В данной статье рассматриваются основные мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания, формирующиеся у детей младшего школьного возраста. Приводятся краткие описания каждого из них. На основе проведенной работы автором утверждается, что для эффективной реализации процесса запоминания необходимо изучать и использовать все возможные мнемические приемы и способы.
Ключевые слова: мнемические приемы, способы запоминания, учащиеся начальных классов
This article discusses the basic mnemonic (mnemotechnical) memorization techniques, emerging from primary school children. Brief descriptions of each of them. On the basis of this work the author argues that for the effective implementation of the process of memorization is necessary to learn and to use all possible mnemonic techniques and methods.
Keywords: mnemonic techniques, memorizing methods, primary school pupils
Память представляет собой единую мнемическую систему, которая включает в себя ряд высших психических процессов, в частности, запоминание, хранение, воспроизведение и забывание той или иной информации [3].
Данные процессы могут характеризоваться как произвольным, так и непроизвольным протеканием. Так, произвольное протекание процессов подразумевает относительную самостоятельность психической деятельности, которая обладает своими мнемическими целями и предполагает наличие определенных приемов для реализации этих целей [4]. Соответственно, непроизвольное протекание не подразумевает каких-либо специальных мнемических целей и приемов.
В рамках данной статьи рассмотрим основные мнемические (мнемотехнические) приемы (связанные с произвольным протеканием психических функций), которые способны облегчить процесс запоминания учебного материала учащимся начальных классов. Прежде всего, следует отметить, что весь процесс овладения мнемическими приемами включает в себя два этапа [1]:
а. первый этап — изучение приема запоминания (на данном этапе учащиеся знакомятся с приемом, с его основными функциями и целями);
б. второй этап — практическое применение приема (учащиеся учатся применять на тот или иной мнемический прием для запоминания и воспроизведения конкретной информации).
Итак, к основным мнемическим приемам относятся [5]:
- Группировка (прием, при котором учебный материал группируется по смысловому содержанию, внешним признакам, ассоциациям и т. д.);
- Классификация (основой данного приема является распределение предметов, явлений, понятий по общим признакам);
- Опорные пункты (прием, позволяющий выделять определенные части из целого; к таким частям относятся заголовки, даты, незнакомая лексика, тезисы, примеры, вопросы, сравнения, цифровые данные и т. д.);
- Мнемический план (прием подразумевает совокупность опорных пунктов, состоящих из различных поддержек, которые отражают внешние и внутренние смысловые связи);
- Ассоциации (данный прием представляет собой установление связей на основе сходства, смежности (или противоположности) и т. д.);
- Аналогия (прием, позволяющий установить сходства (подобия) среди в корне отличающихся предметов, явлений и понятий);
- Схематизация (прием изображения или описания предметов, объектов, явлений в «общих чертах», в виде схем, т. е. упрощенное или обобщенное представление изучаемого учебного материала).
- Достраивание изучаемого материала (данный прием подразумевает объединение разрозненной информации за счет связок, локальных привязок, вербальных посредников и т. д.).
К наиболее сложным мнемическим приемам относятся систематизация и структурирование запоминаемого материала. Данные приемы обеспечивают продуктивное запоминание, сохранение и воспроизведение любой информации (абстрактной, большого объема, неизвестной, запутанной и т. д.). Основным принципом структурирования и систематизации является упорядочивание внутренней формы запоминаемого материала [2].
Важнейшим мнемическим (мнемотехническим) приемом запоминания является перекодирование, которое, в свою очередь, включает в себя процессы вербализации, проговаривания, представления материала в образной форме, преобразования запоминаемого материала, исходя из фонематических, семантических и др. признаков.
Таким образом, любой мнемический (мнемотехнический) прием — это, прежде всего, выявление и организация определенных связей с запоминаемым материалом. Соответственно, чем более разнообразными приемами владеют учащиеся, тем более продуктивно они запоминают новый материал. Поэтому для максимально эффективной реализации процесса запоминания необходимо изучать и использовать все возможные мнемические приемы. Они будут способствовать не только глубокому пониманию изучаемого материала, но и более продуктивному запоминанию.
Литература:
- Бочарова С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. — Харьков, 2007. — 384 с.
- Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста — Мн., 2000. — 244 с.
- Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
- Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. — СПб.: ИНФРО-М, 2002. — 354 с.
- Черемошкина Л. В. Психология мнемических способностей // Диссер. доктора психолог. наук. — Ярославль, 2000. — 587 с.