Термин «портфолио» достаточно давно широко применяется в педагогике.
«Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ.) — собрание лучших художественных и научных работ, которые дают представление о об услугах той или иной организации (фирмы) или специалиста (самого разного направления бизнес-деятельности». В педагогике понятие «портфолио» нередко заменяется понятием «портфель достижений». существенная разница между этими понятиями невелика.
Где используется портфолио?
‒ фотография (собрание фотографий различных направлений, направленных на показ клиенту всех оттенков деятельности фотографа), а также отображение колорита художественных работ;
‒ дизайн и веб-дизайн. (показ дизайнером всех направлений своей деятельности, качества своих работ).
‒ образование (самые значимые достижения во всех областях образования как для преподавателя и студента, так и для обучающихся).
‒ Самым точным определением педагогического портфолио на наш взгляд является классификация К. Варвуса, который определяет портфолио, как «собрание доказательств, используемых в образовании для мониторинга знаний и способностей обучаемых». Кроме того, это демонстрация достижений во всех областях науки. Портфолио- это не только накопительный пакет достижений, но оценивающий и направленный на рефлексию [4, с.104].
Портфолио пришло на смену оценочной системе достижений.
Существует несколько разновидностей систем накопления достижений [5, с.56]. Выделим общие черты, которые присутствуют во всех системах накопления. Всегда определяется палитра учебных заданий, которую заранее знают обучающиеся. Задания всегда делятся на обязательные и произвольные. Баллы, полученные обучающимися за качественное выполнение заданий, складываются. Достижение определенного уровня изначально выражается в баллах, а затем баллы переводятся в отметки. Данные пункты присутствуют в каждой такой системе.
Подразделяют следующие виды систем накопления.
- Простая накопительная.Сразу известно количество баллов, соответствующее той или иной итоговой оценке. Отличие простой накопительной системы от традиционной заключается в переводе баллов в оценку. Данная система более дифференцирована, чем традиционная. Наиболее целесообразно ее применение оценивании зачетных заданий.
- Система накопления с весовыми коэффициентами.Все задания в данной системе разнообразны и имеют «различный вес» в оценивании. А поскольку используется «разная стоимость» заданий обычно используется оценивание работ в соответствии с большой разбаловкой.
- система накопления с весовыми коэффициентами и рейтингованием. В данной системе предлагается брать полученные учеником баллы (их количество) за основу итогового оценивания. что делает недифференцированными оценки за разные периоды обучения. Добавление сравнительных результатов, который определяется как набранные учеником очки от высшего балла обязательных для выполнения заданий, приводит к тому, что в конце учебного года итоговые отметки за весь период обучения становятся сопоставимыми с ранее полученными отметками.
- Система накопления с динамическим рейтингом.Предыдущие системы направлены на подведение итогов обучения только руководствуясь итоговыми отметками или баллами обучающихся. Динамика, определяемая как часть набранных учеником баллов от суммы обязательных для выполнения учебных заданий и позволяет в любой момент видеть предварительные итоги обучения. Введение такого вида рейтинга возможно только при наличии компьютерных технологий. Данная система является дифференцированной, так как включает разноуровневые задания. В этом и заключается суть «динамической системы».
Такая разновидность системы обладает наиболее широкими возможностями среди всех систем. Она наиболее динамична и, следовательно, наиболее часто используется в различных сферах деятельности.
Оценка содержимого «портфеля» осуществляется всеми участника образовательной системы в системе содержания качества и информативности с позиции образовательного учреждения.
Педагог вправе использовать такую форму портфолио своих учеников для подтверждения своей квалификационной категории.
«Портфель достижений» — результативная форма оценивания, решающая целый ряд образовательных задач:
‒ поддержка высокой мотивированности участников образовательной деятельности;
‒ поощрение активности и стремления, расширения возможностей обучения и самосовершенствования;
‒ совершенствование навыков рефлексии и способности учащихся к оцениванию собственной деятельности;
‒ формирование умения самообучения — учиться планированию и организации обучения;
Принципы формирования портфолио:
‒ разноплановость содержания –портфолио должно отображать успехи в учебной, олимпиадной, внеурочной деятельности учащихся, а также в портфолио ведется мониторинг достижений.
‒ Выбор нужного направления — в портфолио размещается информация по разным учебным направлениям.
‒ технологичность — портфолио направлено на развитие навыков самостоятельной деятельности и самореализации собственной деятельности.
‒ актуальность — материалы представлять в виде презентации достижений в учебе различного уровня.
«Портфолио достижений» включает в себя успешные работы, достигнутые в разных областях деятельности, таких как концертное творчество, социализированная деятельность, способность к активному общению, активная физическая деятельность, которыми обучающийся занимается как в школьной среде, так и за ее пределами [3, с.32].
Структура и содержание данного документа. В портфолио достижений ребенка, обучающегося в начальной школе, необходимо включить информацию, направленную на достижение результатов высокого уровня в рамках обучения в начальном звене. Здесь можно увидеть детские работы в различных направлениях —сочинительские, материалы разнообразных наблюдений, достижения, достигнутые во внеурочной деятельности и деятельности в рамках урока.
Достижения детей могут быть представлены как работами в рамках обязательных уроков, так и в ходе активных занятий во внеурочное время.
Необходимо проведение начальной диагностики итоговых работ различных уровней по разным предметам. Далее работы подбираются так, чтобы их содержание показало результативность, качество полученных знаний, постоянное совершенствование получаемых учащимися на уроках УУД. Примерами такого рода работ могут быть:
‒ языковые дисциплины — письменные разновидности работ по предмету на заданную и произвольную тему, монологическое и диалогическое аудирование, «дневники читателя», иллюстрированные детские проекты, материалы, которые можно использовать для самоанализа;
‒ точные дисциплины — графические диктанты, точные исследования, виды решения учебных материалов разной направленности, математические модели, ответы учащихся в записи (демонстрирующих математические навыки по разным темам, доказательств, конкурсных выступлений, а также анализирующие таблицы.
‒ Естественно- научные дисциплины — наблюдения за природными факторами, исследования, осуществляемые в ходе наблюдений, интервью, диалогические аудиозаписи, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
‒ эстетический цикл — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, проекты по музыкальным произведениям, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний.
‒ технология — иллюстрированные изображения продуктов практической деятельности, проекты по изготовлению изделий практического назначения.;
‒ физкультура — режим дня, выработанный и составленный вместе с родителями, комплексы упражнений, направленных на укрепление разных частей тела, разработанные учеником, физические достижения.
Собранные материалы наблюдений (листы оценки, результаты различных наблюдений и т. п.) за процессом успешного и результативного владения принципами ФГОС НОО, которые ведут учителя в первой ступени образования (выступающие также в роли классного руководителя), а также другие преподаватели (выступающие и в роли наставников и классного руководителя), школьный психолог, заместитель директора по воспитательной работы и другие ученики, занимающиеся собранием портфолио.
Мы считаем, что «портфолио» — это незаменимый документ в работе с обучающимися. Портфолио помогает преподавателю выявить одаренных учащихся, вести классификацию «роста» своих учеников, а учащимся такой инструмент оценки своих успехов помогает самосовершенствоваться, самомотивироваться и классифицировать свои результаты.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с. — (Стандарты второго поколения).
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст]: // Платное образование. — 2008. — № 11. — С. 10–13.
- Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. [Текст] — М.: Знание, 2001.- 96 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; N 10).
- Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст]: Мотивация поведения и формирования личности/ В. Г. Асеев — М.: Из-во «Мысль», 2003. — 247с.
- Воронов, В. В. Накопительные системы как основа модернизации балльной системы оценивания [Электронный ресурс] http://www.emissia.org/offline/2005/983.htm
- Глассер, У. Школа без неудачников [Текст]: Школа без неудачников/ У.Глассер // М., 1991. — 445 с..