Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Нажметдинова, В. М. Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области / В. М. Нажметдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 266-272. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42704/ (дата обращения: 16.11.2024).



Экспериментальное исследование проходило в МОУ СОШ № 6 в 2 «Б» классе, находящийся по адресу Россия, Челябинская область, г. Верхний Уфалей, улица Карла Маркса, 135. Класса состоящий из 21 ученика, был разделен на группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10 человек, в контрольную группу — 11 человек.

Цель исследования — выявить у учащихся экспериментального класса уровень сформированности читательских умений.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа:

Констатирующий — целью, которого является определение уровня сформированности читательских умений у учеников иследемого класса.

Формирующий — SmartTextBoxцелью, которого является подобрать приемы формирования читательских умений у исследуемого класса при работе над языком устно-поэтических произведенией.

Контрольный — цель его, определение эффективности влияния приемов формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений у учеников исследуемого класса.

Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:

1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3) умение устанавливать причинно-следственные связи;

4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5) умение видеть авторскую позицию;

6) умение осознавать идею произведения. [3, с. 48]

На первом этапе эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст А. П. Гайдара «Совесть». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.

На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).

Вопросы для анализа текста:

Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение — проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа — проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Кратко перескажи последовательность событий рассказа — проверка умения устанавливать причинно-следственные связи.

Объясни поступки Нины и вырази к ним свое отношение — проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.

Определи авторское отношение к главной героине рассказа — проверка умения видеть авторскую позицию.

Сформулируй идею (основную мысль) рассказа — проверка умения осознавать идею произведения. [2, с. 76]

Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:

– высокий уровень — 3 балла;

– средний уровень — 2 балла;

– низкий уровень — 1 балл.

Критерии для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.

Уровни сформированности читательских умений распределяются следующим образом:

Высокий уровень — когда у учащихся сформированы все шесть умений, т. е.: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев. Умение осваивать композицию произведения, увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения.

Выше среднего — когда у учащихся сформированы от пяти до четырех читательских умений: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев.

Средний уровень — когда сформированы три умения: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев.

Низкий уровень — когда сформированы два умения: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.

По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.

Таблица 1

Уровень развития читательских умений младших школьников

п/п

Имя испытуемого

Сформированные читательские умения

Уровень развития читательских умений

Экспериментальная группа

1

Ученик 1

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Средний уровень

2

Ученик 2

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Высокий уровень

3

Ученик 3

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Средний уровень

4

Ученик 4

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Высокий уровень

5

Ученик 5

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Высокий уровень

6

Ученик 6

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Низкий уровень

7

Ученик 7

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Высокий уровень

8

Ученик 8

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. Способна самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

Уровень выше среднего

9

Ученик 9

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Средний уровень

10

Ученик 10

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Средний уровень

Контрольная группа

1

Ученик 11

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Средний уровень

2

Ученик 12

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Высокий уровень

3

Ученик 13

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Низкий уровень

4

Ученик 14

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Высокий уровень

5

Ученик 15

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Высокий уровень

6

Ученик 16

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. Способна самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

Уровень выше среднего

7

Ученик 17

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Средний уровень

8

Ученик 18

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Высокий уровень

9

Ученик 19

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Высокий уровень

10

Ученик 20

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. Способна самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

Уровень выше среднего

11

Ученик 21

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Средний уровень

Таблица 2

Сводная таблица

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Экспериментальная группа

4

40

1

10

4

40

1

10

Контрольная группа

5

45

2

18

3

27

1

9

Рис 1. Уровни сформированности читательских умений 2 «Б» класса

Анализ таблицы показал, что в экспериментальной группе высокий уровень читательских умений сформирован у 4 учеников, что составило — 40 %, в контрольной группе высокий уровень сформирован у 5 учеников, что составило- 45 %. Выше среднего уровня читательскими умениями обладаеет всего 1 ученик — 10 %, в контрольной группе — 2 ученика- 18 %. Средний уровень читательских умений сформирован в экспериментальной группе у 4 учеников — 40 %, в контрольной группе у 3 учеников, что составило- 27 %. На низком уровне сформированности читательских умений, в экспериментальной и контрольной группе находится по 1 ученику, что составляет в экспериментальной группе 10 %, а в контрольной 9 % соответственно.

Очевидно, что усилия педагогов начальной школы должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Все больше и больше современных методистов приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника.

Литература:

  1. Нажметдинова В. М. Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 9. — С. 345–347.
  2. Кривилева Е. Е. Алгоритм уроков чтения. // Начальная школа. — 2008. — № 3. — С. 86–90
  3. Леонтьев А. А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 2001. -76. с.
Основные термины (генерируются автоматически): воображение картины, картин природы, описание героя, помощь учителя, причинность событий, личное отношение, высокий уровень, авторская позиция, предметное содержание, умение.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Методические подходы к проведению тематических мероприятий по материалам краеведческой работы школьников в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Развитие творческого мышления и личностных качеств учащихся академических лицеев на уроках русского языка и литературы

Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж)

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Методические подходы к проведению тематических мероприятий по материалам краеведческой работы школьников в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Развитие творческого мышления и личностных качеств учащихся академических лицеев на уроках русского языка и литературы

Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж)

Задать вопрос