Успех в бизнесе зависит от успеха в маркетинге. Маркетинг помогает сделать так, покупатель выбирает нужные ему продукты и приходит за ними еще. Хороший бизнесмен знает, что хочет покупатель, и дает ему это. Маркетинг может быть определен как предложение покупателям того, что они хотят по приемлемой цене в приемлемом месте и с необходимой долей рекламной информации, чтобы они предпочли наши товары и услуги товарам и услугам конкурентов. Введение маркетинга в хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса способствует повышению эффективности предпринимательства. Логически эту связь можно представить следующим образом. [3]
Рис. 1.
Как подчеркивал первый Президент республики Узбекистан И. А. Каримов: «…успешное решение и углубление реформирования базовых отраслей связанно с эффективным использованием менеджмента и маркетинга, что создаст предпосылки к стабильному и устойчивому развитию народного хозяйства страны» [2].
Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и частного инновационного предпринимательства, направленного на разработку и внедрение передовых наукоемких технологий, позволяющих производить конкурентоспособную продукцию и услуги, требует в первую очередь разработки и утверждения Государственной целевой программы поддержки и развития малого бизнеса и частного предпринимательства в инновационной сфере на 2012–2015 годы.
Малый бизнес и частное предпринимательство может стать наиболее динамично развивающимся сектором, способным оказать существенное влияние как на макро- так и на микроэкономическую сферы. Надо обеспечить не только количественный, но и качественный рост сферы малого бизнеса, надо обратить особое внимание на переход от простых к более сложным высокотехнологичным производствам с ориентацией не только на внутренний, но и внешний рынки. В январе-декабре 2015 года субъектами малого предпринимательства (бизнеса) произведено 56,1 процента общего объема ВВП, что на 0,3 процентных пункта больше, чем за соответствующий период прошлого года. Реализуемые меры по формированию деловой среды, всесторонней поддержки и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства способствовали созданию в 2015 году более 26 тыс. новых субъектов малого бизнеса (без учета фермерских и дехканских хозяйств). В январе-декабре 2014 года субъектами малого предпринимательства (бизнеса) произведено 56,1 процента общего объема ВВП, что на 0,3 процентных пункта больше, чем за соответствующий период прошлого года. Субъектами малого предпринимательства (бизнеса) в январе-декабре 2015 года: [1]
− обеспечена занятость 9897,5 тыс. человек или 77,2 процента всех занятых в экономике, в том числе в индивидуальном секторе занято 7580,3 тыс. человек, на малых предприятиях и микрофирмах — 2317,2 тыс. человек;
− произведено промышленной продукции на 23967,2 млрд. сум или 117,6 процента к уровню января-декабря 2014 года;
− освоено инвестиций на 11716,6 млрд. сум (34,8 процента от общего объема освоенных инвестиций республики) или 113,4 процента к уровню января-декабря 2014 года;
− обеспечен рост грузооборота автомобильного транспорта на 8,6 процента (83,4 процента общего объема грузооборота республики), пассажирооборота на 7,8 процента (88,7 процента от общего объема пассажирооборота);
− сформировано 45,4 процента от общего объема розничного товарооборота республики, который составил 26609,1 млрд. сум (рост на 12,2 процента), платных услуг, соответственно, 48,5 процента и 11004,3 млрд. сум (рост на 16,9 процента);
− экспортировано продукции (товаров и услуг) на 3661,9 млн. долл. США (26,0 процента от общего объема экспорта), импортировано — на 6328,6 млн. долл. США (45,3 процента всего импорта). [1]
Деятельность малого предпринимательства ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования с учетом развития каждого отдельного региона. [2]
Одним из приоритетных направлений развития маркетинга малого бизнеса в Узбекистане является активизация инновационной деятельности предпринимательского сектора экономики, которая приведет к постоянному технологическому совершенствованию производства и появлению новых наукоемких отраслей. [3] Ведущую роль в развитии инновационной деятельности в стране может играть крупный и малый бизнес, частное предпринимательство, которые должны способствовать развитию высокотехнологичных отраслей и расширению производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Решение вышеуказанных проблем в сфере малого и частного предпринимательства поможет сформировать благоприятную среду для эффективного его функционирования. Эта сфера национальной экономики станет прочной опорой нашего общества, его благосостояния, сегодняшнего и будущего развития страны.
Литература:
- Статистическое обозрение Узбекистана за январь-декабрь 2015 года [www.stat.uz/economy/]
- Каримов И. А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. — Т.: Узбекистан,2009.
- Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг = Marketing: An Introduction — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2007.