Результатом проведенного нами исследования по определению жизнестойкости и адаптивности воспитанников детских домов стала программа по внедрению значимого взрослого во взаимодействие с воспитанниками детского дома возраста «Наставник». Программа разработана с учетом возрастных особенностей для младших школьников и подростков. При разработке программы нами был учтен опыт действующих в России наставнических программ («Солнечный город», «Хранители детства», «Счастливые дети», «Старшие братья старшие сестры России»). По состоянию на декабрь 2016 года в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей города Белгорода, поиск значимых взрослых осуществляется следующим образом: в детском доме пос. Разумное поиск значимых взрослых осуществляется посредством проведения обряда крещения ребенка, в детском доме «Южный» г. Белгорода осуществляет деятельность организация «Невидимые дети».
В результате внедрения программы предполагается регулярное и долгосрочное взаимодействие наставника и воспитанника. Взаимодействие осуществляется на добровольных безвозмездных началах. Предполагается личное общение наставника и воспитанника не реже одного раза в неделю. Испытательный срок для наставника — 2 месяца. В течение испытательного срока общение наставника и воспитанника осуществляется на территории учреждения, предполагает помощь со стороны наставника в подготовке домашних заданий воспитанника, общение на отвлеченные темы, настольные игры, по возможности участие наставника занятиями хобби воспитанника.
При подборе наставников действуют возрастные ограничения — разница в возрасте между наставником и воспитанником — не менее 8 лет. Наставник должен быть здоров — состояние здоровья, подтверждается справкой от участкового терапевта и заключениями психоневрологического, туберкулезного, наркологического и кожно-венерологического диспансеров (отсутствие постановки на учет). При подборе наставников действуют социальные ограничения — отсутствие судимости, наличие постоянного места работы, характеристика с основного места работы в произвольной форме за подписью руководителя организации. Отбор наставников включает в себя психологическую диагностику кандидата в наставники и воспитанника. Психологическая диагностика кандидата в Наставники включает в себя диагностику сферы личности кандидата в наставники: эмпатию, стрессоустойчивость, самооценку, ценностные ориентации, детско-родительские отношения, мотивацию на общение с ребенком. Психологическая диагностика Воспитанника включает в себя: эмоционально-волевую сферу, эмпатию, стратегию поведения в конфликтных ситуациях, коммуникативные особенности, самоотношение, акцентуации характера, темперамент. По результатам диагностики осуществляется индивидуальный подбор ребенка кандидату в наставники.
Обучение наставников проводится психологами, имеющими опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Обучение нацелено на получение кандидатами в наставники необходимых ЗУН, формирование психологических установок, для возможности выстраивания продуктивных отношений с воспитанником. В ходе обучения используются следующие методы работы: психологические тренинги, индивидуальные консультации. Обучение завершается зачетом по прослушанному материалу. В случае «незачета», кандидат для участия в программе не рассматривается.
Проанализировав и систематизировав данные психологического тестирования кандидатов, составляются пары «взрослый-ребенок» для знакомства и общения. Для составления пар «взрослый-ребенок» необходимо выполнение следующих условий: эмоциональные реагирования взрослого и ребенка должны совпадать, должны совпадать личностные ценности, желателен высокий уровень эмпатии взрослого и ребенка.
Мы рекомендуем Наставнику участвовать в воспитании подростка детского дома в следующих направлениях:
- Семейное воспитание: формирование представления о семье, ее функциях, нравственных основах; формирование умения строить семейные взаимоотношения на основе любви, взаимоуважения, заботы и понимания.
- Развитие социально-коммуникативных навыков: развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми; формирование привязанности к людям, с которыми подросток себя отождествляет; развитие самоконтроля и саморегуляции подростка; воспитание нравственной устойчивости.
- Трудовое воспитание, в том числе профориентационная работа: формирование потребности к продолжению обучения и трудовой готовности воспитанников; формирование личной готовности к самостоятельной жизни; развитие интересов, склонностей, задатков; информирование подростка о возможных реальных вариантах выбора профессии.
- Профилактика здорового образа жизни: формирование социальных навыков и норм поведения; борьба с вредными привычками; обучение навыков поведения в экстремальной ситуации.
Нами подготовлено к изданию методическое пособие, которое поможет наставнику установить контакт с ребенком.
Литература:
- Арямов, И. А. Изучение ребёнка в детском доме. Лишённые родительского попечительства [Текст] / И. А. Арямов, В. С. Мухина. — Москва: Просвещение, 1991. — 190 с.
- Егорова, М. А. Психологические трудности детей-сирот при обучении в общеобразовательной школе [Текст] / М. А. Володина // Вестник практической психологии образования. — 2010. № 2. — C. 90–94