В процессе деятельности любая организация, независимо от формы собственности и вида деятельности, «обрастает «огромным количеством документов, содержащих различную по ценности информацию. Большинство этой информации утрачивает свою ценность через некоторое время. С каждым годом количество таких, утративших свою значимость, документов только увеличивается, под их хранение требуется выделение больших по площади и специально-оборудованных помещений. В связи с этим возникает необходимость выделить и уничтожить документы с истекшим сроком хранения.
Для того чтобы уничтожить документы с истекшими сроками хранения необходимо выполнить следующие виды работ
- Выделить дела, документы, которые подлежит уничтожению.
- Утвердить акт о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению.
- Передать дела, документы на уничтожение.
Этап 1. Выделение дел идокументов, подлежащих уничтожению
Выделение дел и документов с истекшими сроками хранения к уничтожению является одной из основных целей проведения экспертизы ценности документов в организации. Экспертиза ценности документов — этоизучение документов на основании критериев их ценности для определения сроков хранения документов.
Важно! Экспертизе ценности подлежат все документы организации независимо от видов носителей и способов записи. До проведения экспертизы ценности уничтожение документов запрещается.
Экспертиза ценности документов проводится на основе:
–действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области архивного дела, информации и документационного обеспечения управления;
–типовых, ведомственных и иных перечней документов с указанием сроков их хранения, типовых и примерных номенклатур дел.
Работники службы делопроизводства, ответственные специалисты за делопроизводство в структурных подразделениях организации совместно с экспертной комиссией проводят отбор документов на хранение или уничтожение.
Работы по выделению документов к уничтожению могут также проходить в архиве организации и проводиться работниками архива при проведении экспертизы ценности документов, подлежащих передаче в государственный (муниципальный архив) — для источников комплектования государственных/муниципальных архивов, или в процессе проведения плановых работ по упорядочению дел архивного фонда (для организаций, не являющихся источниками комплектования государственных муниципальных архивов)/
Важно! Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов приказом руководителя создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК), в организациях, имеющих подведомственную сеть, создаются постоянно действующие центральные экспертных комиссии (ЦЭК).
Основным нормативным документом для определения сроков хранения документации является Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. Перечень включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения.
Объектами процесса уничтожения дел, документов являются:
– дела с истекшими сроками хранения, находящиеся в структурных подразделениях организации, а также документы с истекшими сроками хранения, в том числе копии документов, изъятые из дел, подлежащих передаче в архив организации;
– дела временных сроков хранения (свыше 10 лет), сроки хранения которых истекли, сформированные, описанные и учтенные в годовых разделах описей дел, документы в архиве организации.
Важно! При выделении дел к уничтожению в делопроизводстве необходимо просмотреть номенклатуры дел более ранних лет для выделения к уничтожению дел за соответствующие годы, хранящихся в делопроизводстве.
Выделение дел, документов к уничтожению в делопроизводстве осуществляется работником структурного подразделения, который должен выполнить следующие действия:
- произвести отбор документов постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения;
- осуществить выделение (на основе просмотра номенклатуры дел года, за который сдаются дела) дел с истекшими сроками хранения, подлежащих уничтожению, учитывая отметки в номенклатуре дел организации (например, «до минования надобности «(«ДМН «), «при условии проведения (завершения) ревизии «и др.);
- изъять по результатам полистного просмотра дел, передаваемых в архив организации (дела с постоянным и долговременным сроком хранения), копии документов, а также документы, срок хранения которых истек.
Важно! Дела с отметкой «ЭПК «подлежат полистному просмотру в целях выявления документов, подлежащих постоянному хранению. Отметка «ЭПК «означает, что часть документов может быть отнесена к сроку хранения «постоянно «. Выявленные в таких делах документы постоянного хранения выделяются и присоединяются к однородным делам или формируются в самостоятельные дела. Остальные документы с отметкой «ЭПК «включаются в акт на уничтожение. При этом отметка «ЭПК «в акте не указывается.
Этап 2. Порядок составления акта овыделении куничтожению архивных документов, не подлежащих хранению
На дела, срок которых истек, составляется акт о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению (далее — акт). Форма акта утверждена приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях «.
Подготовка акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, в делопроизводстве включает:
- подготовку в структурных подразделениях предложений к акту о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;
- подготовку службой делопроизводства проекта акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению всех структурных подразделений организации;
- согласование и утверждение акта.
Важно! Дела включаются в акт, если предусмотренный для них срок хранения истек к 1 января года, в котором составляется акт и располагаются в той последовательности, в которой они внесены в номенклатуру дел организации.
При составлении акта указываются название и выходные данные перечня документов с указанием сроков хранения на основании, которого документы выделяются к уничтожению.
Табличная форма акта содержит описание выделенных к уничтожению дел.
Графа 1 «№ п/п «– Порядковый номер в графе 1 ставится арабскими цифрами в валовом порядке, начиная с «1 «.
Графа 2 — «Заголовок дела (групповой заголовок документов) «. В отличие от описей, где каждое дело вносится под самостоятельным номером, заголовки однородных дел в акте допускается вносить под общим заголовком. Если в акте указаны дела нескольких структурных подразделений, то название каждого структурного подразделения указывается перед группой заголовков дел этого подразделения.
Графа 3 «Годы «. Указываются годы самого раннего и позднего дела.
Графа 4 «№ описи «и графа 5 «№ ед. хр. по описи «акта не заполняются.
Графа 6 «Количество единиц хранения «. Указывается общее (суммарное) количество дел группы (графа 6 акта).
Графа 7 «Сроки хранения и номера статей по перечню «. Указывается срок хранения дела и номер статьи по перечню, который использовался при выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.
Графа 8 «Примечание «. Указывается дополнительная информация о делах, подлежащих уничтожению, а именно индекс (индексы) дел по номенклатуре дел (Приложение 1).
После заполнения табличной формы в акте оформляется итоговая запись: цифрами и прописью указывается общее количество единиц хранения, выделенных к уничтожению за определенный период, например: 15 (пятнадцать) ед. хр. за 2007–2012 годы.
В архиве организации дела выделяются к уничтожению работником архива по результатам просмотра годовых разделов описей дел, документов временных (свыше 10 лет) сроков хранения и по личному составу.
Работник архива организации, выделяющий дела, не подлежащие хранению, к уничтожению, также в рабочем порядке формирует таблицу со списком этих дел для включения в акт о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению.
Акт о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению, подписывается сотрудником, который производил экспертизу ценности документов (как правило — сотрудник отдела делопроизводства), затем представляется на согласование ЦЭК (ЭК) организации вместе с годовыми разделами описей дел постоянного срока хранения и по личному составу.
Важно! Если организация является источником комплектования государственного или муниципального архива, то дела, включенные в акт, могут быть уничтожены, только после утверждения и согласования ЭПК соответствующего архива описей дел постоянного хранения и по личному составу. После утверждения описей дел постоянного срока хранения ЭПК архивного учреждения в акт о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению, вносится запись о том, что годовые разделы описей дел постоянного хранения за эти же годы утверждены, с указанием даты и номера протокола ЭПК.
После утверждения ЭПК архивного учреждения годовых разделов описей дел постоянного срока хранения и согласования годовых разделов описей дел по личному составу акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждается руководителем организации.
Если организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждает руководитель организации после составления и утверждения годовых разделов описей дел по личному составу.
Предусмотренная в акте строка о внесении изменений в учетные документы указывается при уничтожении дел в архиве организации (в делопроизводстве отметки об уничтожении дел могут проставляться в итоговой записи номенклатуры дел организации).
При заполнении строки о внесении изменений в учетные документы акт подписывает работник архива, внесший изменения в учетные документы с указанием его должности.
Этап 3. Передача дел, документов на уничтожение
Физическое уничтожение документов может осуществляться только после утверждения руководителем организации годовых разделов описей дел постоянного хранения и по личному составу, акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.
Передача дел оформляется приёмо-сдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры.
Погрузка и вывоз на утилизацию осуществляется под контролем сотрудника, ответственного за сохранность документов архива учреждения. В случае необходимости документы могут быть уничтожены также в присутствии представителя организации с составлением акта о физическом уничтожении документов. Данный акт составляется в произвольной форме.
Передача документов на уничтожение фиксируется в заключительной части акта, где указывается количество, сдаваемых на уничтожение единиц хранения документов и их вес.
В случае выбора организацией иного варианта уничтожения дел запись о способе уничтожения в акте должна быть обязательно.
В результате процедуры уничтожения на руках должно остаться несколько документов:
– акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению
– накладная, подписывается двумя организациями в случае передачи документов «на сторону «для уничтожения;
– акт об уничтожении документов оформляется обязательно той организацией, которая осуществляла этот процесс (т. е. это может быть как организация, передающая дела на утилизацию, так и сторонняя организация).
Использование документов, подлежащих уничтожению, для хозяйственных нужд запрещено. Уничтожение документов проводится таким образом, чтобы обеспечивать конфиденциальность любой содержащейся в них информации.
Приложение 1
Пример оформления акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению
На основании Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, отобраны к уничтожению как не имеющие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение документы ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»
№п/п |
Заголовок дела (групповой заголовок документов) |
Годы |
Номер описи |
Номер ед. хр. по описи |
Кол-во ед. хр. |
Сроки хранения иномера статей по перечню |
Примечание |
02. Секретариат |
|||||||
1 |
Приказы учреждения по основной деятельности (копии) |
2006–2009 |
6 |
ДМН, ст. 19 а (прим.) |
Подлинники в отделе кадров |
||
2 |
Переписка с другими организациями по вопросу оказания образовательных услуг |
2006–2010 |
7 |
5 лет ст. 35 а |
|||
3 |
Положения об учреждении (копии) |
2006–2010 |
1 |
ДМН ст. 50 (прим.) |
Подлинники в отделе кадров |
||
03. Отдел кадров |
|||||||
4 |
Графики отпусков |
2006–2008 |
4 |
1 год, ст. 356 |
|||
5 |
Документы лиц, не принятых на работу (анкеты, автобиографии, заявления, рекомендательные письма) |
2006–2009 |
8 |
3 года ст. 663 |
|||
6 |
Документы управления о командировании работников (служебные задания, отчеты, переписка) |
2007–2010 |
3 |
5 лет ст. 669 |
|||
7 |
Документы работников учреждения, не вошедшие в состав личных дел (справки, служебные, докладные записки, заявления) |
2008–2010 |
10 |
5 лет ст. 665 |
|||
Итого 39 (тридцать девять) ед.хр. за 2006–2010 годы.
Описи дел постоянного хранения за 2006–2010 годы утверждены, а по личному составу согласованы с ЭПК Управления по делам архивов Тюменской области (протокол № 3 от 10.12.2009, № 1 от 13.02.2010, протокол № 2 от 15.04.2011)
Документы в количестве 39 ед.хр., весом 6 кг, сданы в ОАО «Вторсырье «на уничтожение, способом — сжигание, по приемо-сдаточной накладной от 28.03.2017 № 4.
Литература:
- Приказ Минкультуры РФ от 18.01.2007 № 19 (ред. от 16.02.2009) «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 20.
- Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 38.
- Приказ Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 2015 (Дата обращения 26.03.2017).
- Кожанова, Е. Уничтожаем документы с истекшими сроками хранения / Е. Кожанова. — (Делопроизводство) // Справочник секретаря и офис-менеджера. — 2014. — № 5. — С. 20–28.
- Рудина, Н. Уничтожение документов: пошаговая инструкция / Наталья Рудина. — (Архивное дело): Шаг 1. Вы начинаете подготовку документов временного хранения: Шаг 2. Оформляем акт: Шаг 3. Рассмотрение акта на уничтожение документов на заседании экспертной комиссии: Шаг 4. Утверждение акта руководителем организации: Шаг 5. Фактическое уничтожение документов // Делопроизводство и документооборот на предприятии. — 2014. — № 5. — С. 40–52.
- Сыродоева, Т. И. Совершенствуем работу по утилизации документов в организации / Т. И. Сыродоева. — (Формула успеха) // Современные технологии делопроизводства и документооборота. — 2014. — № 8. — С. 46–60.