности в сравнении с другими. В целом наиболее высокие показатели, характеризующие аэробную производительность, установлены у студентов, занимающихся лыжным спортом и полиатлоном, то есть развивающих преимущественно качество выносливости [2, с. 352]. При этом у всех студентов, занимающихся спортом, абсолютный показатель МПК был достоверно выше обычного. Исследование функции внешнего дыхания обнаружило большую эффективность его функционирования у студентов-спортсменов в сравнении с контрольной группой. Это проявляется в достоверном снижении числа дыхательных движений, увеличении дыхательного объема и жизненной емкости легких, последней — за счет большего резервного объема выдоха (Р<0,05). Отмечено также повышение показателей максимальной вентиляции легких, как выраженной в л/мин, так и в процентах к должной величине. Форсированная жизненная емкость легких у студентов-спортсменов также была выше как в абсолютных, так и относительных цифрах (Р <0,05). Влияние направленности физических упражнений на параметры, характеризующие центральную гемодинамику, отчетливо прослеживается у спортсменов-студентов в ответ на вело-эргометрическую нагрузку. Установлено, что мощность физической работы, при которой наступает максимизация систолического объема крови у студентов-спортсменов, растет с увеличением выносливости. Так, у студентов, занимающихся атлетической гимнастикой, при физической нагрузке максимальный систолический объем крови регистрируется 750–900 кгм/мин, а у лыжников и студентов, занимающихся полиатлоном, — 1000–1200 кгм/мин. При этом оптимум функционирования сердца у всех испытуемых находился в диапазоне ЧСС от 120 до 170 ударов в минуту; в большей степени это определяется специализацией и квалификацией студентов.
Изменения центральной гемодинамики у студентов, тренирующих различные качества, свидетельствует о том, что с ростом выносливости оптимизация кровообращения при непредельных физических нагрузках осуществляется путем реципрокных взаимоотношений между ЧСС и величиной систолического объема крови. При нагрузке критической мощности у всех обследованных студентов систолический объем крови был ниже, чем на предыдущей ступени исследования, а рост минутного объема кровообращения (МОК) происходил в основном за счет увеличения ЧСС. Также следует помнить о нашей осанке. Нарушения осанки встречаются как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости. В сагиттальной плоскости различают нарушения положения и увеличение и уменьшение кривизны (изгибов) позвоночного столба: сутуловатость — увеличение шейного изгиба и грудного кифоза и уменьшение поперечного лордоза; круглая спина — увеличение грудного кифоза и уменьшение поперечного изгиба; у студентов с кругловатой спиной отмечается увеличение всех изгибов позвоночного столба, а также угла наклона таза; плоская спина — уплощение поперечного изгиба, угол наклона таза уменьшается, грудной изгиб сглаживается, грудная клетка смещается вниз, лопатки крыловидного вида; плосковогнутая спина — уменьшение грудного кифоза, грудная клетка узкая, мышцы живота слабые. К нарушениям положения во фронтальной плоскости относится ассиметричное (сколиотическое) положение. При этом нарушается симметрия между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб в виде дуги, повернутый вершиной вправо или влево; треугольники талии ассиметричны; плечо и лопатки с одной стороны опущены. Для их исправления необходимы длительные и систематические занятия корректирующей гимнастикой. Нарушения положения сопровождаются нарушениями деятельности внутренних органов. У студентов с ослабленным здоровьем и нарушениями положения, в сравнении со здоровыми сверстниками, как правило, уменьшается экскурсия грудной клетки на 3–5 см; сниженная ЖЕЛ на 50–80 мл, ослабленная сила мышц. Значительно снижены резервы дыхания, сердечно-сосудистой системы, нарушены адаптационные возможности организма, слабость мышц живота, что приводит к нарушениям нормальной деятельности внутренних органов. Нормальное развитие позвоночного столба имеет очень важное значение для здоровья. Через межпозвоночные отверстия проходит 31 пара спинномозговых нервов, которые регулируют разные функции организмов. Ограничение этих нервов вследствие изменений в самих позвонках и межпозвоночных дисках приводит к радикулитам, остеохондрозы, нарушениям функций внутренних органов и головного мозга.
Поэтому применение физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки у студентов, позволяет решать такие задачи:
− развитие и усовершенствование мышечно-суставной чувствительности;
− укрепление и развитие мышц-сгибателей спины и живота (формирование природного мышечного корсета);
− развитие гибкости позвоночного столба и увеличение амплитуды движений в плечевых и тазобедренных суставах;
− формирование навыка правильного дыхания, поз тела и походки;
− улучшение физического развития студентов.
Необходимым условием реабилитации является активная и сознательная позиция больного в воссоздании своих сил. Физическая активность больного должна осуществляться в рамках терапевтических задач в дозированной форме с учетом общего состояния больного, особенностей заболевания и нарушения функции пораженной системы или органов. Для успешного восстановления сил больного важным является соответствующий подбор упражнений, последовательность в увеличении физических нагрузок, а также систематичность. Придерживаясь в целом активного режима, необходимо разумно объединять на протяжении дня активность и пассивность, смену относительного покоя активными упражнениями. Использование трудотерапии увеличивает результат реабилитационного процесса, поскольку трудовые упражнения возбуждают психическую активность, направляют её в русло предметной результативной деятельности, которая доставляет удовольствие.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: у студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, общая физическая работоспособность и экономичность работы сердца выше, чем у лиц, занимающихся физическим воспитанием в рамках академических занятий. Установлено более эффективное функционирование системы внешнего дыхания у студентов-спортсменов по сравнению со студентами, не занимающихся спортом, как в условиях покоя, так и при велоэргометрических нагрузках. Величина общей физической работоспособности у студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, зависит от характера и направленности мышечной деятельности — она наибольшая у лиц, развивающих качество выносливости, и наименьшая у лиц, занимающихся игровыми видами спорта. Студенты, занимающиеся атлетической гимнастикой по рациональной методике (с включением упражнений, тренирующих кардио-респираторную систему), имеют более высокие показатели общей физической работоспособности, чем студены, занимающиеся игровыми видами спорта. В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С эти неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя:
− знание правил гигиены и ухода за своим телом;
− знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
− знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
− знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте. Культурный, в полном смысле этого слова человек должен уметь «расшифровать» свое психическое состояние, владеть информацией о соответствующих признаках эмоционального благополучия, знать особенности своего темперамента, а также слабые и сильные стороны своего характера. Это необходимо ему для того, чтобы выстраивать здоровую линию поведения во взаимодействии с социальным окружением. Самооценка здоровья возможна только в том случае, если человек в состоянии осмыслить сущность этого понятия.
Литература:
- Андрющенко Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «физическая культура» // Л. Б. Андрющенко. — Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 2. — С. 47.
- Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента / Под ред. В. А. Бароненко: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2003. — 352 с.: ил.