Формирование мнемических приемов запоминания у учащихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 23.04.2017

Статья просмотрена: 6015 раз

Библиографическое описание:

Малинкина, А. В. Формирование мнемических приемов запоминания у учащихся начальных классов / А. В. Малинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 470-471. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42650/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье рассматриваются основные мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания, формирующиеся у детей младшего школьного возраста. Приводятся краткие описания каждого из них. На основе проведенной работы автором утверждается, что для эффективной реализации процесса запоминания необходимо изучать и использовать все возможные мнемические приемы и способы.

Ключевые слова: мнемические приемы, способы запоминания, учащиеся начальных классов

This article discusses the basic mnemonic (mnemotechnical) memorization techniques, emerging from primary school children. Brief descriptions of each of them. On the basis of this work the author argues that for the effective implementation of the process of memorization is necessary to learn and to use all possible mnemonic techniques and methods.

Keywords: mnemonic techniques, memorizing methods, primary school pupils

Память представляет собой единую мнемическую систему, которая включает в себя ряд высших психических процессов, в частности, запоминание, хранение, воспроизведение и забывание той или иной информации [3].

Данные процессы могут характеризоваться как произвольным, так и непроизвольным протеканием. Так, произвольное протекание процессов подразумевает относительную самостоятельность психической деятельности, которая обладает своими мнемическими целями и предполагает наличие определенных приемов для реализации этих целей [4]. Соответственно, непроизвольное протекание не подразумевает каких-либо специальных мнемических целей и приемов.

В рамках данной статьи рассмотрим основные мнемические (мнемотехнические) приемы (связанные с произвольным протеканием психических функций), которые способны облегчить процесс запоминания учебного материала учащимся начальных классов. Прежде всего, следует отметить, что весь процесс овладения мнемическими приемами включает в себя два этапа [1]:

а. первый этап — изучение приема запоминания (на данном этапе учащиеся знакомятся с приемом, с его основными функциями и целями);

б. второй этап — практическое применение приема (учащиеся учатся применять на тот или иной мнемический прием для запоминания и воспроизведения конкретной информации).

Итак, к основным мнемическим приемам относятся [5]:

  1. Группировка (прием, при котором учебный материал группируется по смысловому содержанию, внешним признакам, ассоциациям и т. д.);
  2. Классификация (основой данного приема является распределение предметов, явлений, понятий по общим признакам);
  3. Опорные пункты (прием, позволяющий выделять определенные части из целого; к таким частям относятся заголовки, даты, незнакомая лексика, тезисы, примеры, вопросы, сравнения, цифровые данные и т. д.);
  4. Мнемический план (прием подразумевает совокупность опорных пунктов, состоящих из различных поддержек, которые отражают внешние и внутренние смысловые связи);
  5. Ассоциации (данный прием представляет собой установление связей на основе сходства, смежности (или противоположности) и т. д.);
  6. Аналогия (прием, позволяющий установить сходства (подобия) среди в корне отличающихся предметов, явлений и понятий);
  7. Схематизация (прием изображения или описания предметов, объектов, явлений в «общих чертах», в виде схем, т. е. упрощенное или обобщенное представление изучаемого учебного материала).
  8. Достраивание изучаемого материала (данный прием подразумевает объединение разрозненной информации за счет связок, локальных привязок, вербальных посредников и т. д.).

К наиболее сложным мнемическим приемам относятся систематизация и структурирование запоминаемого материала. Данные приемы обеспечивают продуктивное запоминание, сохранение и воспроизведение любой информации (абстрактной, большого объема, неизвестной, запутанной и т. д.). Основным принципом структурирования и систематизации является упорядочивание внутренней формы запоминаемого материала [2].

Важнейшим мнемическим (мнемотехническим) приемом запоминания является перекодирование, которое, в свою очередь, включает в себя процессы вербализации, проговаривания, представления материала в образной форме, преобразования запоминаемого материала, исходя из фонематических, семантических и др. признаков.

Таким образом, любой мнемический (мнемотехнический) прием — это, прежде всего, выявление и организация определенных связей с запоминаемым материалом. Соответственно, чем более разнообразными приемами владеют учащиеся, тем более продуктивно они запоминают новый материал. Поэтому для максимально эффективной реализации процесса запоминания необходимо изучать и использовать все возможные мнемические приемы. Они будут способствовать не только глубокому пониманию изучаемого материала, но и более продуктивному запоминанию.

Литература:

  1. Бочарова С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. — Харьков, 2007. — 384 с.
  2. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста — Мн., 2000. — 244 с.
  3. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
  4. Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. — СПб.: ИНФРО-М, 2002. — 354 с.
  5. Черемошкина Л. В. Психология мнемических способностей // Диссер. доктора психолог. наук. — Ярославль, 2000. — 587 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прием, запоминаемый материал, учебный материал, непроизвольное протекание, прием запоминания, продуктивное запоминание, учащийся, эффективная реализация процесса запоминания.


Ключевые слова

учащиеся начальных классов, мнемические приемы, способы запоминания

Похожие статьи

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Методические рекомендации по формированию основ читательской самостоятельности у второклассников

Данная статья посвящена одному из важных направлений в работе учителя — формирование основ читательской самостоятельности. Рассматриваются два различных процесса — прочтение ребенком произведения на уроках классного и внеклассного чтения. Автором пре...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения звук...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Похожие статьи

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Методические рекомендации по формированию основ читательской самостоятельности у второклассников

Данная статья посвящена одному из важных направлений в работе учителя — формирование основ читательской самостоятельности. Рассматриваются два различных процесса — прочтение ребенком произведения на уроках классного и внеклассного чтения. Автором пре...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения звук...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Задать вопрос