В данной статье даются основные определения менеджмента, представлена краткая история развития данной науки. Даны базовые принципы управления и особенности развития данной службы в системе здравоохранения.
Ключевые слова: менеджмент, здравоохранение, кадры
Слово «менеджмент» прочно вошло в обиход и стало известно практически каждому образованному человеку нашего общества. Менеджмент – управление, функция и вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [4, с. 24].
Менеджмент — это наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов [3, с. 60].
Менеджмент — это многогранный динамичный процесс, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия, учреждения [2, с. 29]. Совершенно справедливо его сравнивают с наукой и искусством управления. Но, прежде всего, его хочется отождествлять с мудростью, которая должна составлять основу всех действий по эффективной организацией производства.
Менеджмент как наука возникла в 19 веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент — наука об управлении — совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли [1, с. 34].
Исторически систему развития менеджмента можно разделить на несколько этапов:
- Теория тейлоризма (Тейлор). «Управлять необходимо научно», «Не каждый может управлять». Эта теория была очень слабой и обладала иллюзорными недостатками.
- Фойоли: «система управления должна быть построена на формальных организационных структурах». Американцы называют Фойоля отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.
- Третий этап: зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.
- Четвертый этап: в 50–60 гг., явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.
- Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации.
- 80-е годы: создание организационной культуры управления.
- 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом.
- Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения [2, с. 161].
Менеджмент в системе здравоохранения появляется значительно позже. При внедрении и совершенствовании данной службы необходимо учитывать основные принципы управления, которые заключаются в следующем:
− Главная ценность любой компании не материальные, не финансовые, а человеческие ресурсы. В конечном счете, эффективность ее деятельности определяется их качеством, а, следовательно, эффективно все, что вкладывается в их развитие, в создание такой атмосферы, где к работникам относятся с уважением, с их мнением считаются, их творческая инициатива поддерживается, а труд должным образом вознаграждается;
− Эффективный менеджмент основан на концепции «коллективного» труда, как это ни прискорбно осознавать поборникам активно пропагандируемого сегодня западного «индивидуализма» Поэтому такое большое значение придается командной, групповой работе;
− Децентрализация полномочий и делегирование ответственности на более низкие уровни управления, отказ от авторитарного, командного стиля управления, готовность высших менеджеров принимать и воплощать решения, исходящие от групп, являются условиями повышения эффективности командной работы;
− Пересмотр традиционных форм вознаграждения за труд, внедрение различных схем участия работников в распределении дополнительных доходов, полученных за счет их участия в повышении эффективности производства;
− Отношение к организации как к динамичной системе, для которой изменения — необходимый элемент развития. Успех зависят от вовлеченности персонала в процесс осуществления изменений. «Улучшение качества не может быть достигнуто с помощью силовых стратегий, поскольку установка на качество требует, чтобы работник обладал самомотивацией» [4, с. 11].
Менеджмент — это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия [3, с. 45]. Менеджмент отражает основные убеждения современного западного общества. Он отражает убеждение в том, что средства, необходимые для жизни человека, можно контролировать с помощью постоянного управления экономическими ресурсами. Это и убеждение в том, что экономические изменения смогут улучшить благосостояние человека и социальную справедливость. Еще 250 лет назад Джонатан Свифт первым, немного утрируя, определил это так: тот, кто заставит вырасти две травинки там, где росла одна, заслуживает большего, чем любой философ-теоретик или создатель метафизических теорий.
Менеджмент, являясь общественным институтом, особенно заботится о производительности ресурсов. Именно он отвечает за организацию экономического развития, поэтому он отражает основной дух современной эпохи. Менеджмент на самом деле необходим, вот поэтому он, возникнув, развивался так быстро и практически без какого-либо противодействия. Только компетентный и постоянно улучшаемый менеджмент поможет сохранить прогресс и не позволит нам стать самодовольными, самоудовлетворенными и ленивыми [1, с. 94].
Менеджмент в здравоохранении создаёт навыки компетентность необходимые для того, чтобы изменять систему здравоохранения, улучшать качество работы, эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
В этих условиях руководитель медицинского учреждения как никогда нуждается в умении построить работу своего учреждения так, чтобы оно было рентабельным и конкурентоспособным. Поэтому следует обратить внимание на подготовку будущих специалистов в области профессионального менеджмента. На это нацелен основной документ узбекской модели образования — Национальная программа подготовки кадров ориентированной на повышение качества медицинских кадров.
Важность подготовки руководителей особенно возросла в последние годы, когда большое внимание стало уделяться активизации человеческого фактора на производстве и общественной жизни. Но повысить производственную и социальную активность человека без учета закономерностей организации его психической жизни невозможно.
В процессе подготовки руководителей недостаточно ограничиваться формированием знаний, умений и навыков работы с людьми. Определяющим является непрерывность образования и самообразования, непрекращающееся воспитание и самовоспитание руководителей.
Подготовка управленческих кадров должно сопровождаться самоконтролем и самоанализом в решении психологических вопросов. Известно, что с этой целью некоторые руководители ведут короткие дневниковые записи о происходящих в коллективе событиях, которые регулярно (не реже одного раза в месяц) анализируют. Делают определенные выводы и учитывают их в дальнейшей работе. Эта форма непрерывного самообразования руководителей достаточно эффективна для формирования внутренней готовности к решению психологических вопросов [4, с. 10].
Литература:
- Менеджмент в здравоохранении. Под. Ред. Х. Я. Каримов, Б. М. Маматкулов, учебно-методическое пособие, Ташкент. 2008. cтр. 36–94.
- Менеджмент как особый тип управления. Материалы научно практической конференции. Таджиева Г. А. «Гигиенические проблемы охраны здоровья населения на современном этапе и пути их решения». Ташкент. 2010 г. стр. 29–161.
- Мамедова Г. Б. Развитие организационной культуры в учреждениях здравоохранения. Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и гигиены в Узбекистане». Ташкент. 2008. cтр. 45–60.
- «Лидерские качества руководящих медицинских сестер». Мамедова Г. Б., Научно-практический медицинский журнал Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. № 2, 2012 г. Стр. 11–24.