Урок — это зеркало общения и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский
SWOT-анализ как инструмент для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды учебного процесса. SWOT-анализ проводится с помощью «мозговой атаки», при полном участии (в различных группах) всех студентов группы. При проведении SWOT-анализа с помощью «мозговой атаки», один из участников дискуссии действует как посредник, направляющий остальных, принимающий предложения, записывающий их и обобщающий полученную информацию. Результаты записываются на доске или листе, разделенном на четыре части. Разрабатывая стратегию проведения урока на основе SWOT-анализа, необходимо стремиться к тому, чтобы перевести «слабые стороны» и «возможности» в раздел «сильные стороны» и постараться по возможности скомпенсировать «угрозы», на которые студенты в процессе изучения английского языка не в состоянии повлиять, а могут только каким-то образом к ним приспособиться. Аббревиатура SWOT означает: Strengths — сильные стороны; Weakness —– слабые стороны; Opportunities — возможности; Threats — угрозы. Иными словами, SWOT — это анализ сильных и слабых сторон изучаемой темы, а также возможностей и угроз со стороны окружающей среды при ее изучении. «S» и «W» относятся к состоянию знаний языка, а «O» и «T» к внешнему окружению и возможностям изучения языка. SWOT-анализ позволяет оценить силы и ресурсы при изучении определенной темы, необходимые для реализации имеющихся возможностей и противостояния внешним угрозам, а также внутренние недостатки, требующие скорейшего устранения. К сильным сторонам данного метода можно отнести: возможность применения в самых разнообразных сферах общения и в переводческой деятельности, возможность адаптации к объекту исследования любого уровня, свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей, возможность применения, как для оперативного изучения, так и для профессионального изучения и применения в практику перевода.
Основная цель таких тренингов в образовательном процессе вуза — системная подготовка студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности со знанием английского языка.
Данный метод вполне применим при изучении английского языка как на любительском так и на профессиональном уровне. В этом случае для проведения SWOT-анализа, исследуются факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность студента и преподавателя при изучении иностранного языка.
Под сильной стороной понимаются особенности, возможности, ценные организационные ресурсы, личные достижения преподавателя или студента, то есть все то, что дает преимущество перед другими в педагогической деятельности. К слабым сторонам следует отнести, например, низкую квалификацию преподавателя, слабое знание языка студентами, устаревшие образовательные программы, слабое техническое оснащение образовательного процесса и т. п.
Возможности и угрозы — это не только внутренние (как предполагает метод SWOT-анализа), но и внешние вероятные факторы, реализация которых соответственно улучшит или ухудшит профессионально-педагогическую деятельность, повысит или понизит ее эффективность и престиж.
Базовый уровень предполагает владение понятийно-терминологическим аппаратом профессионально-педагогической деятельности, знание современных методик и технологий обучения, умение поэтапного планирования учебных занятий и т. п. Системный уровень требует способности к анализу педагогических ситуаций по заданным критериям, разработке педагогических контрольных материалов, в том числе компетентностно-ориентированных и др. Профессиональный уровень предусматривает владение методами педагогического проектирования, способность к модернизации и оптимизации известных педагогических технологий, готовность к прогнозированию и предупреждению возможных ошибок преподавателей и студентов при выполнении заданий и т. п. из опроса студентами уровня преподавания были выявлены слабые стороны которые могут привести к непоправимой угрозе.
S- Сильные стороны. Проведен анализ литературы, посвященной теме лекции; разработан подробный план-конспект лекции |
W- Слабые стороны. Читает лекцию по конспекту, допускает ошибки в произношении слов; отсутствуют выводы |
O- Возможности. Более тщательная проработка темы, работа над дикцией |
T- Угрозы При отсутствии обратной связи со студентами возможно возникновение чувства «бесполезности», что в свою очередь повлечет недооценку себя как будущего преподавателя |
Таким образом, в условиях реализации в профессиональном образовании компетентностного подхода педагогический тренинг может рассматриваться как интерактивная форма организации педагогической практики студентов бакалавриата, позволяющая не только формировать, но и диагностировать их общекультурные и профессиональные компетенции. Метод SWOT-анализа позволила воспользоваться представленными возможностями и организовать мероприятия для искоренения слабых сторон и повышения устойчивости студента к негативным тенденциям внешней среды, угрозам, связанным с взаимодействием с различными субъектами и организациями.
Результаты SWOT-самоанализа студента как будущего педагога
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Любознательность. 2.Коммуникабельность, тактичность. 3.Грамотная речь. 4.Ответственное отношение к делу. 5.Владение объемной теоретической базой. 6.Устойчивая нервная система. 7.Хорошая память. 8.Уверенность в себе. 9.Подвижность, гибкость. 10.Способность творчески подходить к решению проблем. 11. Способность объективно оценивать ситуацию. 12. Жизнелюбие, оптимизм. |
1.Средняя степень организации рабочего процесса, отсутствие чётко распланированного графика и последовательных действий. 2. Отвлечённость на посторонние дела. 3. Затруднения при расстановке приоритетов, стремление охватить очень большой объем информации. 4. Недостаток силы воли. |
Возможности |
Угрозы |
1. Положительное социальное окружение. Круг здравомыслящих адекватных людей. 2.Обучение в интеллектуальной среде, характеризующейся постоянными потоками новых идей. 3.Непосредственное общение с преподавателями и студентами. 4. Развитая информационная среда, использование различных образовательных ресурсов. 6. Получение диплома, дополнительных сертификатов подтверждающего высокое качество образования. |
1. Небольшой практический опыт. 2.Усиление конкуренции на рынке трудовых ресурсов. 3.Неучастие в различных профессиональных тренингах, семинарах, конференциях. 4. Размытое представление об обратной стороне профессио-нальной деятельности. |
Для дальнейшего успешного профессионального развития необходимо увеличить активность студента, а также предпринять систему мер, направленных на совершенствование организованности и дисциплинированности. На основе проведенного самоанализа можно сформулировать вывод о том, что для достижения главной цели надо охватить возможные варианты решений проблемы, определить приоритетное направление действий, а это в свою очередь формулирует стратегию дальнейшего развития личности.
Литература:
- Ишомухаммедов Р., Абдукадиров А., Пардаев А. Инновационные технологии в образовании.// Ташкент. -2008. -180 с.