Планирование переносит будущее в настоящее и позволяет вам что-нибудь сделать с ним сейчас.
Алан Лакейн
Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности экономики любого государства в современных условиях является наличие эффективно функционирующей Системы государственного планирования. [3]
В целях формирования целостной и эффективной Системы государственного планирования в Республике Казахстан в 2007 году была начата работа по выстраиванию новой модели государственного планирования на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. [2]
На основе изученного международного опыта и условий ее адаптации в Казахстане в декабре 2007 года была утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированной на результаты. [3]
Целью создания единой Системы государственного планирования явилась повышение эффективности координации деятельности государственных органов по обеспечению социально-экономического развития Республики Казахстан на основе унификации процедур подготовки стратегических и программных документов, определения целевых значений результативности их реализации и мониторинга их достижения. [3]
Созданная Система государственного планирования позволила выстроить иерархию документов, внедрить новые подходы к разработке и содержанию программных документов и планов, усилить ответственность государственных органов за развитие отраслей и сфер и создать условия для эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами и стратегическими задачами. [3]
В рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» 30 ноября 2015 года утвержден Указ Президента Республики Казахстан № 120 направленный на формирование компактной системы государственного планирования. Указом внесены изменения и дополнения в указы Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» и от 4 марта 2010 года
№ 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан». [3]
В рамках шага 92 (Формирование компактной системы государственного планирования. Сокращение количества государственных программ. Упразднение отраслевых программ с интеграцией отдельных отраслевых программ в государственные программы, а также в стратегические планы государственных органов. Переформатирование стратегических планов и программ развития территорий в части ключевых целевых индикаторов) по реализации пяти институциональных реформ проводилась работа по оптимизации государственных программ и упразднению отраслевых программ. С учетом подходов, одобренных Национальной комиссией по модернизации при Президенте Республики Казахстан, количество государственных программ сократилось с 10 до 8.
Из 16 действующих отраслевых программ 11 программ поставлены на утрату и 5 программ, в виду их важности и социально-экономической значимости, преобразованы в Правительственные.
Кроме того, в целях усиления требований к разработке государственных и правительственных программ в Указе предусмотрены новые требования к разработке государственных и правительственных программ.
До разработки новых государственных программ государственный орган разрабатывает концепцию проекта государственной или правительственной программы с дальнейшей ее презентацией в Правительстве с участием депутатов Парламента для одобрения целесообразности разработки государственной или правительственной программы.
В рамках внедрения бюджета, ориентированного на результат и реализации 92 шага по реализации пяти институциональных реформ, выработаны новые подходы и новые форматы стратегического плана и бюджетной программы.
Также, работа Республиканской бюджетной комиссии начиная с 2016 года переакцентирована на рассмотрение отчетов по реализации стратегических планов и бюджетных программ за предыдущий период. То есть, при рассмотрении Республиканской бюджетной комиссией бюджетных заявок и бюджетных программ государственных органов будут учитываться достижение целевых индикаторов и конечных результатов, запланированных в проектах стратегических планов и бюджетных программ.
Внесенные дополнения в Бюджетный кодекс определяют многие виды ответственности за неэффективное планирование и использование бюджетных средств (за некачественное планирование и недостижение результатов бюджетной программы, за обоснованность бюджетной заявки, за недостижение результатов бюджетной программы при полном освоении бюджетных средств и др.).
Для начала практической реализации данных подходов и внедрения новых форматов стратегического плана и бюджетной программы:
- Внесены изменения в Бюджетный Кодекс Республики Казахстан, предусматривающие переход всех государственных органов на новые форматы стратегического плана и бюджетной программы.
Расширена самостоятельность государственных органов на этапе планирования и исполнения бюджетных программ.
При этом, впервые была введена ответственность руководителя администратора бюджетной программы и руководителя бюджетной программы за некачественное планирование и не достижение прямых и конечных результатов бюджетной программы, в том числе при полном освоении бюджетных средств.
- Внесены изменения в указы Президента Республики Казахстан от
18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» и от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан», предусматривающий новый формат стратегического плана.
- Разработаны и утверждены Методика и Правила по разработке стратегического плана и бюджетной программы в новом формате.
Таким образом, в рамках формирования бюджета на 2016–2018 годы стратегические планы и бюджетные программы утверждены в новых форматах.
Еще одним шагом по совершенствованию Системы государственного планирования является внедрение комплексных индикаторов для Правительства, а также, ключевые индикаторы для министров, акимов областей, городов Астана и Алматы, разработка которых предусмотрена в рамках 91 шага (Переход государственного управления к госуправлению по конкретным результатам в рамках стандартизированных и минимальных процедур мониторинга, оценки и контроля. Система дисциплинарного контроля должна основываться исключительно на контроле достижения целевых индикаторов. Все поручения процедурного характера и промежуточный контроль должны быть упразднены. Государственным органам будет предоставлена самостоятельность в деятельности по достижению поставленных перед ними целевых индикаторов) по реализации пяти институциональных реформ, с целью определения четкой иерархии целей и индикаторов работы государственного аппарата.
Для реализации данных мер, предусмотрены изменения в Бюджетный Кодекс, касательно дополнения норм по заключению Меморандумов между Премьером-Министром Республики Казахстан и министрами, Премьер–Министром Республики Казахстан и акимом области, города республиканского значения, столицы, содержащий ключевые целевые индикаторы, достижение (выполнение) которых первый руководитель госоргана, области, города республиканского значения, столицы обязуется обеспечить в плановом периоде.
Ключевые целевые индикаторы представляют собой основные целевые индикаторы, которые отражают положительные изменения в социально-экономическом развитии и ориентируются на повышение уровня удовлетворенности граждан. [1]
Достижение ключевых целевых индикаторов будет тесно связана с оценкой деятельности первых руководителей и новой бонусной системой оплаты труда для первых руководителей госорганов и акимов областей, городов Астаны и Алматы.
Важно отметить, что большинство ключевых индикаторов структурно будут являться одними из важнейших целевых индикаторов стратегических планов государственных органов, программ развития территорий, либо их производными. Таким образом, оценка деятельности первых руководителей будет неразрывно связана с оценкой деятельности руководимых ими государственных или местных исполнительных органов.
И последний вопрос, решаемый в рамках Системы государственного планирования — это оценка документов Системы государственного планирования и деятельности государственных органов (93 шаг — Внедрение новой системы аудита и оценки работы государственного аппарата. Оценка государственных программ будет проводиться один раз в три года. Оценка результативности государственных органов будет осуществляться ежегодно по стратегическим планам. Принятие закона
«О государственном аудите и финансовом контроле». Счетный комитет будет работать по модели первоклассных мировых аудиторских компаний и уйдет от текущего операционного контроля).
В рамках формирования модели транспарентного и подотчетного государства с 2017 года результативность работы государственных органов будет оцениваться в три этапа путем проведения внутренней оценки, самооценки и внешней независимой оценки.
– службами внутреннего аудита государственных органов предусматривается проведение оценки эффективности внутренних процессов государственного органа, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
– уполномоченными на оценку государственными органами осуществление оценки эффективности деятельности государственных органов по соответствующим трем направлениям (оценка достижения стратегических целей; оценка взаимодействия с гражданами; оценка организационного развития госорганов);
– Комиссией по оценке деятельности государственных органов (внешняя независимая оценка) предусматривается формирование и внесение Главе государства итогового заключения о результатах деятельности госорганов, которое будет основываться на заключениях по оценке эффективности деятельности госорганов, достижению ключевых целевых индикаторов, реализаций государственных/правительственных программ, а также с учетом рекомендаций Общественных советов при госорганах, отчетов, исследований, обзоров международных организаций, международных рейтингов.
В результате данная модель Системы оценки обеспечит активное участие независимых экспертов в оценке работы государственных органов и повысит персональную ответственность первых руководителей государственных органов.
Таким образом, совершенствование Системы государственного планирования позволит создать условия для обеспечения более тесной увязки бюджетных расходов со стратегическими направлениями и целями государственных органов, оптимизировать большое количество документов Системы государственного планирования и повысить эффективность бюджетного планирования за счет большего акцента на результаты и ответственность государственных органов всех уровней управления.
Литература:
- Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года
- Указ Президента РК от 28 августа 2013 года № 625 «О Концепции совершенствования Системы государственного планирования, ориентированной на результаты».
- Есенова А. С. Становление и развитие системы государственного планирования в республике казахстан (исторический обзор) // http://group-global.org/ar/node/31867