Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений психического и речевого развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании становится повсеместным явлением, что подтверждается анализом теоретических и практических источников: Интернет-сайтов, специализированной литературы, участием в работе конференций и педагогических чтений. Обобщая данные педагогов-практиков и собственные исследования, можно с уверенностью отметить, что включение в коррекционно-педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов дает возможность успешнее решать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи.
Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:
– реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий),
– реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения),
– увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности),
– повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),
– раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).
Идея гармоничного соединения традиционных коррекционных технологий с возможностями ИКТ в процессе обучения и развития детей с ОВЗ, легла в основу программы «Учимся говорить правильно» на базе МБДОУ “Детский сад № 64 г. Астрахань.
Необходимость её решения определилась, во-первых, тем, что рост числа детей имеющих психо-речевые нарушения, осложненных патохарактерологическим развитием личности, неуклонно растет. Во-вторых, своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих психо-речевыми нарушениями, позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
В рамках практического воплощения опыта работы, разработали модель коррекционно-развивающей деятельности на базе ИКТ, в основу которой положены варианты учебных моделей авторов Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинского, и модель организации дошкольной логопедической службы автора О. А. Степановой.
Система коррекционно-образовательной работы на базе ИКТ, предполагает решение следующих задач:
– Обеспечение развивающего обучения дошкольников: всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, формирование у воспитанников психологической базы речи и личностных качеств.
– Создание дополнительных условий психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка-дошкольника, стимулирующих их интеллектуальное и личностное развитие.
– Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к активной и сознательной деятельности по закреплению в условиях семьи новых речевых навыков у детей.
– Оптимизация процедуры изучения речевых и психических функций у детей.
– Укрепление интегративных связей, объединение усилий специалистов, родителей и воспитанников в целях выравнивания речевого и психического развития детей.
В системе коррекционно — развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.
- Работа сдетьми:
– индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических, дефектологических компьютерных технологий и планшетного ПК;
– НОД, индивидуальная образовательная деятельность с использованием мультимедиа презентаций;
– речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
– диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).
- Работа сродителями:
– интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических, дефектологических программ;
– электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
– консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
– творческие недели (логопедические тренинги, организационно — деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).
- Работа спедагогами:
– мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
– семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
– презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
– творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).
Первый блок, предусматривает работу с детьми, имеющими задержку психического развития и системное нарушение речевой деятельности. Для реализации первого направления включаем в индивидуальные логопедические занятия специализированные компьютерные технологии “Игры для Тигры” (авт. Л. Р. Лизунова) и “Мир за твоим окном” (авт. О. И. Кукушкиной, Т. К. Королевской, Е. Л. Гончаровой), поскольку они наиболее полно учитывают основные требования, предъявляемые к логопедическим компьютерным программам. Работая с вышеназванными мультимедийными пособиями, опираясь на их игровое содержание, формируем компоненты речи, развиваем память, мышление, воображение и такие личностные качества наших воспитанников, как самостоятельность, инициативность, ответственность, умение доводить начатое до конца, самооценку.
Форма специализированных занятий с использованием компьютерных технологий — индивидуальная, 1 раз в неделю при условии здоровьесбережения, поскольку дети с ЗПР, системными нарушениями речи имеют отклонения в состоянии здоровья и быстро утомляются. Время проведения занятий — 12–15 минут.
Включение планшетных ПК в индивидуальную коррекционную работу, позволяет разнообразить деятельность ребенка, сделать совместный процесс более интересным и познавательным. Основная цель работы на планшете — формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий у воспитанников.
При проведении НОД используем компьютерные презентации, в соответствии с лексической темой и планом занятия. В сюжетно-игровой форме знакомим детей с временами года, животными, птицами, профессиями, демонстрируя не только зрительные, но и воссоздавая необходимые слуховые ассоциации. Детям нравятся презентации, в которые включены ребусы, кроссворды, изографы. Интересны для ребят развивающие занимательные игровые упражнения по активизации и обогащению словаря, отработки правильных грамматических конструкций. Такие задания дают нам возможность, формировать у воспитанников психологическую базу речи, повысить познавательную мотивацию — как одного из основных качеств обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Таким образом, использование информационных и компьютерных ресурсов не заменяет привычных коррекционных методов и технологий, а является рациональным и удобным источником информации и наглядности, что позволяет:
– создать дополнительную мотивацию к изучению определенной темы у воспитанников, ускоряя запоминание содержания необходимого материала, делая этот процесс осмысленным и долговременным,
– создать дополнительные психолого-педагогические условия развития положительной мотивации к исправлению речевых нарушений у воспитанников.
Второй блок — работа с родителями. Мы согласны с высказыванием, что “…наилучший способ помочь детям — это помочь их родителям”. Поэтому, наша работа предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков у детей.
Проведя в начале учебного года анкетирование среди родителей и встречу за круглым столом, выстраиваем тактику дифференцированного взаимодействия с каждой семьей. Программу сопровождения семейного воспитания ребенка с нарушениями речи с использованием ИКТ планируем в два этапа: просветительский и организацию совместной деятельности семьи и педагогов МБДОУ № 64 г. Астрахани.
В рамках этих этапов реализуем привычные и хорошо зарекомендовавшие себя формы взаимодействия и новые формы коррекционно-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с включением средств мультимедиа.
Например, реализация такой инновационной формы работы, как “Электронные информационные рюкзачки”, зарекомендовала себя очень хорошо. Она выполняет функции электронных домашних заданий в виде обучающих презентаций и электронных памяток-рекомендаций. Считаем, что такая личностно-ориентированная направленность оформления материала выводит отношения педагога и родителей на новый уровень сотрудничества и взаимопонимания, способствует оптимизации работы по познавательному и речевому развитию воспитанников.
Третий блок — работа с педагогами. В целях методического и организационного обновления профессиональной деятельности педагогического коллектива ДОУ, используем формы работы, в состав которых также включен компьютерный компонент: семинары-практикумы, логопедические тренинги, интегрированные занятия, мастер-классы. Например, соединяя многолетний опыт работы специалистов- старожил с умениями молодых специалистов владеющих современными ИКТ создаем новое информационно-образовательное коммуникативное пространство, позволяющее повысить уровень профессионализма педагогов и сформировать креативные качества специалистов, работающих с детьми-логопатами.
Резюмируя вышесказанное, подведем итог, считаем, что разработанная исследовательским коллективом МБДОУ № 64 модель коррекционно-образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, значительно расширяет учебно-информационное пространство и обеспечивает качество дошкольного образования.
Апробация системы коррекционно-образовательной работы на базе ИКТ, показала, что данная модель органично встраивается в организацию помощи дошкольникам с ОВЗ, с учетом индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка, не требует дополнительных затрат учебного времени, не ведет к перегрузке внепрограммными знаниями. Модель доказала правомерность своего существования и высокую результативность работы с воспитанниками, что чрезвычайно актуально для современной практики дошкольного образования, в целях обеспечения поддержки детей, имеющих разную степень выраженности психо-речевых нарушений.
Литература:
- Варченко В. И., Тупичкина Е. А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика” № 6, 2011. С. 22–31.
- Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал “Логопед”, — 2004.- № 2 (22).
- Емченко С. А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в коррекционно-образовательный процесс ДОУ. // Составитель Емченко С. А. — Южно-Сахалинск, Издательство ГОУ ДПО ИРОСО, 2012.