Одна из основных целей педагогики — это формирование всесторонне развитой личности в процессе педагогического взаимодействия, которое возможно только при условии, что взрослый человек является наставником. Педагогическое взаимодействие не должно носить характер авторитарности. Оно должно быть построено на основополагающем принципе равенства отношений.
В педагогической деятельности общение является социально-психологическим средством решения учебных, воспитательных задач, а также способом организации взаимоотношений педагогов с обучающимися, который способен обеспечить успешность в профессиональном обучении. Соответственно, эффективность профессионального обучения следует рассматривать не только с дидактических и методических позиций, но и через общение педагогических работников со своими учениками.
Под педагогическим общением принято понимать профессиональное общение педагога с учащимися во время занятий, а также за пределами образовательного учреждения, при этом оно всегда имеет определенные педагогические функции и направлено на психологическую оптимизацию учебно-воспитательной деятельности и отношений между педагогом и учениками.
В работе современных образовательных учреждений большое значение имеет проблема эффективности педагогического общения. Этой проблеме посвящены труды многих психологов и педагогов, которые активно изучают данную проблему.
Современными педагогами неоднократно подчеркивалась роль правильного педагогического взаимодействия в процессе обучения. Известный знаток обучения ДЖ. Бруннер отмечал, что в зависимости от условий взаимодействия педагога и ученика перестраивается сам процесс обучения. Это сходно с идеей Л. С. Выготского о том, что ученик всегда может добиться больших успехов в решении более трудных задач только в сотрудничестве, с чьей-то помощью, нежели самостоятельно. Педагогическое взаимодействие способствует созданию гармонии, взаимного удовлетворения. Оно является залогом достижения успехов в деятельности, как педагога, так и обучающегося.
Большим мастером взаимодействия с воспитанниками был А. С. Макаренко, который своим многолетним работы смог доказать, что столь более воспитывающими становятся взаимоотношения педагогов и учащихся, сколь более содержательна и целесообразна деятельность воспитанников. Он отметил, что неправильное взаимодействие педагогов с обучающимися способно превратить обучение в ненавистное, мучительное, насильственное занятие, вызвать негативное отношение ко всему, что связано с педагогом, образовательным учреждением и самим процессом учения. Как отмечал великий педагог практик, такие взаимоотношения принимают много разновидностей: подавление личности учащихся, неприязнь, противодействие.
А. С. Макаренко четко определил норму таких взаимоотношений: как можно больше требовательности к личности учащихся и как можно больше уважения к ней.
Современный педагог должен знать, что любые его требования, которые он предъявляет к своим ученикам, должны выражать доверие к их возможностям и к ним. Еще один важный постулат необходимо усвоить педагогам: А. С. Макаренко смотрел с оптимизмом на каждого воспитанника, проектировал в нем самое лучшее, более сильное, интересное, учил видеть в каждом индивидуальность.
В. А. Сухомлинский продолжил, в своих работах, дальнейшее развитие гуманистических идей Макаренко А. С. В них он раскрыл все актуальные и сегодня вопросы педагогического взаимоотношения и педагогической деятельности. Это вопросы об особенности труда педагога, его педагогической и коммуникативной культуре, взаимоотношениях педагога со своими подопечными, а также микроклимат в педагогическом коллективе.
В своей работе «Мудрая власть коллектива» он писал: «Мы положили в основу нашей воспитательной работы правило: ребенок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей для человека, для общества».
Для современных педагогов важным является наказ Василия Александровича о том, что педагог должен быть и старшим товарищем, и наставником, пробуждающим в воспитанниках эмоциональное отношение к самому себе, к проявлению благородных чувств, к нравственным привычкам. При этом он особо подчеркивал, что ни один день учения не должен оставаться без успеха, без результата.
Данный тезис имеет особую актуальность для тех, кто осуществляет профессиональное обучение. Ведь не секрет, что у обучающихся зачастую наблюдается отсутствие мотивации к овладению профессией. И здесь доброе слово педагога, его умение заметить и отметить пусть и не такие значительные, но все же успехи ученика, могут сыграть значительную роль в профессиональном становлении обучающегося.
Привлекает исследование В. А. Кан-Калика о педагогическом общении, который рассматривает педагогический процесс с позиций творчества. И, хотелось бы, обратиться к мудрому совету ученого о том, что не всегда существует необходимость искать новые методы обучения, а стоит всего лишь обеспечить уже известные и успешно применяемые методы надежной коммуникативной атмосферой.
Изучением особенностей общения педагогических работников с учащимися занимались в разные годы А. А. Русалинова, Е. М. Крутова, Л. М. Зюбин, Н. В. Кузьмина и многие другие. А. А. Русалинова в своих работах выделила четыре типа отношения педагога к обучающимся:
1) устойчиво-положительное;
2) неустойчиво-положительное;
3) устойчиво-отрицательное или открыто-отрицательное;
4) положительно-отрицательное.
Устойчиво-положительное отношение характеризуется доброжелательным тоном разговора, приветливостью мастера. Ошибки в обучении он рассматривает как трудность, в которой помогает разобраться. Мастер сдержан.
При неустойчиво-положительных (противоречивых) отношениях малейшие ошибки воспринимаются мастером как нежелание учащихся работать добросовестно. После этого мастер начинает относиться к учащемуся подчеркнуто сдержанно, стремясь только к деловым контактам.
Устойчиво-отрицательный тип отношений имеет резко выраженные суждения об успехах обучаемых, наличие выговоров, приказов, которые в большинстве своем окрашены негодованием, гневом. При этом личностные потенциалы учащихся игнорируются.
Положительно-отрицательное отношение характеризуется неоднозначностью и противоречивостью контактов. При этом учащиеся с трудом могут понять, как относится к ним мастер. Бывает, что за один и тот же поступок он может в одном случае наказать, в другом же оставляет его без внимания.
В процессе методической работы в МБУ ДО «ЦТТ и ПО» Старооскольского городского округа были рассмотрены вопросы организации взаимодействия педагогических работников с обучающимися, осваивающими программы профессионального обучения. В процессе предварительной работы педагогическим работникам необходимо было выявить ошибки в общении с учениками. При этом под ошибками предполагалось установить факты (примеры) неадекватного воздействия на обучающихся в процессе педагогического взаимоотношения. В перечень выявленных вошли:
- категоричность мнений;
- резкость интонаций;
- безапелляционность;
- неумение выслушать друг друга;
- придирки, морализирование студентов;
- резкость интонаций;
- натянутость, скованность контактов;
- незаинтересованность в продолжении взаимодействия;
- невнимательность к достижениям студентов и др.
По результатам обсуждения вопроса формирования взаимодействия педагогических работников были разработаны следующие рекомендации по развитию умений:
- умение быть открытым и коммуникабельным во взаимодействии с учениками;
- умение быть терпеливым, без напряжения и нервозности реагировать на проявления индивидуальности учеников;
- умение владеть своим настроением, прогнозировать положительное разрешение трудностей и конфликтов;
- умение определять «опасные зоны» для общения, умение встать на место студентов и понять их реакцию на свои слова и поведение;
- умение преодолевать внушаемые характеристики;
- умение переводить общение на духовный, личностный уровень;
- умение снимать нервное и мышечное напряжение.
Таким образом, общение между педагогом и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость человечества. Современный подход к обучению в образовательных учреждениях реализующих программы профессионального обучения характеризуется диалоговыми формами, необходимыми для сотрудничества.
Важным показателем эффективности работы педагога это отношение учащихся к своему наставнику. Именно это в итоге отражает их отношение к самому процессу обучения, к профессиональной подготовке. Педагоги-новаторы используют общение в качестве мощного средства, повышающего успеваемость и являющегося источником формирования полноценной и уникальной личности ученика.
Обсуждение вопросов общения и взаимодействия педагогов с учениками, разработка мер по саморазвитию необходимых для этого умений и личностных качеств — одно из условий успешной работы педагога.
Литература:
- Бодалев А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 213 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст]: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987. — 290 с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев; под ред. М. К. Кабардова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Нальчик, 1996. — 367 с.
- Макаренко А. С. Собрание сочинений [Текст] / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика. — Т. 4. — 360 с.
- Реан А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб., 2006. — 297 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическое общение [Текст] // Л. Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. — 238–247.
- Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива [Текст] / В. А. Сухомлинский // Избранные пед. соч.: в 3-х т. — М., 1981. — Т. 3. — С. 5.