Обзор нормативно-правовой базы в сфере противодействия терроризму и экстремизму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 8871 раз

Библиографическое описание:

Кобелева, Н. А. Обзор нормативно-правовой базы в сфере противодействия терроризму и экстремизму / Н. А. Кобелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 346-350. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42510/ (дата обращения: 16.11.2024).



Терроризм и экстремизм — это явления настолько тесно связанные между собой, что порой одно вытекает из другого и наоборот, поэтому в целях противодействия им необходимо объединение усилий всех органов власти и общества.

В последнее время вся мировая общественность с тревогой следит за тем, как террористические действия пронизывают общественную жизнь, повышая градус напряженности. Если раньше все думали, что данное явление его не коснется, то теперь опыт показывает, что это может случиться с каждым.

Особенно настораживает тот факт, что исполнителями и активными участниками этих действий является молодежь. Изучению экстремизма и терроризма отводится особое место во многих науках. Важно использовать такие подходы в изучении данной проблемы, которые не позволяли популяризировать данное явление среди детей и молодежи. Рассказывая о том, насколько ужасны такие явления как экстремизм и терроризм, мы можем наоборот повысить к этому интерес.

Проявление террористических и экстремистских настроений в молодёжной среде требует системного осмысления сущности, содержания социальной природы данной проблемы, тенденций и форм проявления, а также способов противодействия и профилактики в образовательной среде. Обобщение теоретических разработок, положений и выводов, основанных на эмпирических исследованиях, позволяет не только проследить тенденции эволюции терроризма и экстремизма в молодежной среде, но и поможет разработать стратегию и тактику борьбы с этим негативным социально-политическим явлением.

На принятие Россией международных обязательств в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом направлены законодательные акты, ратифицирующие международно-правовые документы о борьбе с терроризмом:

Федеральный закон от 7 августа 2000 года № 121-ФЗ «О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма» [4, с. 16]; Федеральный закон от 13 февраля 2001 года № 19-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом» [5, с. 10]; Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» [6, c. 40]; Федеральный закон от 10 января 2003 года № 3-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [7, c. 25].

В Конституции Российской Федерации в статье второй провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а защита этих прав является обязанностью государства. В этой связи, прежде всего, следует выделить ст.2 Конституции РФ [1, с. 100], в которой и говорится о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Кроме того, в ч.5 ст.13 Конституции РФ говорится о Запрете создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Вопросы, связанные с защитой граждан закреплены в ч.1 ст.20., а также в ст.83, данная статья относится к компетенции Президента РФ, в которой говорится о том, что Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. В ст.21 говорится о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. В ст.45 указывается, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.

В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» [1с. 5], который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и др.

На сегодняшний день накоплен богатый опыт изучения данной проблемы.

Базовыми законами в данном исследовании являются Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [2, с.10], в котором определены правовые и организационные основы противодействия терроризму, ответственность за осуществление террористической деятельности и Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002г. [3, c. 20], в котором определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности. Рассматривая более подробно данные законы, хотелось бы отметить ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в которой говорится об основных принципах противодействия терроризму:

«Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

– обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

– законность;

– приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

– неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

– системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

– сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

– приоритет мер предупреждения терроризма;

– единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

– сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

– конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

– недопустимость политических уступок террористам;

– минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

– соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности».

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» закрепляет основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской и террористической деятельности, устанавливают меры ответственности за их осуществление, а также предусматривают осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского и террористического характера, к которым относится:

Основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений — Федеральном законе от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в частности в ст.16 [8, c. 34] и Федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» в ст.9 [9, c. 15], а также в Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других законах.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года конкретизировано, что органы местного самоуправления обеспечивают законность и охрану общественного порядка на территории муниципального образования, а также участвуют в мероприятиях по предупреждению и профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального образования.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» [11, c. 38],дополняя антитеррористическое законодательство Российской Федерации нормами о противодействии незаконному обороту оружия, регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

Статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [12, c. 45] органы местного самоуправления (наряду с гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти) наделены правом в случае выявления в сети Интернет информационных материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, принять меры к информированию об этом Роскомнадзора России с целью рассмотрения вопроса ограничения доступа к запрещенной информации на территории России.

Важным подзаконным актом в области противодействия терроризму и экстремизму является Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» [13, c. 5]. Данным Указом образован национальный антитеррористический комитет — орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации. Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете. К указам и распоряжениям Президента Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом экстремизмом относятся также:

Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 года № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» [14, c. 10];Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 года № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» [15, c.12];Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2003 года № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [16, c. 10].

В рамках реализации пункта 2.6 Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013–2018 годыутвержденного Президентом Российской Федерации от 26 апреля 2013 года № Пр-1069, который является развитием Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008–2012 годы и направлен на реализацию положений Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации в части, касающейся формирования и развития системы противодействия идеологии терроризма, рекомендуется ознакомиться со следующими сайтами антиэкстремистского и антитеррористического содержания: scienceport.ru, нцпти.рф.

Портал scienceport.ru создан с целью продвижения доступной для понимания пользователей информации о позиции научного сообщества по проблематике антитеррористической деятельности, ее социально-экономических аспектах, эффективности действий всех ветвей российской власти на данном направлении.

Идеология предлагаемого Проекта основывается на формировании саморазвивающегося механизма управляемой научной дискуссии.

Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) создан для решения задач, поставленных Министерством образования и науки Российской Федерации. Работа Центра направлена на активное противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, совершенствование работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий в сети Интернет, привлечению молодежи и студентов к разработке теоретических и методологических основ противодействия идеологии терроризма.

В перечень основных задач, которые решаются силами НЦПТИ, входят:

– мониторинг и анализ интернет-пространства с целью выявления фактов пропаганды идеологии терроризма и экстремизма,

– организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику идеологии терроризма в молодежной среде и сети Интернет,

– информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти Российской Федерации по интересующим тематикам,

– анализ и прогнозирование развития ситуации в регионах страны и мира.

Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в противодействии идеологии терроризма и экстремизма» составлена в соответствии с требованиями к дополнительному образованию ФГОС второго поколения в соответствии с п.4.6 Комплексного плана и предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте от 14 до 21 года и ориентирована на формирование у молодежи основ антитеррористической идеологии. Данная программа может быть доработана, например, увеличен срок реализации, так как за столь короткий курс нельзя добиться поставленной цели.

Подзаконными основными актами в части организации системы противодействия терроризму и экстремизму являются Концепция противодействия терроризму в РФ, которая была Утверждена Д. А. Медведевым 5 октября 2009 года [17, c. 39]. В Концепции отмечается, что общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам борьбы с терроризмом, например:

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии» [18, c. 2]; Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 года № 90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции» [19, c. 3].

К настоящему времени в Российской Федерации создана и действует нормативно-правовая база по противодействию терроризму и экстремизму, которая создает возможности для эффективной борьбы с терроризмом и экстремизмом в нашей стране.

Литература:

1. http://www.scrf.gov.ru/documents/17/30.html

2. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/

3. http://base.garant.ru/12127578

4. http://www.kremlin.ru/acts/bank/15938

5. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30385/

6. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37524/

7. http://www.kremlin.ru/acts/bank/19026

8. http://base.garant.ru/10164186/1/#block_100

9. http://dokipedia.ru/document/530234

10. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

11. http://base.garant.ru/10128024/

12. http://лиговка-ямская.рф/protivodeystvie-terrorizmu-i-ekstremizmu/

13. http://base.garant.ru/12145028/

14. http://www.kremlin.ru/acts/bank/25327

15. http://www.kremlin.ru/acts/bank/19651

16. http://www.kremlin.ru/acts/bank/19618

17. http://www.sbor.ru/Files/file/kontseptsiya_protivodeistviya_terrorizmu_v_rossiiskoi_federatsii.pdf

18. http://base.garant.ru/185322/

19. http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-06022001-n-90/

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, терроризм, террористическая деятельность, экстремизм, борьба, местное самоуправление, противодействие, Указ Президента, экстремистская деятельность, молодежная среда.


Похожие статьи

Актуальные проблемы участия прокуратуры в противодействии коррупционным правонарушениям

Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые аспекты

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

Методические аспекты бухгалтерского учета нематериальных активов в контексте разработки нового федерального стандарта

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации

Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства

Похожие статьи

Актуальные проблемы участия прокуратуры в противодействии коррупционным правонарушениям

Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые аспекты

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

Методические аспекты бухгалтерского учета нематериальных активов в контексте разработки нового федерального стандарта

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации

Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства

Задать вопрос