Разработка стратегии проведения урока на основе SWOT-анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 01.05.2017

Статья просмотрена: 4881 раз

Библиографическое описание:

Яхшиева, З. Ш. Разработка стратегии проведения урока на основе SWOT-анализа / З. Ш. Яхшиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42530/ (дата обращения: 18.12.2024).



Урок — это зеркало общения и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В. Сухомлинский

SWOT-анализ как инструмент для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды учебного процесса. SWOT-анализ проводится с помощью «мозговой атаки», при полном участии (в различных группах) всех студентов группы. При проведении SWOT-анализа с помощью «мозговой атаки», один из участников дискуссии действует как посредник, направляющий остальных, принимающий предложения, записывающий их и обобщающий полученную информацию. Результаты записываются на доске или листе, разделенном на четыре части. Разрабатывая стратегию проведения урока на основе SWOT-анализа, необходимо стремиться к тому, чтобы перевести «слабые стороны» и «возможности» в раздел «сильные стороны» и постараться по возможности скомпенсировать «угрозы», на которые студенты в процессе изучения английского языка не в состоянии повлиять, а могут только каким-то образом к ним приспособиться. Аббревиатура SWOT означает: Strengths — сильные стороны; Weakness —– слабые стороны; Opportunities — возможности; Threats — угрозы. Иными словами, SWOT — это анализ сильных и слабых сторон изучаемой темы, а также возможностей и угроз со стороны окружающей среды при ее изучении. «S» и «W» относятся к состоянию знаний языка, а «O» и «T» к внешнему окружению и возможностям изучения языка. SWOT-анализ позволяет оценить силы и ресурсы при изучении определенной темы, необходимые для реализации имеющихся возможностей и противостояния внешним угрозам, а также внутренние недостатки, требующие скорейшего устранения. К сильным сторонам данного метода можно отнести: возможность применения в самых разнообразных сферах общения и в переводческой деятельности, возможность адаптации к объекту исследования любого уровня, свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей, возможность применения, как для оперативного изучения, так и для профессионального изучения и применения в практику перевода.

Основная цель таких тренингов в образовательном процессе вуза — системная подготовка студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности со знанием английского языка.

Данный метод вполне применим при изучении английского языка как на любительском так и на профессиональном уровне. В этом случае для проведения SWOT-анализа, исследуются факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность студента и преподавателя при изучении иностранного языка.

Под сильной стороной понимаются особенности, возможности, ценные организационные ресурсы, личные достижения преподавателя или студента, то есть все то, что дает преимущество перед другими в педагогической деятельности. К слабым сторонам следует отнести, например, низкую квалификацию преподавателя, слабое знание языка студентами, устаревшие образовательные программы, слабое техническое оснащение образовательного процесса и т. п.

Возможности и угрозы — это не только внутренние (как предполагает метод SWOT-анализа), но и внешние вероятные факторы, реализация которых соответственно улучшит или ухудшит профессионально-педагогическую деятельность, повысит или понизит ее эффективность и престиж.

Базовый уровень предполагает владение понятийно-терминологическим аппаратом профессионально-педагогической деятельности, знание современных методик и технологий обучения, умение поэтапного планирования учебных занятий и т. п. Системный уровень требует способности к анализу педагогических ситуаций по заданным критериям, разработке педагогических контрольных материалов, в том числе компетентностно-ориентированных и др. Профессиональный уровень предусматривает владение методами педагогического проектирования, способность к модернизации и оптимизации известных педагогических технологий, готовность к прогнозированию и предупреждению возможных ошибок преподавателей и студентов при выполнении заданий и т. п. из опроса студентами уровня преподавания были выявлены слабые стороны которые могут привести к непоправимой угрозе.

S- Сильные стороны. Проведен анализ литературы, посвященной теме лекции; разработан подробный план-конспект лекции

W- Слабые стороны. Читает лекцию по конспекту, допускает ошибки в произношении слов; отсутствуют выводы

O- Возможности. Более тщательная проработка темы, работа над дикцией

T- Угрозы При отсутствии обратной связи со студентами возможно возникновение чувства «бесполезности», что в свою очередь повлечет недооценку себя как будущего преподавателя

Таким образом, в условиях реализации в профессиональном образовании компетентностного подхода педагогический тренинг может рассматриваться как интерактивная форма организации педагогической практики студентов бакалавриата, позволяющая не только формировать, но и диагностировать их общекультурные и профессиональные компетенции. Метод SWOT-анализа позволила воспользоваться представленными возможностями и организовать мероприятия для искоренения слабых сторон и повышения устойчивости студента к негативным тенденциям внешней среды, угрозам, связанным с взаимодействием с различными субъектами и организациями.

Результаты SWOT-самоанализа студента как будущего педагога

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Любознательность.

2.Коммуникабельность, тактичность.

3.Грамотная речь.

4.Ответственное отношение к делу.

5.Владение объемной теоретической базой.

6.Устойчивая нервная система.

7.Хорошая память.

8.Уверенность в себе.

9.Подвижность, гибкость.

10.Способность творчески подходить к решению проблем.

11. Способность объективно оценивать ситуацию.

12. Жизнелюбие, оптимизм.

1.Средняя степень организации рабочего процесса, отсутствие чётко распланированного графика и последовательных действий.

2. Отвлечённость на посторонние дела.

3. Затруднения при расстановке приоритетов, стремление охватить очень большой объем информации.

4. Недостаток силы воли.

Возможности

Угрозы

1. Положительное социальное окружение. Круг здравомыслящих адекватных людей.

2.Обучение в интеллектуальной среде, характеризующейся постоянными потоками новых идей.

3.Непосредственное общение с преподавателями и студентами.

4. Развитая информационная среда, использование различных образовательных ресурсов.

6. Получение диплома, дополнительных сертификатов подтверждающего высокое качество образования.

1. Небольшой практический опыт.

2.Усиление конкуренции на рынке трудовых ресурсов.

3.Неучастие в различных профессиональных тренингах, семинарах, конференциях.

4. Размытое представление об обратной стороне профессио-нальной деятельности.

Для дальнейшего успешного профессионального развития необходимо увеличить активность студента, а также предпринять систему мер, направленных на совершенствование организованности и дисциплинированности. На основе проведенного самоанализа можно сформулировать вывод о том, что для достижения главной цели надо охватить возможные варианты решений проблемы, определить приоритетное направление действий, а это в свою очередь формулирует стратегию дальнейшего развития личности.

Литература:

  1. Ишомухаммедов Р., Абдукадиров А., Пардаев А. Инновационные технологии в образовании.// Ташкент. -2008. -180 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сторона, SWOT, возможность, английский язык, внешняя среда, метод SWOT-анализа, проведение SWOT-анализа, профессионально-педагогическая деятельность, профессиональный уровень, студент.


Похожие статьи

Разработка алгоритма получения вибрационных характеристик имитатора ГТД с использованием SCADA-системы

Организация учебных занятий по педагогике на основе имитации элементов телевидения

Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе

Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала салона красоты (на примере салона «Ананас» г. Якутска)

Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет использования ТРИЗ-технологий

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Практическое исследование мультимодальных текстов на основе видеоматериала по теме «Аспирация»

Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Разработка конспекта урока с использованием интенсивных методов обучения иностранному языку

Похожие статьи

Разработка алгоритма получения вибрационных характеристик имитатора ГТД с использованием SCADA-системы

Организация учебных занятий по педагогике на основе имитации элементов телевидения

Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе

Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала салона красоты (на примере салона «Ананас» г. Якутска)

Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет использования ТРИЗ-технологий

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Практическое исследование мультимодальных текстов на основе видеоматериала по теме «Аспирация»

Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Разработка конспекта урока с использованием интенсивных методов обучения иностранному языку

Задать вопрос