Компетентностный подход, в рамках которого реализуется ФГОС, ориентирован, прежде всего, на результаты обучения. То есть на полученные студентом знания, умения, навыки и освоенные компетенции. Существует достаточно широкий круг дефиниций компетенции. В. И. Звонников считает, что компетенция отражает современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса и выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных-практических ситуациях в процессе или после окончания обучения. По мнению И. А. Зимней компетентность — это интегрированная характеристика качеств личности, позволяющая осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями. А. В. Хуторской дает определение компетенции как совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения. Следовательно, можно выделить три основные идеи компетентностного подхода — отсроченный характер проявления компетенций, базовый характер компетенций и причинный характер связей с эффективностью профессиональной деятельности [1, с. 135].
Компетенцию можно, таким образом, определить как способность квалифицированно и эффективно совершать определенные действия и выполнять специальные трудовые функции.
Исследовательская компетенция является одним из самых важных факторов формирования высокопрофессиональной подготовки бакалавров. Очевидно, что «необходимо создавать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения; системное мышление» [2, c. 12]. Научно-исследовательская деятельность университета это совокупность научно-исследовательской деятельности ППС, бакалавров, магистрантов и аспирантов. Следовательно, необходимо активно вовлекать студентов в научную деятельность, начиная с первых курсов.
С переходом на стандарты нового поколения изменилось то количество часов, которое отводится на изучение дисциплины. Весьма значительная доля времени, отведенная на изучение учебных дисциплин, отводится на самостоятельную работу. В процессе выполнения самостоятельной работы (СРС) историки-бакалавры должны задействовать такие свои умения, как изыскивание, обработка, анализ и систематизация серьезных объемов информации.
Самостоятельность мы можем определить как «как многоаспектное личностно-деятельное качество, проявляющееся в потребностях, умениях, способностях бакалавра самому, независимо, инициативно выдвигать цели, формулировать значимые для себя проблемы, выбирать средства, проявлять настойчивость и доводить разрешение указанных проблем до положительных результатов, давать оценку своей учебно-профессиональной деятельности» [3, с. 42]. Исследовательская, познавательная самостоятельность и есть одна из самых приоритетных целей высшего образования.
Самостоятельная работа студентов может быть реализована через множество путей. Таких как семинарские занятия, индивидуальные проекты, участие в научно-исследовательской работе, проводимой на кафедре. Помимо этого это участие в конференциях разного уровня и предметных олимпиадах.
Одной из форм учебных занятий, наиболее оптимальных для формирования исследовательской компетенции, являются семинарские занятия. Семинар (лат. seminarium — теплица) это особая форма учебно-практических занятий, при которой студенты проводят обсуждения сообщений, выполненных ими самостоятельно по результатам собственных исследований под руководством преподавателя. Семинар — наиболее распространенная форма проведения практических занятий [4]. Способов проведения семинаров существует много — беседа, семинар-заслушивание, диспут, круглый стол, обсуждение, смешанная форма семинара. Самостоятельная подготовка студентов к семинарским занятиям способствует росту уровня обучения, подготавливают студентов-бакалавров к реализации собственной профессиональной деятельности. Разнообразие форм проведения семинарских занятий при преподавании исторических дисциплин способствует повышению интереса студентов к предмету, увеличивает долю самостоятельного исследования, умножает мотивацию и является одним из важных и эффективных факторов формирования исследовательских компетенций у бакалавров-историков. Существует следующая градация семинарских занятий:
1) семинары, связанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением;
2) семинары, не зависимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;
3) практические семинары.
Цель их проведения — отработка конкретных навыков [5, с. 117]. Семинарские занятия способствуют активизации исследовательской деятельности у студентов, формированию способности анализировать сложные исторические, социальные, экономические процессы, вырабатывают опыт коллективной работы над конкретной проблемой.
Олимпиады традиционно проводятся с целью проверки степени усвоения студентами знаний, закрепления пройденного материала или остаточных знаний. Предметные олимпиады для студентов — это один из видов исследовательской деятельности, а так же состязание и возможность реально оценить свои собственные успехи. Для того чтобы у бакалавров появился самостоятельный устойчивый интерес к изучаемым историческим дисциплинам, нужна мотивация. Командные и индивидуальные достижения в олимпиадах — один из таких мотивов. Организация олимпиад должна стать одним из тех факторов, которые повышают интерес к изучению дисциплины.
Одним из эффективных методов формирования исследовательской компетенции является участие в разного уровня конференциях. Самая важная часть любой конференции — доклады, в ходе которых участники могут поделиться своим опытом, рассказать о новинках и познакомиться с наработками коллег. Высокая степень актуальности поставленной проблематики, самостоятельность исследования, творческий характер студенческих работ — вот основные предъявляемые требования к выступлениям участников конференций. Для того чтобы соответствовать таким требованиям студенты должны продемонстрировать высокий уровень сформированных компетенций.
Вполне логичным представляется поэтапное и комплексное использование всех этих форм. Начиная с первого курса студенты учатся самостоятельной работе с источниками и литературой. На семинарских занятиях разных видов они учатся четко и ясно в вербальной форме формулировать свои мысли. Выстраивать собственные предположения и концепции. Полемические навыки нарабатываются в результате обсуждения пройденного материала, заслушивания и обсуждения собственных сообщений и докладов. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, сформированное на семинарских занятиях поможет в дальнейшей самостоятельной работе. Именно на семинарских занятиях создаются условия для того чтобы бакалавры-историки осознавали актуальность нового знания и были заинтересованы в дальнейшей разработке той или иной темы. Работа со студентами на семинарах, «разнообразие форм диалога и выявления знаний студентов, способствует повышению качества их подготовки, мотивирует обучающихся на постоянную аудиторную и внеаудиторную работу» [6, с. 311], повышает интерес к самостоятельной исследовательской работе.
Навыки, полученные в курсе семинарских занятий развиваются и закрепляются во время участия студентов в тематических олимпиадах факультетского, университетского и межвузовского уровня. Олимпиады можно рассматривать как следующий этап, как средство повышения качества знаний по историческим дисциплинам. Самостоятельная исследовательская работа играет важное значение при подготовке к олимпиаде. Для успешного обучения в вузе нужно сформировать высокую мотивацию к обучению. Успехи в олимпиадах — один из таких мотивов. Немаловажную роль олимпиады по истории играют и в процессе самоактуализации личности учащегося. Достигающий некоторых успехов ученик является развивающейся системой с постоянной возможностью раскрытия своего исследовательского потенциала.
Конференции это возможность продемонстрировать собственный исследовательский продукт, поучаствовать в научных и методологических дискуссиях. Возможность публикации способствует вдумчивой, серьезной исследовательской работе студента.
Таким образом, используя те или иные формы, или их комплекс, можно пытаться формировать исследовательскую компетенцию у бакалавров-историков, начиная с первого курса.
Литература:
- Исламгулов Д. Р. Компетенция — основа реализации цели ФГОС // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы. Материалы международной научно-методической конференции / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, Факультет информационных технологий и управления; Редколлегия: Ф. Н. Зиатдинова, Р. М. Зиязетдинов, отв. ред. Ф. Н. Зиатдинова. 2014. 368 с.
- Семёнова В. Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. — Саратов: Изд- во «Новый Проект», 2013. — С. 10–16.
- Шакирова Д. У. Формирование информационной познавательной самостоятельности будущих бакалавров // Инновации и современные технологии в системе образования. Материалы III международной научно-практической конференции / Под редакцией А. С. Берберян, С. В. Сидорова, И. Г. Дорошиной. 2013.
- Рякова Д. А., Максимов П. В., Товарищева Ф. Д. Семинарское занятие как условие обеспечения нового качества подготовки педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 19. — С. 166–170. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95206.htm.
- Филатова Ю. В. Методика проведения семинарского занятия в системе современного образования / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2007. № 10. С. 116–118.
- Андреев С. Ю., Киященко Е. А. К вопросу о повышении эффективности аудиторной работы со студентами на семинарском занятии / качество современных образовательных услуг — основа конкурентоспособности вуза сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова. 2016. С. 310–313.